Скачать 110.16 Kb.
|
План урока разработала Ленивкина Е.А., учитель физики МБОУ «Крупецкая СОШ». Учебник: Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. (базовый уровень). Тема урока: Фазовые переходы. Цели урока: - формирование у обучающихся понятия фазового перехода из одного агрегатного состояния вещества в другое, - развитие умений работать самостоятельно с текстом учебника, материалами СМИ и Интернета, умений извлекать из них необходимую информацию, совершать логические операции: сравнивать и обобщать; способствовать развитию познавательного интереса, мыслительной деятельности средствами ИКТ; - продолжить развитие общения на уроке как условия обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию. Тип урока: изучение нового материала. Техническое оснащение урока: компьютер с мультимедийным проектором. План-конспект урока
- учитель организует готовность класса и оборудования к уроку; - организует быстрое включение обучающихся в деловой ритм урока. Учитель: Здравствуйте! Сегодня у нас необычный урок: на нем присутствуют гости. Давайте не будем смущаться и покажем все свои знания и умения. Порадуем гостей и друг друга хорошим уроком. Древний мыслитель и философ Китая Конфуций утверждал, что (слайд 2) Три пути ведут к познанию: Путь размышления – это путь самый благородный, Путь подражания – это путь самый легкий, И путь опыта – это путь самый горький. Сегодня на уроке нам предстоит пройти все эти пути и согласится, а может быть, засомневаться в истинности этого утверждения.
Учитель: К сегодняшнему уроку вы получили задание повторить тему «Состояния вещества» и систематизировать свои знания в виде таблицы «Агрегатные состояния вещества». Приготовьте свои таблицы для проверки. На экране вы видите таблицу (слайд №3). Сравните свои записи, проанализируйте текст на наличие ошибок. Подкорректируйте свои записи простым карандашом и поставьте себе оценку самостоятельно. Будьте объективны к своим работам! - Кто из вас выполнил домашнюю работу без ошибок? - Кто допустил ошибки? Сдайте домашние работы. 3 Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.(5 мин). Учитель: Обратим внимание еще раз на таблицу «Агрегатные состояния вещества». В чем основное отличие агрегатных состояний вещества друг от друга? (Различное молекулярное строение.) - Что написано на экране? (Вода, лед, пар) (слайд 4) - Как вы думаете почему эти слова написаны вместе? ПОО: Обозначают одно и тоже вещество, но в разных агрегатных состояниях. Учитель: Сделаем выводы:
2. Вещество может переходить из одного агрегатного состояния в другое. 3. Переход из одного состояния вещества в другое называется фазовым переходом. (слайд 5) - Ребята, скажите теперь: Какова будет тема нашего сегодняшнего урока? ПОО: Фазовые переходы. (слайд 6)
плавлением и отвердеванием, испарением и конденсацией. - Чему мы научимся? - Решать задачи по данной теме. 4. Усвоение новых знаний и способов действий. (15 мин) (слайд 7) Учитель: Ответьте на вопросы:
Плавление и парообразование = > +Q Кристаллизация, конденсация = > -Q Вопрос 1. Задача № 20.6 Ответ: плавление происходит с поглощением энергии. +Q Вопрос 2. Задача № 20.32 Ответ: 1- кристаллическое тело, tпл- определенное значение, зависит от рода вещества; 2- аморфное тело, не имеет определенной температуры плавления. tпл= tкр Температура постоянна в течение всего процесса плавления. Учитель: Количество теплоты, необходимое для плавления или отвердевания вычисляется: ( слайд № 8) Вопрос 3. Задача № 20.23. Учитель: Теперь мы рассмотрим процессы парообразования и конденсации. (слайд №9) ПАРООБРАЗОВАНИЕ ИСПАРЕНИЕ КИПЕНИЕ (парообразование со свободной поверхности жидкости) (парообразование по всему объему жидкости) 1. Испарение.
