Скачать 116.32 Kb.
|
Личностно-ориентированный урок решения задач по теме: (9 класс) Под личностно-ориентированным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. При реализации такого подхода процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих особенностей учащихся, а отношения «учитель-ученик» строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора. Использование личностно -ориентированного подхода в обучении и воспитании невозможно без применения диагностики и самодиагностики. На уроках использую карточки трех цветов: зелёный - удовлетворен уроком, урок был полезен для меня , я много , с пользой работал на уроке и получил заслуженную оценку, я понимал все , о чем говорилось и что делалось на уроке .желтый - урок был интересен , я отвечал с места , я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно . красный - пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, к ответу на уроке я не был готов. Педагогические технологии урока:
Цели урока:
Дидактические материалы и оборудование: Мультимедийный план урока в среде PowerPoint, карточки с задачами для групп, «Листы самоконтроля», План-конспект урока
Литература, использованная при составлении конспекта урока: 1.Пёрышкин А.В. ,Гутник Е.М. « Физика» ,учебник для 9 класса. М, «Дрофа», 2002г. 2.Макарова Н. В., Кузнецова И. Н., Нилова Ю. Н. и др. Практикум по информационным технологиям. – СПб.: Питер, 2003. 3..Сперанский Н.П.. Материалы к урокам. Приложение к газете «1 сентября» «Физика» №9, 2000 г. 4Конаржевский Ю.А «Анализ урока» , М. ОЦ. «Педагогический поиск» , 1999г. 5. М. Е. Тульчинский. Качественные задачи по физике. М., «Просвещение», 1972г. Приложение1 Карточки с заданиями группам. Карточка 1.
1.Почему при выстреле из ружья слышен звук? 2.Если по краю стакана, в котором наполовину налита вода, провести смычком, то на воде появятся волны. Почему? 3.Для чего смычок перед игрой натирают канифолью? 4.Как изменится высота тона струны при повышении температуры? **Задачи: 1.Ухо человека наиболее чувствительно к частоте 355 Гц. Определите для этой частоты длину звуковой волны в воздухе (скорость звука принять равной 340 м/с). 2.Расстояние до преграды, отражающей звук в воздухе 68 м. Через какой промежуток времени человек услышит эхо? 3.Длина звуковой волны в воздухе для самого низкого мужского голоса достигает 4,3 м, а для самого высокого женского 25 см. Найдите частоту колебаний этих голосов. 4..Найдите диапазон длин волн человеческого голоса (тенор), высота тона которого соответствует диапазону частоты 130 - 500 Гц. Карточка 2. *Вопросы к 2 группе: 1.Опытные шоферы оценивают давление воздуха в баллоне колеса автомашины по звуку, получаемому при ударе по баллону металлическим предметом. Как зависит звук, издаваемый баллоном от давления воздуха в нём? 2.Может ли возникнуть эхо в степи? 3.В зале, заполненном публикой, музыка звучит менее громко, чем в пустом? 4.Для борьбы с уличным шумом в стенах высотных зданий монтируют пористый материал. Почему это препятствует проникновению звука в здание? **Задачи: 1.По измерениям Феликса Савара (французский физик ,1830г) верхний предел слышимости равен 24000 Гц, а нижний - 14 Гц. Найдите длины волн пределов слышимости. 2.Нижний рекорд мужского баса был поставлен в XVIII веке певцом Каспаром Феспером - 44 Гц. Найдите длину волны, соответствующую частоте. 3.В 1827году на Женевском озере проводились измерения скорости звука в воде. Расстояние, равное 13333487 м, звук проходил за 9,5 с. Какова скорость звука в воде? 4.Частотный диапазон рояля от 90 до 9000 Гц. Найдите диапазон длин волн звуков рояля. Карточка 3. *Вопросы к 3 группе: 1.Почему телеграфные столбы шумят при ветре? 2.Почему неполный чайник при кипении звучит громче, чем полный? 3.Почему в горах эхо многократное? 4..Частота взмахов крыльев птицы колибри равна 35- 50 Гц. Будет ли слышен полет колибри? **Задачи: 1.Каковы длины волн инфразвука, имеющего частоту 10 Гц, если скорость звука в морской воде равна 1550 м/с? . 2.Струна арфы совершает колебания с частотой 40 Гц. Определите длину звуковой волны в воздухе. 3.Какова частота колебаний камертона, если длина звуковой волны 50 см, а скорость распространения волн 340 м/с? 4.Расчитайте длину самой короткой волны , которую слышат ворона и пингвин.(Скорость звука в воздухе примите за 330 м/с Задание всем группам: назовите тематику предложенных вам задач. Приложение2
Примечание: с/о - самооценка; В/о - взаимооценка (оценка группы). Приложение 3 Дополнительные задачи для групп быстро справившихся с заданиями( по желанию учащихся они могут быть предложены как дополнительные задачи на дом : 1. Н.Лесков «Соборяне». «-Бас у тебя, - говорил регент, - хороший, точно пушка стреляет…» ? К каким звуковым волнам относят бас: низкочастотным или высокочастотным? 2. Никто его не видывал, А слышать - всякий слыхивал, Без тела, а живет оно, Без языка - кричит. Некрасов. ? О каком явлении написал Некрасов? 3. А.И. Солженицын «В круге первом» «-Надо вам сказать, что голос человека составляется из многих гармоник, - почти захлебывался Пряничков от напирающего желания все скорей рассказать. ? О каком параметре звука хотел рассказать Пряничков? 4.А.И. Солженицын. «-Беззвучно происходят только космические катастрофы…» ? Продолжи мысль Солженицына. Приложение4 Пословицы и поговорки, которые могут быть предложены учащимися: Всякая сосна своему бору шумит. Как аукнется, так и откликнется. Язык до Киева доведет. Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь. Без языка и колокол нем. Слышал звон, да не знаешь, где он. |