Александрова М.М., учитель информатики ГБОУ СОШ №1375 г. Москвы
Класс
| 9
| Тема
| Алгоритмизация и программирование
| Тема урока
| Исполнитель «Робот» на клетчатом поле. Система команд исполнителя «Робот». Основные алгоритмические конструкции для исполнителя «Робот»
| Тип урока
| Объяснение нового материала
| Цели:
| образовательная:
| обобщение знаний по теме «Основные алгоритмические конструкции», научиться применять ранее полученные знания при решении задач для любого исполнителя, изучить исполнителя «РОБОТ», подготовится к решению задач из части 3 ГИА 9.
| развивающая:
| развитие алгоритмического мышления, умения систематизировать и обобщать, делать выводы
| воспитательная:
| Воспитание аккуратности, целеустремленности
| Оборудование
| Мультимедиа проектор, интерактивная доска
| ЦОР
| Флипчарт
|
Ход урока.
1. Орг. момент
2. Постановка целей и задач урока. Актуализация знаний.
Вы уже знаете определения следующих понятий и умеете ими воспользоваться при решении задач на языке программирования Pascal:
«АЛГОРИТМ»
«ИСПОЛНИТЕЛЬ»
«СКИ» или «система команд исполнителя»
ЛИНЕЙНЫЙ АЛГОРИТМ
Алгоритмическая структура «ВЕТВЛЕНИЕ»
Алгоритмическая структура «ЦИКЛ»
Попробуем применить все эти знания к исполнителю «РОБОТ», который может перемещаться по бесконечному клетчатому полю.
3. Объяснение нового материала.
Место обитания исполнителя «РОБОТ» - бесконечное клетчатое поле. Исходное положение робота указывается буквой «Р». СКИ «РОБОТА»:
Вверх – перемещается на одну клетку вверх
Вниз - перемещается на одну клетку вниз
Влево - перемещается на одну клетку влево
вправо - перемещается на одну клетку вправо
закрась – закрашивает клетку, в которой находится
|
|
На клетчатом поле могут быть стены.
| Команды, которые проверяют истинность условия отсутствия или наличия стены у каждой стороны той клетки, где находится «РОБОТ»:
СВЕРХУ СВОБОДНО
СНИЗУ СВОБОДНО
СЛЕВА СВОБОДНО
СПРАВА СВОБОДНО
НЕ СВЕРХУ СВОБОДНО – сверху стена
НЕ СНИЗУ СВОБОДНО – снизу стена
НЕ СЛЕВА СВОБОДНО – слева стена
НЕ СПРАВА СВОБОДНО –справа стена
| Алгоритмическая конструкция цикл с условием для исполнителя «РОБОТ» записывается следующим образом.
НЦ ПОКА <условие>
Команда 1
Команда 2
…………...
КЦ
| НЦ – начало цикла
КЦ – конец цикла
Команды, которые должны повторятся:
Команда 1
Команда 2
………….
| Команды выполняются, пока условие истинно, иначе происходит выход из цикла.
Задача 1 Исходное положение РОБОТА После выполнения программы
|