Вопрос 4. Что вы предпримите для скорейшего испарения данного количества жидкости? - Для того чтобы полно ответить на этот вопрос, проведем несколько наблюдений. Разобьемся на группы по 2 человека. Каждая группа получит задание и сделает после наблюдения определенный вывод. Запишите его на листе с заданием, а затем сформулируйте для своих одноклассников. (Раздать листы наблюдений с заданиями). Учитель: Теперь ответим на поставленный вопрос. ПОО: Скорость испарения жидкости зависит от: (слайд №10) 1) от рода вещества; 2) от площади поверхности испарения; 3) от температуры жидкости; 4) от скорости удаления паров от поверхности жидкости, т.е. от наличия ветра. Учитель: Конденсация – процесс перехода из пара в жидкость. (слайд №11) Хорошо известно, что если сосуд с жидкостью плотно закрыт, уровень жидкости в сосуде остается неизменным. Означает ли это, что процесс испарения в закрытом сосуде не идет? Дело в том, что процесс испарения в закрытом сосуде идет одновременно с процессом конденсации: из пара, находящегося над поверхностью жидкости, молекулы влетают обратно в жидкость. Если уровень жидкости со временем не изменяется, это означает, что процессы испарения и конденсации идут с одинаковой скоростью: ежесекундно из жидкости вылетает в среднем столько же молекул, сколько и влетает в жидкость. В таком случае говорят, что жидкость и пар находятся в динамическом равновесии. Пар находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью называется насыщенным паром. Если процесс испарения идет быстрее, чем процесс конденсации, говорят, что над жидкостью находится ненасыщенный пар. 2.Кипение. (слайд №12) Учитель: В жидкости всегда есть маленькие пузырьки воздуха. При кипении жидкость испаряется внутрь этих пузырьков, в результате чего пар внутри пузырьков становится насыщенным. Если давление насыщенного пара меньше давления внутри жидкости (для неглубоких сосудов оно практически равно атмосферному), пузырьки захлопываются. С ростом температуры жидкости давление насыщенного пара быстро увеличивается и при некоторой температуре выравнивается с внешним давлением. Пузырьки быстро растут, поднимаются вверх и лопаются на поверхности жидкости. Идет процесс кипения. Температура при которой жидкость кипит называется температурой кипения. (tкипения воды= 1000С) (слайд №13) Вопрос 5. задача №20.11 Как вызвать кипение воды, не нагревая ее? ПОО: при кипении pнас=pвн... Температура кипения жидкости зависит от внешнего давления. Изменяя его мы сможем изменять температуру кипения жидкости. Каким способом можно изменять давление над поверхностью жидкости? С помощью насоса или охлаждая пар над поверхностью жидкости (конденсируя пар). Демонстрации: - Демонстрация видеозаписи опыта с кипением воды при пониженном давлении. (слайд №14) - Демонстрационный опыт с кипением воды при охлаждении пар над поверхностью жидкости. Оборудование: Спиртовка, пробирка с водой, пробка, держатель для пробирки.
5. Закрепление нового материала при решении задач №20.41(устно), 20.43( на экране). (10 мин) (слайд 15)
На опорном листе выполните задания! (слайд №16) На экране вы видите условное обозначение агрегатных состояний вещества. Зарисуйте схему в тетрадь, стрелками обозначьте направление фазовых переходов, подпишите их названия. Проблемный вопрос: Возможны ли фазовые переходы между твердым телом и газообразным? Ответ найдите в Интернете. Это тоже будет частью вашего домашнего задания. Демонстрация творческого проекта «Удивительное вещество- вода».(Домашнее задание одного обучающегося. 3 мин) 7. Подведение итогов урока: оценивание работы обучающихся на уроке учителем и самими обучающимися.( 2 мин) Оценочный лист: -Я знаю ……. (слайд №17) - Я умею …… - Знаю, но не умею ….. Выполнены ли цели нашего урока? С чем мы познакомились? Чему научились? 8. Рефлексия. (2 мин) Понравился ли вам урок? Что было интересно? Что хотите еще узнать?
Параграф №35, задачи № 20.42, 20.44, 20.51. Проблемный вопрос: Возможны ли фазовые переходы между твердым телом и газообразным? Проверочный тест на сайте: musoch50.narod.ru/faza/faza_1.htm – интерактивный тест по фазовым переходам.
