Учебно-методический комплекс дисциплины практикумы направление подготовки: 45. 03. 01 Филология Квалификация (степень) выпускника» бакалавр Профиль подготовки: «Отечественная филология (русский язык и литература)»





Скачать 238.66 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины практикумы направление подготовки: 45. 03. 01 Филология Квалификация (степень) выпускника» бакалавр Профиль подготовки: «Отечественная филология (русский язык и литература)»
Дата публикации29.06.2015
Размер238.66 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

(Академия ВЭГУ)»

Кафедра педагогики и филологии




УТВЕРЖДАЮ

Ректор Академии ВЭГУ

_____________________ Е.К. Миннибаев

«6» февраля 2015 г.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
ПРАКТИКУМЫ
Направление подготовки: 45.03.01 Филология

Квалификация (степень) выпускника» бакалавр

Профиль подготовки: «Отечественная филология (русский язык и литература)»


Уфа 2015

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

(Академия ВЭГУ)»

Кафедра педагогики и филологии




УТВЕРЖДАЮ

Ректор Академии ВЭГУ

_____________________ Е.К. Миннибаев

«6» февраля 2015 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ПРАКТИКУМЫ
Направление подготовки: 45.03.01 Филология

Квалификация (степень): выпускника бакалавр

Профиль подготовки: Отечественная филология (русский язык и литература)»


Уфа 2015

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Дисциплина «Практикумы» является базовой частью блока 1 ООП ВПО по направлению подготовки бакалавров 45.03.01 «Филология», профилю «Отечественная филология (русский язык и литература)».

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с освоением основ русской филологии.

Дисциплина нацелена на формирование общепрофессиональных компетенций:

- свободным владением основным изучаемым языком в его литературной форме, базовыми методами и приёмами различных типов устной и письменной коммуникации на данном языке (ОПК-5).

профессиональных компетенций:

- владением навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приёмами библиографического описания, знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-3);

- владением навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-4).

В результате усвоения дисциплины студент должен

Знать:

- основы филологии, прежде всего русской;

- историографию славян;

- религию, мораль, право славян;

- творчества славян.

Уметь:

- определять место славянских языков в генеалогической и типологической классификациях;

- анализировать памятники славянской письменности.

Владеть навыками:

- филологического анализа текста.

Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации образовательного процесса: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студента, консультации, тьюторство.

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 10 зачётных единиц, 360 часов.

Программой дисциплины предусмотрены следующие виды аттестации: текущая аттестация успеваемости в форме компьютерного тестирования, промежуточная аттестация в форме экзамена.

1. Цели освоения дисциплины

Цели освоения дисциплины – совершенствование практических навыков студентов по русской филологии.
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи.

п/п

Наименование обеспечиваемых дисциплин

№ № разделов данной дисциплины,

1

2

1.

Русский язык и культура речи




+

2.

Введение в языкознание

+

+


3. Структура и содержание дисциплины

3.1. Тематический план дисциплины

Тема


Виды учебной работы, трудоёмкость (в часах)

ЛЗ

СЗ/ПЗ


ЛР

СРС

очное

заочное

очное

заочное

очное

заочное

очное

заочное

СО

СПО

СО

СПО

ВПО

СО

СПО

СО

СПО

ВПО

СО

СПО

СО

СПО

ВПО

СО

СПО

СО

СПО

ВПО

Раздел 1. Теория и история филологии

1. Введение







1







22




2






















20




40







2. История и историография







1







22




4






















20




40







Раздел 2. Духовная жизнь славян

3. Православие и агиография
















22




2






















18




40







4. Мораль и право
















22




2






















18




40







5. Красноречие и публицистика
















22




4






















18




40







6. Художественное слово
















34




4






















20




60







7. Слово и словесность
















36




4






















30




63







ИТОГО







2







180




22






















144




323







Экзамен














































36




13







Зачёт





























































ВСЕГО

Очное – 360 ч.

Заочное – 360 ч.


3.2. Содержание разделов дисциплины

Лекционные занятия

Раздел

Тема лекционного занятия

План лекционного занятия

1. Теория и история филологии

1.1. Введение

1. Понятие о филологии.

