Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 93.95 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации28.10.2013
Размер93.95 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Физика > Урок
Урок по химии в 9 классе по теме:

» Общая характеристика металлов. Особенности строения металлов. Физические свойства металлов. Сплавы».

Учитель химии Николенко Т.П.

МОУ«Средняя общеобразовательная школа № 5»

г.Ивантеевки

Цель урока: создать условия для обобщения и углубления знаний учащихся о металлах как простых веществах, физических свойствах металлов, использование человеком.
Тип урока: Урок обобщения и систематизация ЗУН.
Задачи урока:

  • Образовательная: повторить с учащимися положение металлов в ПСХЭ, особенности строения их атомов и кристаллов, повторить и обобщить сведения о металлической связи и кристаллической решетки, обобщить и расширить сведения учащихся о физических свойствах металлов и их классификации, дать понятие о сплавах.

  • Воспитательная: воспитывать коммуникативные качества, умение высказывать собственное мнение, сотрудничество в группе.

  • Развивающая: развивать познавательную активность учащихся, способствовать на уроке развитию умений: наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, а также формированию навыков работы с различными источниками: таблицами, схемами, коллекциями, опорными конспектами.

На уроке использовалось следующее оборудование:

  1. Мультимедийный проектор

  2. Коллекция «Металлы и сплавы»

  3. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, железа, меди

  4. Таблица металлической кристаллической решетки

  5. ПСХЭ



Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель сообщает цель урока, отмечая практическую важность металлов в жизни человека.

2.Проверка домашнего задания.

Проверка первой части дом.задания (2 ученика у доски)

Изобразить строения атомов: 1) Na,Mg,Al; 2) Li, Na, K

Далее, опираясь на знания учащихся проводится фронтальный опрос с элементами беседы.

3.Фронтальный опрос.

  1. Где в Периодической системе Д.И.Менделеева находятся элементы-металлы?

  2. В чем состоит особенность строения элементов-металлов?

Учитель : Почему Sn, Pb,Bi, Po, атомы которых содержат 4,5,6 электронов, являются металлами?

Ответ: Сравнительно большой радиус (вывод, который и разрешил проблему; в подтверждении этого учитель приводит примербор, атомы которого имеют 3 электрона на внешнем уровне, но маленький радиус атома, является типичным неметаллом).

Слушаем ответы учеников, которые выполняли домашнее задание, у доски.

Затем продолжаем беседу.

  1. Как в периоде с возрастанием порядкового номера изменяются металлические свойства? и Почему?

  2. Как в группах главных подгруппах с возрастанием порядкового номера изменяются металлические свойства? и Почему?

Запись в тетрадь:

  1. Металлы на последнем уровне имеют небольшое число электронов(1-3)

  2. Так как металлы расположены в начале периода, то у них большой атомный радиус.

Учитель: Следует отметить, что деление элементов на металлы и неметаллы условное. Например, аллотропные модификации олова:(Sn) или серое оловонеметалл, а (Sn) или белое оловометалл (при t+13,20С белое олово рассыпается в серый порошок), ). Ребята вспоминают название этого явления»оловянная чума».

Металл германий обладает многими неметаллическими свойствами; хром, алюминий и цинктипичные металлы, но образуют соединения соединения ( KAlO2, K2ZnO2, K2Cr2O7), в которых проявляют неметаллические свойства. Йод и графиттипичные неметаллы, но имеют свойства , присущие металлам (металлический блеск).

4.Особенности кристаллической металлической решетки и металлической связи. Физические свойства металлов.


Таблица «Металлические решетки»



Учитель: Ребята, давайте вспомним природу металлической связи и особенности металлической кристаллической решетки.

По таблице ребята вспоминают, что в узлах решетки находятся положительные ионы и атомы металлов, а по всему объему кристалла металла в постоянном движении обобществленные электроны (электронный «газ»).

Учитель напоминает ученикам, что положительные ионы и атомы постоянно переходят друг в друга, благодаря свободному перемещению электронов. При присоедини электрона к иону, последний превращается в атом, а атом в свою очередь в ион. Эти процессы протекают непрерывно, согласно схемы: Ме0- nēMen+

Затем делается вывод:

Металлическая связь (МС)это связь, которая возникает в кристаллах металлов (сплавов) в результате электростатического взаимодействия положительно заряженных ионов металла и отрицательно заряженных электронов.