Задание 1. В течение какого времени произойдет испарение 1 капли воды с поверхности стекла, если в одном случае на каплю ничем не воздействовать, а во втором распределить каплю по всей поверхности стекла? Сделайте выводы о факторе, влияющем на скорость испарения воды. Оборудование: 2 стекла, пипетка, стакан с водой Наблюдали:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 2. В течение какого времени произойдет испарение 1 капли воды с поверхности стекла, если в одном случае на каплю ничем не воздействовать, а во втором обдувать каплю вентилятором? Сделайте выводы о факторе, влияющем на скорость испарения воды. Оборудование: 2 стекла, пипетка, стакан с водой, воздуходувка. Наблюдали:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 3. В течение какого времени произойдет испарение 1 капли воды с поверхности стекла, если в одном случае на каплю ничем не воздействовать, а во втором случае стекло предварительно нагреть? Сделайте выводы о факторе, влияющем на скорость испарения воды. Оборудование: 2 стекла, пипетка, стакан с водой, электрическая плитка. Наблюдали:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 4. В течение какого времени произойдет испарение 1 капрли различных жидкостей (спирта и воды) с поверхности промокательной бумаги? Сделайте выводы о факторе, влияющем на скорость испарения жидкости. Оборудование: промокательная бумага, пипетка, стакан с водой, сосуд со спиртом. Наблюдали:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
Генденштейн Л. Э., Дик Ю. И. Физика. 11 класс Государственным стандартом среднего образования по физике 2004 г, план создан на основе авторской программы (авторы: Л. Э. Генденштейн,... | Генденштейн Л. Э., Дик Ю. И. Физика. 11 класс Государственным стандартом среднего образования по физике 2004 г, план создан на основе авторской программы (авторы: Л. Э. Генденштейн,... | ||
Тематическое планирование уроков физики умк (авт. Генденштейн Л.... Тематическое планирование уроков физики умк (авт. Генденштейн Л. Э. и Дик Ю. И. Физика 10) | Кинематика Составили: Мошарев А. П. учитель физики мбоу «Хетовская сош», Зайков А. В., учитель физики моу «Кречетовская сош» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тематическое планирование уроков физики умк авт. Генденштейн Л. Э. и Дик Ю. И. Физика 11 | Конспект урока физики в 7 классе составила учитель физики Павленко... Для демонстрационного опыта: два бруска, длинная деревянная линейка, гиря, штатив, груз на резиновом жгуте, мешочек с песком на резиновом... | ||
Учебник для общеобразовательных учреждений. Г. А. Мякишев, Б. Б.... Урок разработала: Свириденко Ольга Владимировна – учитель физики моу «сош р п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской... | Урок по теме “Путешествие по шкале электромагнитных волн” Проведен студенткой 5 курса фмф анушиной М. в 11-ом классе лицея №40 (учитель физики Морозова Н. В.), Сош №2 (учитель физики Митроченкова... | ||
И. О. Максименко Вера Ивановна. Мбоу егорлыкская сош№7 им. О казанского,... «Анализ направлений деятельности учреждений дополнительного образования по внеурочной деятельности» | Конспект урока русского языка Тема: Непроизносимые согласные фио... Базовый учебник Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. Русский язык. 2класс часть М. Просвещение 2012г | ||
Рабочая программа по учебному предмету «история» 10 11 классы (базовый уровень) Рыбченко Надежда Николаевна, учитель истории и обществознания, высшей категории, мбоу сош №3 с. Гражданское | Конспект урока измерение информации фио (полностью): Гатин Рафис... Базовый учебник: «Информатика-базовый курс», 8 класс, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л | ||
План-конспект урока тема урока: Хранение информации ... | Урок физики в 7 классе по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел» Разработал учитель физики мбоу «Ладомировская сош» Ломакин Александр Владимирович | ||
Конспект урока литературного чтения. Л. Н. Толстой «Лев и собачка»... Базовый учебник: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. Учебник для 3 | Бегун Татьяна Михайловна Тверь, 2012 Автор : Бегун Татьяна Михайловна,... Цель: формирование предметных компетенций у обучающихся по теме урока, используя ресурсы Интернета |