2. Понятие о русской филологии.

3. История русского языка (краткий обзор).

4. Предыстория русской письменности.

1.2. История и историография

1. Основные сведения о начале русской истории.

2. Летописание.

3. Развитие русской историографии в XVIII – XIX веках.


Практические занятия

Раздел

Тема практического занятия

План практического занятия

1. Теория и история филологии


1.1. Введение

1. Понятие о филологии.

2. Понятие о русской филологии.

3. История русского языка (краткий обзор).

4. Предыстория русской письменности.




1.2. История и историография

1. Основные сведения о начале русской истории.

2. Начало летописания.

3. «Повесть временных лет».

4. Памятники, связанные с монголо-татарским нашествием.

5. Повести Куликовского цикла.

6. Повести о победе Москвы над Новгородом.

7. Смутное время и его отражение в истории.

8. Развитие русской историографии в XVIII – XIX веках.

2. Духовная жизнь славян

2.1. Православие и агиография

1. Религия и религиозная литература.

2. Священное писание.

3. Патристика.

4. Апокрифы.

5. Хождения и патерики.

6. Житие Феодосия Печерского.

7. Жития Бориса и Глеба.

8. Житие Александра Невского.

9. Житие Сергия Радонежского.

10. Жития, рассказывающие о спасении в миру.

11. Юродивые.

12. Раскол. «Житие протопопа Аввакума».

13. Житийные традиции в русской литературе.

2.2. Мораль и право

1. Право и его кодификация.

2. Русско-Византийские договоры.

3. «Поучение» Владимира Мономаха.

4. Русская правда.

5. Судебник 1487 года.

6. «Стоглав».

7. «Домострой».

8. Соборное уложение.

2.3. Красноречие и публицистика

1. Возникновение русского красноречия.

2. «Слово о законе и благодати».

3. «Слова» Туровского.

4. «Слова» Серапиона Владимирского.

5. Теория «Москва – третий Рим».

6. Иосиф и нестяжатели.

7. Максим Грек.

8. Иван Пересветов.

9. Переписка Ивана Грозного с Курбским.

10. Публицистика Смутного времени и развитие риторических жанров.

11. Газетная и журнальная публицистика начала XVIII века.

2.4. Художественное слово

1. Художественное слово и стили эпохи.

2. «Слово о полку Игореве».

3. «Моление» Даниила Заточника.

4. Русское Предвозрождение.

5. «Повесть о Петре и Февронии».

6. Двойнические повести XVII века.

7. Бытовые повести.

8. Демократическая сатира.

9. Книжное стихотворство.

10. Возникновение театра.

2.5. Слово и словесность

1. «Об образах» – первое филологическое сочинение на Руси.

2. Начало русской лексикографии. Азбуковники.

3. Грамматики и риторики.

4. Филологическая деятельность М.В. Ломоносова.

5. «Словарь Академии Российской».

6. «Письмовник» Н.Г. Курганова.

7. Филологическая деятельность Н.И. Новикова.

8. Румянцевский Музеум.

9. Академические школы русского литературоведения и филология.

10. Становление текстологии.

11. «Словарь книжников».


Самостоятельная работа студента

Раздел

Тема

Вид самостоятельной работы

1. Теория и история филологии

1.1. Введение

– Хазагеров Г.Г. Введение в русскую филологию. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – С. 3 – 23;

- составление конспекта учебного материала;

– подготовка к практическому занятию;

– выполнение тестовых заданий;

- выполнение творческих заданий.

1.2. История и историография

– Хазагеров Г.Г. Введение в русскую филологию. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – С. 24 – 53;

- составление конспекта учебного материала;

– подготовка к практическому занятию;

– выполнение тестовых заданий;

- выполнение творческих заданий.

2. Духовная жизнь славян

2.1. Православие и агиография

– Хазагеров Г.Г. Введение в русскую филологию. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – С. 54 – 86;

- составление конспекта учебного материала;

– подготовка к практическому занятию;

– выполнение тестовых заданий;

- выполнение творческих заданий.




