Скачать 149.75 Kb.
|
МОУ СОШ № 13, г. ЯРОСЛАВЛЬ, 2008 Использование интерактивной доски на интегрированных уроках. Урок по теме: "Гармонические колебания" (алгебра + физика) Крылова Ирина Адольфовна, учитель математики Чех Ирина Ивановна, учитель физики 1.Пояснительная записка. Тема “График гармонического колебания” рассматривается в 10-м классе в курсе “Алгебра и начала анализа”. Данной темой заканчивается рассмотрение главы “Тригонометрические функции”. Гармонические колебания изучаются и в курсе физики в 9-м и 11-м классах в темах «Механические колебания», «Переменный электрический ток», «Электромагнитное поле и волны». Таким образом, цель данного урока создать своеобразный мостик между предметами, показать связь данного математического объекта с явлениями действительного мира и сформировать целостное представление темы и ее практическое применение. Место урока в образовательной области и предмете: - урок по алгебре и началам анализа в 10-м классе, глава “Тригонометрические функции”, тема “График гармонического колебания”; - урок по физике входит в раздел “Динамика” в 10 классе по теме “Гармонические колебания”. Тип урока. Интегрированный урок физики и алгебры в 10-м классе. Вид урока. Урок обобщения и систематизации знаний по теме « Гармонические колебания». Профиль школы, класса. Урок разработан для учащихся общеобразовательной школы. Объем урока. 1 час. Принцип отбора содержания учебного материала: содержание отобрано в соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся. Цели урока: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные: 1Продолжить развитие коммуникативных способностей учащихся Задачи урока: 1.Продолжить формирование умений преобразования графиков тригонометрических функций. 2.Повторить кинематику колебательного движения и физический смысл величин, входящих в уравнение гармонического колебания. 3.Научиться строить и читать график функции гармонических колебаний в физических задачах. 4.Проконтролировать степень усвоения полученных знаний Материально-техническое обеспечение урока.
Актуальность использования ИКТ на уроке:
Знания, умения и навыки, формируемые на уроке:
Информационные ресурсы учителя и ученика
.2. Учебник. Физика 10. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев. 3. Сборник задач по физике для 10–11-х классов. Г.И. Степанова. 4. Дидактические материалы. Физика. А.Е. Марон, Е.А. Марон. 5.Материалы к ЕГЭ «Тренировочные тематические задания повышенной сложности». Составители: Г.И.Ковалев, Т.И. Бузулина, О.Л. Безрукова, Ю.А. Розка. 1. Модель урока.
« Нет ни одной области математики, которая когда-нибудь не окажется применимой к явлениям действительного мира.» Н.И. Лобачевский. Учитель математики: Тема нашего урока: «Гармонические колебания». Перед вами высказывание великого русского ученого Николая Ивановича Лобачевского. Николай Иванович создал неевклидову геометрию (геометрию Лобачевского), которая открыла новые горизонты и внесла огромный вклад в развитие учения о пространстве. Прочитайте это высказывание. Вы согласны с ним? На нашем уроке мы попробуем убедиться в этом. Тему: «Графики и свойства тригонометрических функций» мы изучали не совсем обычно. Вам была дана карта заданий, которую вы заполняли и на основании которой был составлен рейтинг учеников вашего класса. Предмет «Алгебра и начала анализа» 10 класс Фамилия ученика___________________ Тема : «Графики и свойства тригонометрических функций» 1.Выполнение задания по выбору учащихся: реферат, доклад, выступление, презентация (10 б) ____________________________________________________________________________________ 2.Составление таблицы «Свойства тригонометрических функций» (10б)
3.Выполнение работы по описанию свойств функции (3-5 б)______________________________ 4.Устный ответ-монолог (5 б)_________________________________________________________ 5.Составление таблицы элементарных преобразований графиков (10 б)
6.Выполнение практической работы по преобразованию графиков (3-5 б)______________________ 7.Применение полученных знаний и умений при решении тестовых заданий (10 б) ____________________________________________________________________________________ 8.Выполнение домашнего задания: № 174(а, б), 175(а, б), 176(а, б), 205(г), 206(а),255(а, б), 258(а, б) 261, 262(а, б), 264(а, б) (10 б)____________________________________________________________ Давайте посмотрим диаграмму, которая показывает вашу заинтересованность данной темой. Обратите внимание! Сегодня на уроке можно повысить свой рейтинг, для этого надо: -активно работать на уроке; -успешно справиться с самостоятельной работой. Задачи нашего урока: - повторить способы построения графиков тригонометрических функций; - показать , что полученные знания можно применить при решении физических задач; - определить степень усвоения материала. Начнем с повторения. 1)С помощью, каких, известных нам способов, мы можем построить графики тригонометрических функций? - с помощью табличных значений; - используя правила элементарных преобразований функций; - используя свойства тригонометрических функций. 2)Как из графика y=sinx получить график функции y=sin3x график функции y=sin(3x+π/6) график функции y=2sin(3x+π/6)? Постройте график функции y=2sin(3x+π/6). Мы повторили, как с помощью элементарных преобразований строить графики тригонометрических функций. А теперь попробуйте задать формулой график функции, который изображен на рисунке. 3)Какое движение в физике описывает эта функция? (гармонические колебания) Приведите примеры гармонических колебаний. Мы повторили построение графиков, написали формулу для построенного графика, а теперь попробуйте из нескольких графиков колебаний назвать гармоническое. 4)Итак, из графиков колебаний назовите гармоническое колебание. Учитель физики: Переходим к следующему этапу нашего урока. Вы научились строить графики тригонометрических функций, которые описывают гармонические колебания заданные формулой , Колебательные движения окружают нас повсюду. Графики колебаний бывают разного вида: сложной формы, прямоугольные, пилообразные, затухающие, нарастающие. Мы изучаем гармонические колебания – колебания, которые описываются с помощью функции и . Сегодня, мы постараемся показать практическое применения построений графиков тригонометрических функций к конкретным физическим процессам и установить взаимосвязь между основными понятиями алгебры и физики. Примером гармонического колебания является маятник на нити или пружине. Посмотрим эти колебания и ответим на вопросы. Фронтальный опрос:
Теперь давайте проведем аналогию уравнения координаты гармонического колебания и тригонометрической функции. Запишите уравнения в тетради.
Вы видите, что тригонометрическую функцию можно применять для записи уравнений колебательного движения. Значит графики, которые вы научились строить, помогут нам в решении физических задач. Проведем эксперимент и решим задачу. Рассмотрите колебания маятника на нити с заданной амплитудой и определите период, частоту, циклическую частоту. Напишите уравнение гармонического колебания x(t). Постройте график колебания. Дано: φ=0 Решение: А=2см N= t = ω= 2= Т-? ν-? ω-? X(t)-? y(x) = А График x(t) Построим график: Проанализируем график.
За единичные отрезки примем удобные для нас значения. По оси ординат - амплитуду, а по оси абсцисс период- время одного колебания. Значит, наш график по высоте будет равен – А, а повтор функции будет через интервалы времени равным Т. Постройте график, используя свойства тригонометрической функции. Заметьте, что график начинается от нуля, почему? ( Колебания начинаются с момента нашего наблюдения). Что можно определить по графику? ( амплитуду и период ) Сравним построенный график с другим Проведем самостоятельную работу с целью узнать, как читаются графики гармонических колебаний. Найти по графику: амплитуду, период. Определить частоту, циклическую частоту. Написать уравнение гармонического колебания. Проверка решений. Определение рейтинговых показателей. Подведение итогов урока. Модель урока
Фотоматериалы с урока Крылова Ирина Адольфоана – учитель математики Учащиеся 10 «Б» класса и педагогический коллектив |
Занятие №57 Механические колебания. Гармонические колебания. Резонанс. Колебания Цель урока: сформировать понятие механических волн, раскрыть природу механических волн, познакомить обучающихся с закономерностями,... | Урок по теме «Механические колебания» Цель урока : Обобщение навыков и систематизации умений решения задач по теме колебания | ||
Конспект урока по теме «Гармонические колебания» Ознакомиться с графическим представлением колебательного движения на примере пружинного и нитяного маятников; с расчетом характеристик... | Урок по теме «Производная в математике и физике» в 11 классе. Место... «Алгебра и начала анализа», а также на занятиях по подготовке к Единому государственному экзамену по физике и математике. Важно показать... | ||
4 Химикус (Обучение с приключением) 2 Открытая физика. Часть (механика, механические колебания и волны, термодинамика и молекулярная физика) | Учитель физики мобу сош №1 г. Агидель Республики Башкортостан Гилязов... «География начальный курс. Базовый курс», 6 класс, Герасимова Т. П., Неклюкова Н. П | ||
Содержание программы. Введение. Актуальность компетентностного подхода... Составление алгоритма решения задач по разделам: кинематика, динамика, молекулярная физика, газовые законы, электрический ток, магнетизм,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Курс физики структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания... | ||
Урок по теме: "Динамика свободных колебаний", 11-й класс Оборудование: учебник “Физика-10” Мякишев Г. Я., Б. Б. Буховцев, Н. Н. Соцкий, тестовое задание, мультимедийное учебное пособие «Физика»... | Урок для учителей города по теме: Обобщение материала темы «Молекулярная физика и термодинамика» Урок обобщающего повторения из элективного курса с, 2 часа в неделю, 10 класс. Всего в 10 классе 4 урока физики – 2 часа в неделю... | ||
Урок по теме «Латинская Америка». Урок обобщающего повторения по теме «Страны Латинской Америки» Чтобы активизировать работу на уроках обобщающего повторения использую игру-состязание. Благодаря игровой форме урок проходит интересно,... | Урока в теме. Урок №1 по теме «Графики функций y=ax 2 +n, y = a(x-m) 2» Алгебра: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ [Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова]; под... | ||
Уроках биологии Открытый урок по теме «Бесполое и половое размножение» Развитие познавательных способностей учащихся на уроках и во внеурочной деятельности | Урок до звонка. Не дифференцирует домашнее задание Объект: преподавание предметов «Алгебра» в 7 классе, «Геометрия» в 8 классе, «Физика» в 9 классе и «Информатика» в 11 классе (выборочно... | ||
Физика цвета и психология восприятия Следует обращать внимание на основные контрастные соотношения, гармонические сочетания цветов, пограничные контрасты, светлотные... | Расписание уроков мбоу «Чуваштимяшская сош» Интегрированный урок-путешествие алгебра-география по теме "Решение уравнений с одной переменной" |