Скачать 142.4 Kb.
|
Использование метода проектов на уроках физики В современном естествознании физика является одной из лидирующих наук. Мир чрезвычайно разнообразен, а атомы, из которых состоят все тела Вселенной, совершенно одинаковы. Живые организмы состоят из тех же атомов, что и неживые. Цель физики заключается в отыскании общих законов природы и в объяснении конкретных процессов на их основе. Законы, которым следует природа, исключают чудеса, а познание этих законов позволит человечеству выжить. Начиная изучать физику в 7х классах и до 11 класса, необходимо доказательно убеждать учащихся, что физика – это наука, которая познакомит их с наиболее общими законами природы, управляющими течением процессов в окружающем их мире и во Вселенной в целом, и что физика оказывает огромное влияние на различные отрасли науки, техники, производства. Результаты обучения будут положительными, если использовать личностно-ориентированный подход. Под личностно-ориентированным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддерживать процессы самопознания, самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности. При реализации такого подхода процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих особенностей учащихся, а отношения «учитель – ученик » строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора. Актуальность личностно-ориентированного подхода объясняется тем, что развитие нашего общества требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме. Педагогическими технологиями на основе личностно-ориентированного подхода являются: I. Педагогика сотрудничества: работа в парах; работа в группах. II. Технологии развивающего обучения: уроки-практикумы; уроки-конференции; интегрированные уроки; круглые столы; защита рефератов; защита научно-исследовательских работ. III. Технологии уровневой дифференциации: дифференциация учащихся разного уровня обученности; дифференциация по проектируемой профессии (работа в специальных классах с углубленным изучением отдельных предметов); дифференциация по интересам. IV. Проблемное обучение. V. Технология индивидуального обучения: индивидуализация обучения; метод проектов. В своей работе в старших классах использую метод проектов, как один из элементов личностно-ориентированного похода. Этот метод интересен по двум причинам: Во-первых: в условиях ещё существующей классно-урочной системы знаний, он наиболее легко вписывается в учебный процесс. Эта технология позволяет при интеграции в реальный учебно-воспитательный процесс достигать поставленных любой программой целей по физике другими методами. Во-вторых: это истинно педагогическая технология, гуманистическая не только по своей философской и психологической сути, но и в чисто нравственном аспекте, обеспечивает успешное усвоение учебного материала всеми учениками, их самостоятельность, доброжелательность, коммуникабельность, желание помочь другим. Проект рассматривается как эффективный способ развивающего и проблемного обучения, он всегда имеет сложный, вариантный, комплексный характер, он учит школьника мобилизовать, обобщать и интегрировать свои знания и умения, «втягивать» в проект значительно больший объём знаний, чем те, что даёт школа. Учащиеся 10х – 11х классов на уроках физики создают монопроекты или персональные проекты. Цель монопроектов – непосредственное использование всех предметных навыков, полученных учащимися на уроках. Персональный или монопроект демонстрирует уровень развития следующих навыков, способствующих организации эффектной деятельности: Умение обнаружить проблемы; Умение ставить адекватную цель; Способность находить оптимальные и эффективные средства, методы для достижения поставленный цели; Умение находить необходимую информацию с использованием современных технологий. Классифицировать и систематизировать её. Умение планировать деятельность, представляя весь процесс от начала до конца; Умение представлять результаты своей деятельности (презентации); Умение анализировать результаты деятельности Кроме этого учащиеся создают мультимедийные сценарии уроков. Мультимедийные сценарии уроков выполняются в виде презентаций. Слайды презентаций содержат иллюстративный материал для урока, фрагменты видеофильмов, анимации. При подготовке презентации заранее продумывается структура урока, последовательность слайдов предполагает определенный темп и логику изложения материала, т.е. создаётся сценарий проведения урока. Презентации демонстрируются самим учителем или учащимися с помощью переносного мультимедийного проектора, подключенного к компьютеру. Изображение проектируется на большой экран. При этом следует подчеркнуть, что компьютерная демонстрация физических явлений рассматривается не как замена реального физического демонстрационного опыта, а как его дополнение. Темами таких мультимедийных презентаций были: «Электромагнитные излучения вокруг нас.», «Видимое излучение и его роль в нашей жизни». Тема проекта: Электромагнитные излучения вокруг нас. Эпиграф: Радость видеть и понимать- есть самый прекрасный дар природы. А.Эйнштейн.
Когда плоды цивилизации могут быть горькими?
Аннотация: Данный проект иллюстрирует взаимосвязь физических, валеологических, экологических явлений.