2.2. Мораль и право

– Хазагеров Г.Г. Введение в русскую филологию. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – С. 86 – 104;

- составление конспекта учебного материала;

– подготовка к практическому занятию;

– выполнение тестовых заданий;

- выполнение творческих заданий.




2.3. Красноречие и публицистика

– Хазагеров Г.Г. Введение в русскую филологию. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – С. 105 – 130;

- составление конспекта учебного материала;

– подготовка к практическому занятию;

– выполнение тестовых заданий;

- выполнение творческих заданий.




2.4. Художественное слово

– Хазагеров Г.Г. Введение в русскую филологию. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – С. 131 – 165;

- составление конспекта учебного материала;

– подготовка к практическому занятию;

– выполнение тестовых заданий;

- выполнение творческих заданий.




2.5. Слово и словесность

– Хазагеров Г.Г. Введение в русскую филологию. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – С. 166 – 187;

- составление конспекта учебного материала;

– подготовка к практическому занятию;

– выполнение тестовых заданий;

- выполнение творческих заданий.



Интерактивные формы занятий:

темы

Формы

1

Методики «мозгового штурма» и взаимообучения

2

Решение проблемной ситуации


4. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:

Коды

компетенции

Наименование компетенции

Структурные элементы компетенции

(в результате освоения дисциплины обучающийся должен знать, уметь, владеть)

ОПК-5

Свободным владением основным изучаемым языком в его литературной форме, базовыми методами и приёмами различных типов устной и письменной коммуникации на данном языке

Знать нормы русского литературного языка

Уметь создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке

Владеть навыками практического использования системы функциональных стилей речи

ПК-3

Владением навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приёмами библиографического описания, знание основных библиографических источников и поисковых систем

Знать основные библиографические источники и поисковые системы

Уметь составлять рефераты и библиографии по тематике проводимых исследований

Владеть навыками подготовки научных обзоров, аннотаций

ПК-4

Владением навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований

Знать порядок подготовки научного выступления

Уметь размещать в информационных сетях материалы собственных исследований

Владеть навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами

5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

5.1. Основная литература

1. Основы филологии: Учебное пособие / А.А. Чувакин; Под ред. А.И. Куляпина. - М.: Флинта: Наука, 2011. - 240 с //Znanium. Com

5.2. Дополнительная литература

1. Орлов А.С. Владимир Мономах. – М.-Л., 1946.

2. Памятники литературы Древней Руси. Конец XV – первая половина XVI века. – М., 1984.

3. Гудзий Н.К. Хрестоматия по древней русской литературе XI – XVII веков. – М., 1973.

4. Памятники литературы Древней Руси. – М., 1978.

5. Истрин В.А. Возникновение и развитие русского письма. – М., 1965.

5.3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

1. http://ua.bookfi.org/book/810526

2. http://window.edu.ru/window/library/pdf2txt?p_id=8746
6. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для проведения лекционных занятий необходимо следующее материально-техническое обеспечение: ноутбук, доска, проектор, экран, компьютер, комплекты электронных презентаций/слайдов и т.д.

Для проведения практических занятий необходимо следующее материально-техническое обеспечение: компьютерный класс, аудитория, оснащённая презентационной техникой (проектор, экран, компьютер/ноутбук и т.д.), рабочее место преподавателя, оснащённое компьютером с доступом в Интернет, рабочие места студентов, оснащённые компьютерами с доступом в Интернет, предназначенные для работы в электронной образовательной среде, мультимедийное оборудование, комплекты электронных презентаций/слайдов и т.д.
7. Методические рекомендации по изучению дисциплины

7.1. Методические рекомендации по организации и технологиям обучения для преподавателя.

Отбор материала для лекционных занятий, его организацию рекомендуется производить в соответствии со следующими принципами:

1. Содержательные принципы обучения:

- гражданственности;

- научности;

- воспитывающего обучения;

- фундаментальности и прикладной направленности обучения;

2. организационно-методические принципы обучения:

- преемственности, последовательности и систематичности;

- единства группового и индивидуального обучения;

- соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых;

- сознательности и творческой активности;

- доступности при достаточном уровне трудности;

- наглядности;

- продуктивности и надёжности.

