Скачать 90.77 Kb.
|
Бюджетное общеобразовательное учреждение Кичменгско–Городецкого муниципального района «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Рабочая программа элективного курса по физике «Физический эксперимент» 9 класс Составитель: Жаравина Ирина Владимировна, учитель физики I. Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса по физике «Физический эксперимент» для 9 классов (далее – Рабочая программа) составлена на основе элективных курсов “Фундаментальные эксперименты в физической науке” (Н.С. Пурышева, Н.В. Шаронова, Д.А, Исаев), “Измерения физических величин” (С.И. Кабардина, Н.И. Шефер), опубликованных в сборнике “Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область “Естествознание”/Министерство образования РФ – Национальный фонд подготовки кадров. – М.: Вита-Пресс, 2004. – 96 с. и авторской программы учителя физики МОУ Лицей № 1, г. Иркутск Кузнцовой Валентины Александровны. Рабочая программа является предметом по выбору для учащихся 9 классов. Курс рассчитан на 17 часов элективных занятий в 9 классе., 0,5 час в неделю в течение учебного года во 2 полугодии. Актуальность элективного курса обусловлена практической направленностью:
Курс предполагает выработать у учащихся умение собрать электрическую схему, поставить демонстрационный эксперимент и продемонстрировать его одноклассникам, подготовить к выполнению лабораторную работу. Всё это может служить показателем экспериментальных навыков, приобретённых учащимися на элективных курсах по физике “Физический эксперимент”. Элективный курс даёт возможность получить навыки в овладении методами экспериментальной физики, подготавливает основу для практического применения полученных знаний, развивает интерес к предмету. Элективный курс помогает учащимся оценить свои практические возможности, теоретические знания, изучать и практически использовать в схемах физические приборы. Направленность курса развивающая. Он ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности старшеклассников, их экспериментальных способностей. Изучение фундаментальных опытов позволяет познакомить учащихся с историей развития физики, с биографиями ученых и тем самым представить физику в контексте культуры. Использование компьютерного моделирования для подготовки презентаций дает возможность сформировать умения выполнять исследование с помощью компьютера. Цель курса: дать учащимся возможность развивать практические навыки, творческую инициативу, положительную мотивацию к изучению физики. Задачи:
Основные направления:
Критериями результативности являются: - приобретение навыков самостоятельной подготовки и проведения демонстрационных экспериментов; - изготовление новых демонстраций; - подготовка лабораторных работ; - разработка и постановка новых лабораторных работ под руководством преподавателя; - работа с литературными источниками, их анализ; - публичные выступления, презентации. Факультатив готовит учащихся к практическому применению полученных знаний по физике. Эти учащиеся становятся помощниками учителя на уроке при проведении демонстрационных экспериментов и лабораторных работ II. Содержание курса 1.Приобретение практических навыков (4ч). Начинать занятия этого блока программы необходимо с беседы по технике безопасности. Вспомнить вместе с учащимися основные понятия: электрический ток, напряжение, сопротивление; выяснить, почему необходимо соблюдать правила техники безопасности. Роль и место эксперимента в становлении физического знания, взаимосвязь теории и эксперимента. Объяснить устройство паяльника, принцип работы. Познакомить с материалами, необходимыми для пайки. Дать учащимся возможность приобрести навыки работы с паяльником. Дать краткую характеристику приборов, необходимых для сборки электрических схем. 2. Постановка лабораторного эксперимента (5ч). Познакомить учащихся с лабораторными работами. Обсудить теоретическую часть. Познакомить с принципом работы приборов, необходимых для выполнения лабораторной работы. Дать возможность учащимся подобрать необходимое оборудование, скомпоновать, собрать и проверить работу электрических схем. Получить экспериментальные данные. Оценить полученные результаты. Подготовить лабораторные работы для выполнения учащимися класса. 3. Демонстрационный эксперимент(6ч). Преподаватель подбирает демонстрационные эксперименты. Учащимся предлагается самостоятельно или совместно с преподавателем провести анализ теоретической части, а затем выполнить демонстрационный эксперимент. 4. Великие эксперименты в физике(2ч). Познакомить учащихся с темами реферативных работ. Обсудить план написания реферата и подготовки презентации. III. Требования к уровню подготовки выпускников Учащиеся должны иметь навыки пайки электрических схем, знать элементы электрической цепи, уметь определять номиналы резисторов, транзисторов, диодов. Приобрести навыки работы с приборами: омметром, вольтметром, амперметром. Знать назначение элементов цепи, принципы их работы. Учащиеся должны приобрести навыки в постановке и решении экспериментальных задач, лучше усвоить физические понятия и законы, получить представление о связи теоретических и практических задач, приобрести навыки работы с физическими приборами. При выполнении этого блока учащиеся должны приобрести навыки работы с физическими приборами, лучше усвоить физические законы в процессе активной познавательной деятельности. Учащиеся должны стать помощниками преподавателя на уроке при проведении демонстрационного эксперимента. Учащиеся должны приобрести навык работы с литературой, умение анализировать; попытаться смоделировать эксперимент на компьютере, освоить методику подготовки презентаций. IV. Календарно – тематическое планирование
Тема групповых проектов для выполнения учащимися класса.
