МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина М2.ДВ3 Менеджмент окружающей среды Укрупненная группа 010000 «Физико-математические науки» Направление 011200.68 - Физика Магистерская программа 011200.68.07 Окружающая среда и человек: основы контроля и надзора Институт фундаментальной биологии и биотехнологии Кафедра Биофизики Квалификация (степень) выпускника Магистр
Красноярск 2011
Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 010000 «Физико-математические науки» направления 011200.68 «Физика» Программу составил доцент Задереев Е.С.. ___________ Заведующий кафедрой проф. Кратасюк В.А. _____________ «_____»_______________201_ г.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры биофизики
«____» ________________201_ г. протокол № __ Заведующий кафедрой ________________ проф. Кратасюк В.А. Дополнения и изменения в учебной программе на 201 __/201__ учебный год.
В рабочую программу вносятся следующие изменения: _____________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры _______
«____» _____________ 201__г. протокол № ________
Заведующий кафедрой ______________________________________________
(фамилия, и.о., подпись)
Внесенные изменения утверждаю:
Директор ИФБиБТ Сапожников В.А._______________________
1 Цели и задачи изучения дисциплины 1.1 Цель преподавания дисциплины
Цель преподавания дисциплины - объяснить структуру и функции различных подходов из арсенала экологического менеджмента используемых на практике; дать широкий обзор того, как и где используются эти методы и подходы; дать знания и основные практические навыки для практического применения этих методов.
Изучение данного курса покажет студентам междисциплинарный характер менеджмента окружающей среды, понять основные принципы контроля и управления качеством окружающей среды на основе интеграции знаний и подходов различных дисциплин, покажет роль и важность социально – личностных компетенций в управлении качеством окружающей среды.
1.2 Задачи изучения дисциплины
Задача изучения дисциплины заключается в формировании у студентов современных представлений и практических навыков об основных принципах и подходах экологического менеджмента.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать: основные принципы и подходы к управлению качеством окружающей среды.
уметь: формулировать цели и задачи экологического менеджмента, выбирать подходы экологического менеджмента соответствующие целям и задачам, анализировать результаты и делать выводы.
владеть: навыками в области применения подходов экологического менеджмента на практике.
Изучение дисциплины направлено на подготовку выпускника в области биологии, получение высшего профессионального образования, позволяющего выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности, обладать следующими универсальными и предметно-специализированными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда:
способностью демонстрировать углубленные знания в области математики и естественных наук (ОК-1);
способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение (ОК-3);
способностью свободно владеть фундаментальными разделами физики, необходимыми для решения научно-исследовательских задач (в соответствии со своей магистерской программой) (ПК-1);
способностью самостоятельно ставить конкретные задачи научных исследований в области физики (в соответствии с профилем магистерской программы) и решать их с помощью современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта (ПК-3);
способностью свободно владеть профессиональными знаниями для анализа и синтеза физической информации (в соответствии с профилем подготовки) (ПК-7);
способностью проводить свою профессиональную деятельность с учетом социальных, этических и природоохранных аспектов (ПК-8).
1.3 Межпредметная связь
Данный курс предназначен для студентов, имеющих базовое представление о биологических принципах функционирования экосистем. Курс интегрирует знания в области биологии и экологии с современными подходами в области управления и принятия решения. 2 Объем дисциплины и виды учебной работы
Объем учебного времени, необходимого для освоения курса – 2 зачетных единицы, что составляет 72 учебных часа, в том числе самостоятельная работа в объеме не менее 44 часов.
Виды занятий: лекционные, практические, самостоятельные: реферирование, подготовка отчетов, контрольных работ, подготовка к зачету.
Форма отчета – «зачет». Объем дисциплины и виды учебной работы приведены в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Объем дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы
| Всего
зачетных единиц
(часов)
| Семестр
| 11
| Общая трудоемкость дисциплины
| (2) 72
| (2) 72
| Аудиторные занятия:
| (0,77) 28
| (0,77) 28
| лекции
| (0,38) 14
| (0,38) 14
| практические занятия (ПЗ)
| (0,38) 14
| (0,38) 14
| другие виды аудиторных занятий (представление презентаций (ПП))
| -
| -
| Самостоятельная работа:
| (1,2) 44
| (1,2) 44
| изучение теоретического курса (ТО)
| (0,61) 22
| (0,61) 22
| задания
| (0,61) 22
| (0,61) 22
| Вид промежуточного контроля (зачет)
| Зачет
| зачет
| 3 Содержание дисциплины 3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах
(тематический план занятий)
Дисциплина «Менеджмент окружающей среды» представляется пятью модулями, каждый из которых раскрывает фундаментальные основы экологического менеджмента. Тематический план занятий, их объем и формируемые на уровне модулей компетенции приведены в табл. 3.1.
Таблица 3.1
Разделы дисциплины и виды занятий в часах
(тематический план занятий)
№
п/п
| Модули и разделы дисциплины
| Лекции
зачетных единиц
(часов)
| ПЗ или СЗ или ПП
зачетных единиц
(часов)
| ЛР
зачетных единиц
(часов)
| Самостоятельная работа зачетных единиц
(часов)
| Реализуемые компетенции
|
| Тема 1. Введение в предмет экологического менеджмента.
| (0,08) 3
|
|
| (0,17) 6
| ОК-1, ОК-3; ПК-1; ПК-3, ПК-7, ПК-8
|
| Тема 2. Основные требования стандарта ИСО 14001 к системе экологического менеджмента - этапы разработки и внедрения.
| (0,08) 3
| (0,22) 8
|
| (0,36) 14
| ОК-1, ОК-3; ОК-1; ПК-3, ПК-7, ПК-8
|
| Тема 3. Оценка экологической эффективности деятельности предприятия.
| (0,08) 3
| (0,05) 2
|
| (0,13) 4
| ОК-1, ОК-3; ОК-1; ПК-3, ПК-7, ПК-8
|
| Тема 4. Оценка жизненного цикла продукта.
| (0,08) 3
| (0,11) 4
|
| (0,36) 14
| ОК-1, ОК-3; ОК-1; ПК-3, ПК-7, ПК-8
|
| Тема 5. Пример регионального подхода. Интегрированный подход к управлению водными ресурсами.
| (0,05) 2
|
|
| (0,17) 6
| ОК-1, ОК-3; ОК-1; ПК-3, ПК-7, ПК-8
| |