На практических занятиях рекомендуется использовать следующие виды работы:

- просеминары;

- проблемные семинары;

- тематические семинары;

- спецсеминары и спецпрактикумы;

- практикумы.

Рекомендуется использовать следующие виды самостоятельной работы студентов:

- самостоятельная работа во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров, лабораторных работ);

– самостоятельная работа под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, творческих контактов и аттестации;

- внеаудиторная самостоятельная работа при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера.

Для освоения дисциплины рекомендуется использовать следующие методы обучения: мозговой штурм, решение проблемной ситуации, дискуссия, кейс-стадии (case-study) метод, тренинг, средства обучения: помещения, оборудование, мебель, учебники, раздаточный материал, наглядные пособия, компьютеры, локальные и глобальные компьютерные сети, модели, мультимедийные презентации.
7.2. Методические рекомендации по освоению дисциплины для студента

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 10 зачётных единиц, 360 часов.

В рамках дисциплины предполагается изучение следующих разделов:

- Теория и история филологии;

- Духовная жизнь славян.

Ключевыми понятиями дисциплины «Практикумы» являются: филология, русская филология, письменность, летописание, Смутное время, историография, религиозная литература, патристика, апокрифы, хождение, житие, раскол, право, мораль, красноречие, публицистика.

Изучая дисциплину, студент познакомится с основными понятиями русской филологии.

Выполняя практические, необходимо придерживаться следующего алгоритма: проанализировать рекомендованные учебники, учебные пособия и специальную литературу по данной теме, использовать самообучающие программы, освоить методы анализа материала.

Во избежание ошибок при выполнении практических заданий следует иметь в виду, что необходимо пользоваться дополнительной литературой и ссылками на источники.

По дисциплине предусмотрено выполнение студентами различных видов самостоятельной работы.

- проработка конспекта лекции;

- анализ учебных пособий, специальной литературы по данной теме;

- подготовка к практическому занятию;

- подготовка рефератов;

- выполнение тестовых заданий.

По итогам освоения дисциплины предусмотрена промежуточная аттестация. Рубежная аттестация предусмотрена после изучения раздела 1 (1-я рубежная точка) в форме компьютерного тестирования, после изучения раздела 2 (2-я рубежная точка) в форме компьютерного тестирования. Промежуточная аттестация предусмотрена в форме компьютерного тестирования.

Для подготовки к аттестации рекомендуется

- изучить лекционный и практический материал;

- изучить материалы, представленные по данной дисциплине в библиотеке Академии ВЭГУ или воспользоваться электронной библиотекой;

- использовать самообучающие программы;

- контролировать уровень своих знаний тестами-тренингами.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учётом ООП ВПО по направлению и профилю подготовки «Отечественная филология (русский язык и литература)».
Автор канд. филол. наук, доцент Трегубов А.Н.