Темы лабораторных работ для выполнения учащимися класса.
V. Информационно - методическое обеспечение Литература. 1. Блудов М.И. Беседы по физике. – М.: Просвещение, 1984 –Ч.1; 1985. – Ч.2, 1974. – Ч.3 2. Енохович А.С. Справочник по физике и технике. М.: Просвещение, 1988. 3. Кириллова И.Г. Книга для чтения по физике. 6 – 7 классы. – М.:Просвещение, 1986. 4. Лукашик В.И. Физическая олимпиада в 6 -7 классах средней школы: М.:Просвещение, 1987. 5. Шутов И.С. , ГуриновичК.М.Физика. Практические задачи, 7–8 класс.М н. Современное Слово, 1997. 6. Г.Н. Степанова.Ошибки измерения физических величин. С. – П., 1992. 7. Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7 – 11 классах общеобразовательных учреждений. /В.А. Буров, Ю. И. Дик, Б. С. Зворыкин. М.:Просвещение 1996. 8. Методика факультативных занятий по физике. Под ред О. Ф. Кабардина, В. А. Орлова. – М.: Просвещение, 1988. 9. О.М. Шорина, Т.А. Шорина. Формулы в физике. – С. – П. ,1992. 10. Х. – И. Кунце. Методы физических измерений. М.: Мир, 1989. 11. Сборник нормативных документов по физике /Сост. Н.А. Ермолаева, В.А.Орлов. – М.: Просвещение, 1987. 12. Методика преподавания физики в 7 – 8 классах средней школы. – М.: Просвещение, 1987. 13. Физика. 9 класс. Поурочные планы по учебнику А.В. Перышкина и Гутника. Ч1,2. Волгоград: учитель - 2003. 9. Интерактивная энциклопедия – Открытая дверь в мир науки и техники. 10. Приоритетный национальный проект «Образование» Интернет ресурсы |
Планирование элективного курса по физике. 9 класс Основными формами обучения являются семинары, практические занятия по выполнению лабораторных работ и решению задач. Учащиеся самостоятельно... | Рабочая программа элективного курса по физике в 11-б классе Элективный курс предназначен для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений, проявляющих интерес к физике и астрономии, желающих... | ||
Паспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной... | Рабочая программа элективного курса по физике Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №17 с углубленным изучением музыки и изо» | ||
Рабочая программа элективного курса «Методы решения задач по физике» С. А. Тихомировой, Б. М. Яворского, и примерной программы среднего (полного) образования по физике базовый уровень Х – ХI классы,... | Рабочая программа по физике 7 класс В 7 классе происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение... | ||
Рабочая программа составлена на основе программы элективного курса... Рабочая программа составлена на основе программы элективного курса «Краеведческий подход при изучении курса «Биология. 6 класс. Живой... | Тематическое планирование по физике 9 класс Знать понятия: перемещение, путь, траектория. Уметь объяснить их физический смысл | ||
Образовательный стандарт основного общего образования по физике изучение... Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Измерение физических величин. Погрешности... | Рабочая программа по физике для 7-9 классов по 2 часа в неделю (всего... Рабочая программа по физике 7-9 класс составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы... | ||
Рабочая программа элективного курса в 9 классе «Графический дизайн. Adobe Photoshop» Требования к минимально необходимому уровню знаний учащихся, необходимых для успешного изучения элективного курса 6 | Программа элективного курса «Твердые тела» 10 класс Программа элективного курса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования с... | ||
Рабочая программа элективного курса по английскому языку «Лингва. Страноведение. Великобритания» Программа элективного курса по страноведению предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 17 часов | Программа элективного курса «Готовимся к егэ по физике» Автор программы курса: Недбальская И. В Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение: Казакларская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального... | ||
Образовательная программа элективного курса по русскому языку. Категория учащихся: 5 класс Программа элективного курса «Юный лингвист» составлена на основе стандартов основного общего образования и нормативных документов... | Рабочая программа элективного курса составлена на основе программы... Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 С. Тахта ипатовского района ставропольского... |