Цель проекта:
Задачи проекта:
Темы самостоятельных исследований:
Результаты исследований: Презентации учащихся:
«Мы вам поможем» (буклет) Обзор литературы и печатных изданий о способах защиты от ЭМИ (веб-сайт) Этапы и сроки проведения проекта:
Структура учебно-методического пакета:
разработки, мультимедийную презентацию, публикацию в виде буклета по теме исследования
Тест Литература в помощь учащимся:
Приложение: Тест: 1) При каких условиях движущийся электрический заряд излучает электромагнитные волны?:
2) Какую функцию выполняет антенна радиоприёмника?:
3)Существует ли такое движение электрического заряда, при котором он не излучает электромагнитные волны?:
4) Какую функцию выполняет колебательный контур радиоприёмника?:
Тема проекта: Видимое излучение и его роль в нашей жизни. Эпиграф: Такой лес, что солнце не сразу и увидишь, только по огненным пятнам и стрелам догадаешься, что вон там оно спряталось за большим деревом и бросает оттуда в темный лес свои ранние косые лучи…С поляны сияющей входишь в темный лес, как в пещеру, но когда осмотришься,- до чего хорошо! Невозможно сказать ,до чего прекрасно в темном лесу в яркое солнечное утро! Солнце встает, и куда только ни попадет луч ,-все везде просыпается. У края опушки лен с вершок ростом и во льну- хвощ. Что это за диво восточное хвощ-минарет, в росе, в волшебных лучах восходящего солнца! М.Пришвин (Солнце в лесу.) Основополагающий вопрос: Всегда ли свет волшебство? Тема проекта: Видимое излучение и его роль в нашей жизни Автор: Хабарова Ольга Николаевна, учитель физики МОУ СОШ №25 Предмет: физика Межпредметные связи: биология, медицина, экология, валеология Аннотация: Данный проект иллюстрирует взаимосвязь физических ,валеологических ,биологических явлений на примере изучения свойств видимого излучения. Реализация данного проекта позволит объяснить роль света (видимого излучения) в жизни людей, доказать зависимость зрения от факторов жизнедеятельности человека. Работа проводится в группах (физики, биологи- медики, экологи.) Участники: ученики 11 класса Время проведения: 6 академических часов. Информационные ресурсы: Интернет-ресурсы, электронные энциклопедии, Intel(Обучение для будущего ) при поддержке Microsoft, пособие, М: Издательско-торговый дом «Русская редакция»,2006г.-368 с. Цель проекта:
Задачи:
Темы исследований для групп:
1) Свет-это волна или частица? 2) Отражение, преломление, поляризация, дисперсия, дифракция. Интерференция.
1) Наше зрение. 2) Дефекты зрения. 3) Память зрения ( Тренинг). 4) Бинокулярное зрение. 5) Как можно видеть не видя? 6) Свет- убийца. 7) Интервью врача- офтальмолога Ямковой М. О. 8)Интервью школьного врача Герасименко О.В. Экологи – валеологи: Когда страдает зрение? 1) Питание (анкета) 2) Измерение освещенности (исследование) 3) Зрение и окружающая среда.(статистика) 4) Зрение и здоровый образ жизни. 5) Телевизор, компьютер- друг зрения?(анкета) СМИ : Как сохранить зеницу ока? 1) буклет (рекомендации) 2) буклет (комплекс упражнений для поддержания зрения). 3) веб-сайт :Новости офтальмологии. Результаты исследований: Презентации учащихся: Печатные издания:
Этапы и сроки проведения проекта:
Структура учебно-методического пакета:
Методические материалы:
Организационные материалы:
Литература
Приложение: Тест:
1) преломлением света, 2)отражением света 3)поляризацией света, 4)дисперсией света.
1)мнимое, перевернутое, уменьшенное 2)действительное, перевернутое, уменьшенное 3)действительное, прямое, увеличенное. 4)действительное .прямое. уменьшенное
1)огибание световыми волнами преграды 2преломление света на границе раздела двух сред 3)рассеяние света 4)поглощение света средой.
1)мнимое, прямое, увеличенное 2)мнимое. перевернутое, увеличенное 3)мнимое, прямое, равное по величине 4)мнимое, перевернутое, равное по величине. Приложение: Шаблоны (критерии оценки презентации, буклета, веб-сайта). Критерии оценки для PowerPoint презентации
Лист оценивания веб-сайтов
Критерии оценивания буклета
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проведение нестандартных уроков: уроки-игры, уроки-дискуссии, уроки-соревнования, уроки с групповыми формами работы, уроки взаимообучения... | Учебная программа Полевая практика (уроки, практикумы, экскурсии)... Номинация: Авторские учебные программы: программы элективных курсов, спецкурсов, факультативов, кружков | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... При проведении уроков применяются беседы, интегрированные уроки, практикумы, работа в группах, организационно-деятельные игры. Контроль... | Учебно-методический комплекс дисциплины практикумы направление подготовки:... Дисциплина «Практикумы» является базовой частью блока 1 ооп впо по направлению подготовки бакалавров 45. 03. 01 «Филология», профилю... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Уроки чтения – это уроки постижения литературно-художественного произведения, уроки развития речи, уроки формирования читательских... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... О. В. Чиндилова, рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), по сравнению с авторской расширена (авторская базового уровня рассчитана... | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом... А. Г. Кутузова. Москва, «Дрофа», 2010г. Использованы рекомендации (составитель Н. В. Егорова). Курс «Литература». Москва. «Дрофа».... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Уроки Гражданственности, Уроки Мира, Уроки Государственности и иные тематические занятия | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Для выполнения учебного плана в течение 8 недель после окончания учебных занятий проводятся занятия в нетрадиционной форме (экскурсии,... | Уроки и переменки Планирование этих уроков составлено на основе указаний методического пособия Е. В. Бунеевой, М. А. Яковлевой «Уроки чтения по книге... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Благовещенская М. М., Злобин Л. А Основная учебная литература (учебники, учебные пособия, лабораторные практикумы, сборники задач) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Уроки безопасности: уроки дорожной безопасности, уроки криминогенной безопасности, безопасности в чс природного, техногенного и социального... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Способы организации деятельности учащихся (лекции, практикумы, семинары, игры ) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Способы организации деятельности учащихся (лекции, практикумы, семинары, игры ) | Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности... СД. Ф. 14. 1 Логопедические практикумы: организация совместной работы логопеда и воспитателя детского сада с детьми с нарушениями... |