Скачать 92.18 Kb.
|
Урок в 10 классе по теме «Звуковые волны». Методический анализ изучаемой темы:
Цели урока: 1. Расширить знания учащихся по теме «Звуковые волны». 2. Показать значение физических знаний в разных областях науки, в музыке, практическое применение изучаемого материала. 3.Развивать интерес к предмету, совершенствовать навыки самостоятельного исследования обучающихся, а также навыки их коммуникативного общения. Задачи урока:
Оборудование: 1. Дидактическое обеспечение урока - учебная и дополнительная литература по теме, карточки с заданиями для групп, тест. 2. Для групп:
Оформление урока: На экране с помощью мультимедийной установки проецируются камертон, колокол, скрипка, тема урока и его ход. Презентации групп. Ход урока. 1 урок.
6. Итог урока - учитель обобщает предложенный группами материал. 2 урок.
Дополнительная литература:
4. Шахмаев Н. М., Шилов В.Ф. Физический эксперимент в средней школе.-М.1989 Конспект урока 1.Орг.момент. Проверка готовности групп к уроку. 2.Вступление учителя. Задумывались ли вы когда- нибудь о том, что звук- это одно из самых ярких проявлений жизни, действия, движения? И еще о том, что у каждого звука есть свое « лицо»? И мы даже с закрытыми глазами, ничего не видя, лишь по звуку можем угадать, что происходит вокруг. Думают иные-, те, кто ясно видят Звезды, солнце, радугу, луну: Как она без зренья красоту опишет, Как поймет без глаз и звуки, и весну. Я услышу запах и росы прохладу, Легкий шелест листьев я ловлю, Утопая в сумрак, я пойду по саду И мечтать готова, и сказать: люблю… Пусть я вовсе не имею зренья, Но имею больше - чувств живых простор: Слухом и послушным вдохновеньем Я соткала жизненный узор… (М. И. Блудов « Беседы о физике» / М. Просвещение,1965,с.107) Сегодня на уроке мы попытаемся « услышать» звук, понять его природу: как звуки рождаются, как передаются и умирают. Итак, тема нашего двойного урока « Звуковые волны», а цель- расширить знания по данной теме, провести самостоятельные исследования и проверку знаний по теме. 3. Объявление заданий для групп. Уроку предшествовала подготовительная работа: вы разбились на группы, получили задание, поработали с дополнительными источниками информации, подготовили презентации. 1 урок будет посвящен природе звука,2 урок – это ваши исследования и закрепление теории. 4. Самостоятельная работа учащихся в группах по теории. Задание 1 группе Тема «Звуковые волны» 1 урок 1. Домашнее задание: Презентация «Звуковые волны»
2. Ответьте на вопросы:
2 урок 3. Проведите опыт и объясните его:
Сделайте вывод о звукопроводности различных веществ. Запишите результаты эксперимента согласно предложенному плану. Продемонстрируйте опыт классу и сделайте выводы. Задание 2 группе Тема «Характеристики звуков» 1 урок 1.Домашнее задание: Презентация «Характеристики звуков» Рассмотреть характеристики
2. Ответьте на вопросы:
3. Подготовить сообщения «Порог слышимости, порог болевого ощущения. Техника безопасности при шуме», «Диапазоны голосов» 2 урок 3. Проведите опыт и объясните его:
Запишите результаты эксперимента согласно предложенному плану. Продемонстрируйте опыт классу и сделайте выводы. Задание 3 группе Тема «Разновидности звуков» 1 урок 1.Домашнее задание: 1) Дать характеристики разных звуков:
Примеры продемонстрировать в классе и сделайте вывод: « В чем различие между музыкой и шумом?» 2. Ответьте на вопросы:
2 урок 3. Проведите опыт: С помощью осциллографа получите графики колебаний.