Рецензент д-р филол. наук, профессор Касымова О.П.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины практикумы направление подготовки: 45. 03. 01 Филология Квалификация (степень) выпускника» бакалавр Профиль подготовки: «Отечественная филология (русский язык и литература)» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая в филиале фгаоувпо «Казанский (Приволжский) федеральный университет»...
Учебно-методический комплекс дисциплины практикумы направление подготовки: 45. 03. 01 Филология Квалификация (степень) выпускника» бакалавр Профиль подготовки: «Отечественная филология (русский язык и литература)» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 032700. 62 Филология
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032700. 62 Филология профилей подготовки – Отечественная...
Учебно-методический комплекс дисциплины практикумы направление подготовки: 45. 03. 01 Филология Квалификация (степень) выпускника» бакалавр Профиль подготовки: «Отечественная филология (русский язык и литература)» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос
«Филология». Профиль подготовки – Отечественная филология (Русский язык и литература)
Учебно-методический комплекс дисциплины практикумы направление подготовки: 45. 03. 01 Филология Квалификация (степень) выпускника» бакалавр Профиль подготовки: «Отечественная филология (русский язык и литература)» iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Филология». Профиль подготовки Отечественная филология (русский язык и литература)
Учебно-методический комплекс дисциплины практикумы направление подготовки: 45. 03. 01 Филология Квалификация (степень) выпускника» бакалавр Профиль подготовки: «Отечественная филология (русский язык и литература)» iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Филология». Профиль подготовки Отечественная филология (русский язык и литература)
Учебно-методический комплекс дисциплины практикумы направление подготовки: 45. 03. 01 Филология Квалификация (степень) выпускника» бакалавр Профиль подготовки: «Отечественная филология (русский язык и литература)» iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Филология». Профиль подготовки Отечественная филология (русский язык и литература)
Учебно-методический комплекс дисциплины практикумы направление подготовки: 45. 03. 01 Филология Квалификация (степень) выпускника» бакалавр Профиль подготовки: «Отечественная филология (русский язык и литература)» iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Филология». Профиль подготовки Отечественная филология (русский язык и литература)
Учебно-методический комплекс дисциплины практикумы направление подготовки: 45. 03. 01 Филология Квалификация (степень) выпускника» бакалавр Профиль подготовки: «Отечественная филология (русский язык и литература)» iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Филология». Профиль подготовки Отечественная филология (русский язык и литература)
Учебно-методический комплекс дисциплины практикумы направление подготовки: 45. 03. 01 Филология Квалификация (степень) выпускника» бакалавр Профиль подготовки: «Отечественная филология (русский язык и литература)» iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Филология». Профиль подготовки Отечественная филология (русский язык и литература)
Учебно-методический комплекс дисциплины практикумы направление подготовки: 45. 03. 01 Филология Квалификация (степень) выпускника» бакалавр Профиль подготовки: «Отечественная филология (русский язык и литература)» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Отечественная филология (татарский язык и филология), Зарубежная филология, Отечественная филология (русский язык и филология), очной...
Учебно-методический комплекс дисциплины практикумы направление подготовки: 45. 03. 01 Филология Квалификация (степень) выпускника» бакалавр Профиль подготовки: «Отечественная филология (русский язык и литература)» iconУчебно-методический комплекс дисциплины стилистика квалификация (степень)...
Автор: профессор кафедры русского языка института гуманитарных наук, д ф н. Геймбух Е. Ю
Учебно-методический комплекс дисциплины практикумы направление подготовки: 45. 03. 01 Филология Квалификация (степень) выпускника» бакалавр Профиль подготовки: «Отечественная филология (русский язык и литература)» iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Филология». Профиль подготовки – Отечественная филология (русский язык и литература), очная форма обучения
Учебно-методический комплекс дисциплины практикумы направление подготовки: 45. 03. 01 Филология Квалификация (степень) выпускника» бакалавр Профиль подготовки: «Отечественная филология (русский язык и литература)» iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Филология». Профиль подготовки – Отечественная филология (русский язык и литература), очная форма обучения
Учебно-методический комплекс дисциплины практикумы направление подготовки: 45. 03. 01 Филология Квалификация (степень) выпускника» бакалавр Профиль подготовки: «Отечественная филология (русский язык и литература)» iconЛитература древнего востока учебно-методический комплекс рабочая...
«Филология» Отечественная филология (татарский язык и литература) (очная форма обучения)
Учебно-методический комплекс дисциплины практикумы направление подготовки: 45. 03. 01 Филология Квалификация (степень) выпускника» бакалавр Профиль подготовки: «Отечественная филология (русский язык и литература)» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050300....
Направление подготовки: 050300. 62 «Филологическое образование», профиль «Русский язык и литература» квалификация – бакалавр филологического...
Учебно-методический комплекс дисциплины практикумы направление подготовки: 45. 03. 01 Филология Квалификация (степень) выпускника» бакалавр Профиль подготовки: «Отечественная филология (русский язык и литература)» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
«Филология». Профиль подготовки – «Отечественная филология (русский язык и литература)»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск