Рассмотрено на заседании МО:
руководитель МО
______________/__________________/ протокол № _ __от «___» августа 2011 г
| Согласовано:
зам. директора по УВР
____________/Коннова М.В../ «___» августа 2011 г
| Утверждаю:
Директор МБОУ
«Кривоозёрская СОШ» ___________________/Воронина Н.Г./ «___» августа 2011 г
| Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кривоозерская средняя общеобразовательная школа» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ФИЗИКА» в 11 КЛАССЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«КРИВООЗЁРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
АКСУБАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН учитель МИНГАЛЕЕВ А.С.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета протокол №______________ от /___/_______________2011 г
2011 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС
Пояснительная записка
Данный календарно-тематический сгласован с Государственным стандартом среднего образования по физике 2004 г, план создан на основе авторской программы (авторы: Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик, Л. А. Кирик, 2004 г.) и разработан применительно к учебной программе по физике для общеобразовательных школ (базовый уровень). Учебно-методический комплект
Генденштейн Л. Э., Дик Ю. И. Физика. 11 класс. - М.: Мнемозина, 2009.
Методические материалы к учебнику «Физика. 11 класс» / Л. А. Кирик, Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик. М.: Мнемозин, 2009.
5. Физика. 11 класс: Сборник заданий и самостоятельных работ / Л. А. Кирик, Ю. И. Дик. - М.: Мнемозина, 2009.
7.Генденштейн Л. Э., Кирик Л.А., Гельфгат И.М. Физика. 10 класс. Тетрадь для лабораторных работ. М.: Мнемозина, 2009. Дополнительная литература
Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе / под ред. А.А. Покровского. - 4.2, 1979.
Лёзина Н. В., Левашов А. М. Многоуровневые задачи с ответами и решениями, 2008.
Павленко Н. И., Павленко К. П. Тестовые задания по физике, 2008.
Шевцов В. А. Физика: тренажеры для учащихся 9-11 классов и поступающих в вузы, 2009.
Физика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября».
Сборник задач по физике. 10-11 кл. / Сост. Степанова Г. Н. - М.: Просвещение, 200.
Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса средней общеобразовательной школы (базовый уровень) Главной целью современного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностно-смысловой человеческой деятельности: коммуникацию, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смысла жизнедеятельности. Современное обучение рассматривается не только как процесс овладения определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Исходя из этого, можно выделить следующие цели обучения физике в 11 классе:
освоение знаний о методах научного познания, механических и тепловых процессах и явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;
применение знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, для объяснения принципов работы механизмов, самостоятельной оценки достоверности новой информации физического содержания; использование современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ;
воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента с обоснованием высказываемой позиции, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, уважения к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники;
- использование приобретенных знаний и умений для решения повседневных жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.
На основании требований Государственного образовательного стандарта (2004 г.) в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения как приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни; овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности; освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.
Компетентностный подход определяет особенности предъявления содержания образования, представляя его в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, позволяющие совершенствовать навыки научного знания. Во втором - дидактические единицы, которые содержат сведения по теории физики. Все это является базой для развития познавательной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю развития физики и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенций. Таким образом, календарно-тематическое планирование способствует взаимосвязанному развитию и совершенствованию ключевых общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития физических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к современной физической науке и технике, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, конструктивно взаимодействовать с окружающими людьми.
Преимущественной целью обучения физике в классах с базовым и повышенным уровнем является формирование у учащихся физической картины мира в результате структурирования научной информации об окружающей среде. (авторы: Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик, Л. А. Кирик; 2004) в объеме 70 часов в год (по 2 урока в неделю).
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе общего образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного общеобразовательного стандарта — переход от суммы «предметных результатов» то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Они представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса физики.
Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса средней общеобразовательной школы (базовый уровень) 1. Понимать сущность метода научного познания окружающего мира.
Приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для формирования гипотез и теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория способна объяснять известные явления природы и научные факты, позволяет предсказать еще неизвестные явления природы и их особенности; при объяснении природных процессов (явлений) разрабатываются модели этих процессов; один и тот же природный объект (процесс) можно описать (исследовать) на основе разных моделей; законы физики и физические теории имеют границы применимости.
2. Владеть основными понятиями и законами физики.
Формулировать основные физические законы.
Называть: основные структурные уровни строения вещества; фундаментальные взаимодействия в природе и их проявления; существенные признаки физических картин мира.
Приводить примеры: физических явлений и процессов; использования достижений физики для обеспечения прогресса цивилизации.
3. Воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической).
3.1. Излагать основную суть прочитанного физического текста.
3.2. Выделять в тексте учебника важнейшие категории научной информации (описание явления и опыта; выдвижение гипотезы; моделирование объектов и процессов; формулировка теоретического вывода и его интерпретация; экспериментальная проверка гипотезы или теоретического предсказания).
Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе:
способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно);
- составлять план, тезисы, конспект.
Специфика целей и содержания изучения физики существенно повышает требования к рефлексивной деятельности учащихся: к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности.
В процессе обучения предполагается активное использование медиа ресурсов и информационных технологий.
| Тема, раздел
| часов
|
| всего
| В т.ч. контрольных
|
| ВВЕДЕНИЕ. ПОВТОРЕНИЕ КУРСА ФИЗИКИ 10 КЛАССА (4 часа)
| 4
| 1
|
| ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (38 часов)
|
|
|
| ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (10 часов)
| 10
| 1
|
| ПОСТОЯННЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК (7 часов)
| 7
| 1
|
| МАГНИТНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (4 часа)
| 4
|
|
| ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ (10 часов)
| 10
| 1
|
| ОПТИКА (7 часов)
| 7
|
|
| КВАНТОВАЯ ФИЗИКА И ЭЛЕМЕНТЫ АСТРОФИЗИКИ (22 часа)
| 22
| 1
|
| Кванты и атомы (8 часов)
| 8
|
|
| Атомное ядро и элементарные частицы (9 часов)
| 9
|
|
| СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (5 часов)
| 5
| 1
|
| ФИЗИЧЕСКИЙ ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ (4 часов)
| 4
|
|
| всего
| 68
| 6
|
ТАБЛИЧНО-ГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА КАЛЕНДАРНО- |