Сравните осцилограммы с таблицей «Разновидности звуков» и сделайте вывод об особенностях этих звуков. Запишите результаты эксперимента согласно предложенному плану. Продемонстрируйте опыт классу и сделайте выводы. Задание 4 группе Тема «Звуковые явления» 1 урок 1.Домашнее задание:
2. Ответьте на вопросы:
2 урок 3. Проведите опыт и объясните его: Включенный секундомер положите на войлок. Поставьте трубу из бутылки так, чтобы секундомер оказался внутри. Слышен ли звук секундомера Расположите над трубой картон под углом к направлению оси трубы. Почему усиливается звук? Запишите результаты эксперимента согласно предложенному плану. Продемонстрируйте опыт классу и сделайте выводы. Задание 5 группе Тема «Диапазон звука» 1 урок 1.Домашнее задание 1) Составьте и предложите классу шкалу звуковых волн. Расскажите по ней о звуках разной частоты
2. Ответьте на вопросы:
2 урок 3. Проведите опыт и объясните его: Воспользуйтесь генератором звуковой частоты, установленным на частоте 20 Гц. Слышен ли звук? Плавно изменяйте частоту. Заметьте, когда «появляется» звук, когда он становится громче, ослабевает, «исчезает». Плавно уменьшайте частоту. Что вы наблюдаете? Запишите результаты эксперимента согласно предложенному плану. Продемонстрируйте опыт классу и сделайте выводы. 5.Отчет групп по теоретическому материалу. 6. Подводит итог урока, обобщает предложенный группами материал. 2 урок – закрепление теории. 1. Вступление учителя. У англичан есть сказка: « Черт поймал трех путников и согласился отпустить их, если они зададут ему невыполнимую задачу. Один попросил сделать растущее дерево золотым, другой - заставить реку потечь вспять. Черт шутя выполнил эти задания и забрал себе души обоих путников. Остался третий. Он свистнул и сказал: « Пришей к этому пуговицу!» - и черт был посрамлен»
3. Самостоятельная практическая работа учащихся в группах Предлагается алгоритм выполнения эксперимента: Ответьте для себя на вопросы: 1. Цель: Что я хочу узнать? 2. Замысел эксперимента:
Как следить за этим? 3. Оборудование:
4. Ход работы: Как нужно действовать (план)? 5. Результаты:
6. Выводы: Добились ли вы цели? Как объяснить результаты? Запишите результаты эксперимента согласно предложенному плану.
Продемонстрируйте опыт классу.
ОТВЕТЫ ТЕСТА: 1-БВБАА 2-ААББВ Тест по теме « Звуковые волны» 1 вариант 1 Упругие продольные волны могут распространяться… А. Только в твердых телах. Б. В любой среде. В. Только в газах. 2. Ультразвуковыми называются волны, частота колебаний которых… А. Менее 20 Гц Б. От 20 до 20 000 Гц. В. Превышает 20 000 Гц.
А. Амплитуды колебаний. Б. Частоты колебаний В. Скорости звука 4.Если перед открытым роялем играть на скрипке, то рояль звучит. Это вызвано… А Резонансом звука Б. Отражением звука В. Реверберацией 5. . На рисунке представлен график волны в определенный момент времени. Чему равна длина волны? А. 4 м. Б. 6 м. В. 3 м 2 вариант 1.Упругие поперечные волны могут распространяться… 4. Если ударить молотком по одному концу длинной металлической трубы, то на другом конце услышат А. Только в твердых телах. двойной удар, т.к. существует Б. Только в жидкостях А. Резонанс звука В. В любой среде. Б. Разная скорость звука в воздухе и металле 2. Инфразвуковые волны – это волны, частота В. Отражение звука колебаний которых… А. Менее 20 Гц 5. На рисунке представлен график волны в Б. Более 20 000 Гц определенный момент времени. Чему равен период В. От 20 до 20 000 Гц. распространения волны? 3. Громкость звука зависит от… А. 1с А. Частоты колебаний . Б. 1,5с Б. Амплитуды колебаний В. 2с В. Скорости звука |