Учитель задаёт вопрос: Какие виды химической связи известны? Ученики отвечают (ионная, ковалентная). Чтобы найти черты сходства и отличия металлической связи с этими видами связи проверяется вторая часть домашнего задания.

Проверка второй части домашнего задания (3 ученика у доски):

Записать схему образования химической связи для веществ с формулами:

1) NaCl 2) HCl 3) Cl2

Класс в это время отвечает на вопросы:

  • Какие виды химической связи вам известны?

  • Какая связь называется ионной?

  • Какая связь называется ковалентной?

  • Какая связь называется ковалентной полярной? Неполярной?

Затем ведется беседа, в результате которой ученики сравнивают, анализируют и обобщают знания о строении. Приходят к выводу:

  1. Сходство: а) с ионной связью МС сходна наличием ионов;

б) с ковалентной связью МС имеет сходство, поскольку в ее основе

лежит обобщение электронов.

  1. Различие: а) в металлах положительно заряженные ионы удерживаются свободно перемещающимися электронами, а в веществах с ионной связью отрицательными ионами.

б) электроны, которые осуществляют ковалентную связь, находятся вблизи соединенных атомов и прочно с ними связаны, а электроны, осуществляющие МС, свободно перемещаются по всему кристаллу и принадлежат всем его атомам.
Учитель обязательно «подчеркивает», что МС существует только в металлах, находящихся в жидком и твердом состоянии; но не в молекулах, которые удерживаются ковалентными связями в парах (газообразное состояние) металлы существуют в виде молекул с этим типом связи: Li2, Na2.

Обсуждение вопроса о свойствах металлов, работа с коллекцией «Металлы и сплавы».

В ходе обсуждения ученики на вопрос учителя: «Какие общие свойства присущи металлам и почему?» Отвечают: 1)Блеск, электропроводимость, теплопроводимость,

пластичность.

2)Общие физические свойства металлов определяются металлической связью и металлической кристаллической решеткой.


  1. Объяснение нового материала.


5.1. Физические свойства металлов.
Учитель подчеркивает, что физические свойства металлов определяются их строением.



1)Твердость. Все металлы, кроме ртути, твердые. Но это свойство различно у каждого металла.

Рис.1 Относительная твердость некоторых металлов
Самые мягкие металлынатрий, калий, индий, их можно резать ножом; самый твердый металлхром, царапает стекло.

2.Плотность. Все металлы делятся на легкие ( с плотностью до 5г/см3) и тяжелые (с плотностью больше 5г/см3).

Легкие: Li, Na, K, Mg, Al Тяжелые: Zn, Cu, Sn, Ag, Au

Плотность самого легкого металла лития равна 0,53 г/см3, т.е. данный металл почти в 2 раза легче воды. Самый тяжёлый металлэто осмий, его плотность равна 22,6г/см3.

Рис.2 Плотность некоторых веществ



  1. Плавкость.



Металлы делятся на легкоплавкие и тугоплавкие.


Рис. 3 Температура плавления некоторых веществ


  1. Электропроводность.

Металлы обладают электрической проводимостью благодаря наличию свободных электронов или электронного «газа». Лучшие проводникисеребро, медь, золото, алюминий, железо. Худшие проводникиртуть, свинец, вольфрам.

Хаотически движущиеся в металле электроны под воздействием приложенного электрического напряжения приобретают направленное движение, в результате чего возникает электрический ток.

При повышении температуры металла возрастают амплитуды колебаний атомов и ионов, которые находятся в узлах кристаллической решетки. Это затрудняет движение электронов, электрическая проводимость падает.

При пониженных температурах колебательное движение уменьшается, поэтому электрическая проводимость резко возрастает. Графит (неметалл) при низких температурах электрический ток не проводит из-за отсутствия электронов. А при повышении температуры ковалентные связи разрушаются, и электрическая проводимость начинает возрастать.




5.Теплопроводность.

Теплопроводность металлов, как правило, соответствует электропроводности. Она обусловлена большой подвижностью свободных электронов, которые, сталкиваясь с колеблющими ионами и атомами, обмениваются с ними энергией. Поэтому происходит быстрое выравнивание температуры по всему куску металла. Лучшая проводимость у серебра, меди, худшая у висмута, ртути.

6. Пластичность.
Металлы обладают пластичностью, ковкостью и прочностью. Благодаря свободному перемещению электронов по всему кристаллу разрыв связей не происходит, т. к. отдельные слои в кристалле могут смещаться относительно друг друга. Это придает металлам пластичностьспособность изменять свою форму без разрыва химических связей. ( Опыт: две стеклянные пластинки скользят легко относительно друг друга, но с трудом отрываются. Прослойка водыэлектронный газ).

Если произвести подобное воздействие на кристалл с ковалентной связью, произойдет разрыв химических связей т кристалл разрушится, поэтому неметаллы хрупкие.

Металлы, обладающиеся высокой пластичностьюзолото, серебро, медь, олово, железо, алюминий.




а б
Рис.4. Смещение слоев в кристаллических решетках при механическом воздействии:

а) в случае металлической связи; б) в случае ковалентной связи
7. Металлический блеск.
Для всех металлов характерен металлический блеск: серый цвет или непрозразрачность. Свободные электроны, заполняющие межатомное пространство в решетке, отражают световые лучи, поэтому металлы имеют металлический блеск (серебристо-белый и серый). Только золото и медь в большей степени поглощают короткие волны (близкие к фиолетовому цвету) и отражают длинные волны светового спектра, поэтому имеют желтый и оранжевый цвет.

Самые блестящие металлыртуть, серебро. В порошке все металлы, кроме алюминия и магния, теряют блеск и имеют черный или темно-серый цвет.

    1. Сплавы.



5.2.1.Учитель: Почему химически чистые металлы редко используются в быту и промышленности? Например, из меди не делают бытовые изделия (как из алюминия). Легкий и прочный кальций не используют в самолетостроении? Даже золотые украшения, помимо золота содержат медь, серебро.

Ученики высказывают свои предложения, в ходе которых делается вывод: В технике используют преимущественно сплавы, а не чистые металлы, потому что металлы в отдельности не обладают всеми свойствами, которые необходимы для практического применения.

Запись в тетрадь:

Сплавы металловвещества с металлическими свойствами, состоящие из двух или нескольких компонентов, один из которых обязательнометалл.

В сплавах, также как и в металлах, химическая связьметаллическая. Поэтому физические свойства сплавовэлектропроводность. теплопроводность, пластичность, металлический блеск (отвечают ученики).

При получении сплава исходные вещества расплавляют и перемешивают. При охлаждении происходит кристаллизация с образованием сплава. Кристаллизацияэто переход вещества из жидкого состояния в твердое.

Представители сплавов: работа с коллекцией.
Компонентами сплавов могут быть также и неметаллы, и соединения.

Сплавы
Однородные Неоднородные

(гомогенные) (гетерогенные)

Сплавы


Черные Цветные



Чугун Сталь Бронза Латунь Дюралюминий



Литейный Передельный
Железные (или черные) сплавы содержат углерод. Их подразделяют на чугуны и стали.

Чугунсплав на основе железа, содержащий от 2 до 4,5 % углерода, а также марганец, кремний, фосфор и серу. Чугун значительно тверже железа, очень хрупкий, не куется, а при ударе разбивается. Этот сплав применяется для изготовления массивных деталей (так называемый литейный чугун) и в качестве сырья для получения сталей ( так называемый передельный чугун).

Стальсплав на основе железа, содержащий менее 2 % углерода. Стали по составу делят на два основных вида: углеродистая и легированная.

5.2.1. Сообщения учащихся о сплавах, используемых в современной технике, при этом не касаясь тех, о которых пойдет речь дальше, в связи с изучение конкретных металлов.


  1. Заключение урока.

Учитель подводит итоги урока. Благодарит учеников. Выставляет отметки.
7. Домашнее задание.
§5, упр.1-3, §7, упр.1,2,4 (устно), повт. по конспектам 8 кл. (взаимодействие кислот с металлами). Ответьте на вопрос: в каких известных вам реакциях участвуют металлы?






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск