Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 92.18 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации10.11.2013
Размер92.18 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Физика > Урок
Урок

в 10 классе по теме «Звуковые волны».
Методический анализ изучаемой темы:

  • Основное содержание изучаемого материала задают Государственный стандарт среднего общего (полного) образования по физике (базовый уровень) 2004 г. и образовательной программой учителя.

  • Глубина изложения материала определяется учебником - Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика-10: Под ред. Орлова В.А. – М.: Илекса, 2009.

  • Тема «Механические колебания. Механические волны» изучается в 10 классе, опираясь на уже известные знания. Материал хорошо знаком учащимся из курса 8 класса, где были рассмотрены все изучаемые вопросы, решались задачи на основные формулы. Поэтому в 10 классе возможна самостоятельная работа обучающихся с дополнительными источниками и исследовательская с лабораторным оборудованием.

  • Урок рассчитан на 2 часа и основан на самостоятельной творческой работе учащихся в группах.

  • Итогом работы будут созданные по группам минипроекты.

Цели урока:

1. Расширить знания учащихся по теме «Звуковые волны».

2. Показать значение физических знаний в разных областях науки, в музыке, практическое применение изучаемого материала.

3.Развивать интерес к предмету, совершенствовать навыки самостоятельного исследования обучающихся, а также навыки их коммуникативного общения.

Задачи урока:

  • На основе самостоятельной работы обучающихся с дополнительной литературой, а также их самостоятельных исследований рассмотреть вопросы темы.

  • Проверить степень усвоения учащимися материала с помощью теста.

Оборудование:

1. Дидактическое обеспечение урока - учебная и дополнительная литература по теме, карточки с заданиями для групп, тест.

2. Для групп:

  • камертон, штатив с бусинкой на нити, молоточек расческа и линейка

  • камертон, металлический уголок, резиновый жгут.

  • осциллограф, микрофон, камертон, барабан, таблица «Разновидности звуков»

  • секундомер, войлок, труба из пластиковой бутылки, картон.

  • генератор звуковой частоты, микрофон.

Оформление урока:

На экране с помощью мультимедийной установки проецируются камертон, колокол, скрипка, тема урока и его ход. Презентации групп.
Ход урока.
1 урок.

  1. Орг. момент.

  2. Вступление учителя.

  3. Объявление заданий для групп.

  4. Самостоятельная работа учащихся в группах по теории.

  5. Отчет групп по теоретическому материалу.

6. Итог урока - учитель обобщает предложенный группами материал.
2 урок.

  1. Вступление учителя.

  2. Объявление заданий для групп.

  3. Самостоятельная практическая работа учащихся в группах.

  4. Отчет групп по практическому материалу.

  5. Проверка усвоения материала урока с помощью теста.

  6. Подведение итогов урока.


Дополнительная литература:


    1. Блудов М. И. Беседы о физике.- М. Просвещение,1965

    2. Галанин Д.Д. Физический эксперимент в школе.-Учпндгиз,1941

    3. Енохович А.С. Справочник по физике.-М.1990.

4. Шахмаев Н. М., Шилов В.Ф. Физический эксперимент в средней школе.-М.1989
Конспект урока
1.Орг.момент. Проверка готовности групп к уроку.

2.Вступление учителя.

Задумывались ли вы когда- нибудь о том, что звук- это одно из самых ярких проявлений жизни, действия, движения? И еще о том, что у каждого звука есть свое « лицо»? И мы даже с закрытыми глазами, ничего не видя, лишь по звуку можем угадать, что происходит вокруг.
Думают иные-, те, кто ясно видят

Звезды, солнце, радугу, луну:

Как она без зренья красоту опишет,

Как поймет без глаз и звуки, и весну.

Я услышу запах и росы прохладу,

Легкий шелест листьев я ловлю,

Утопая в сумрак, я пойду по саду

И мечтать готова, и сказать: люблю…

Пусть я вовсе не имею зренья,

Но имею больше - чувств живых простор:

Слухом и послушным вдохновеньем

Я соткала жизненный узор…

(М. И. Блудов « Беседы о физике» / М. Просвещение,1965,с.107)

Сегодня на уроке мы попытаемся « услышать» звук, понять его природу: как звуки рождаются, как передаются и умирают. Итак, тема нашего двойного урока « Звуковые волны», а цель- расширить знания по данной теме, провести самостоятельные исследования и проверку знаний по теме.

3. Объявление заданий для групп.

Уроку предшествовала подготовительная работа: вы разбились на группы,

получили задание, поработали с дополнительными источниками информации, подготовили презентации.

1 урок будет посвящен природе звука,2 урок – это ваши исследования и закрепление теории.

4. Самостоятельная работа учащихся в группах по теории.

Задание 1 группе

Тема «Звуковые волны»

1 урок

1. Домашнее задание: Презентация «Звуковые волны»

    • Определение

    • Как вызываются звуки? Примеры продемонстрировать в классе.

    • Механизм распространения звука.

    • Как определили скорость звука в разных средах? От чего она зависит?

2. Ответьте на вопросы:

    • Зависит ли скорость звука от частоты? Ответ обоснуйте математически.

    • Два человека прислушиваются, надеясь услышать шум приближающегося поезда. Один из них приложил ухо к рельсам, а второй – нет. Кто из них раньше узнает о приближении поезда и почему?

2 урок

3. Проведите опыт и объясните его:

  • Извлеките звук с помощью камертона, держа его в руках, приставив ножкой к столу. Поставьте на стол в вертикальном положении металлический уголок, натяните резиновый жгут, прижмите к ним поочередно звучащий камертон. Происходит ли усиление звука?

Сделайте вывод о звукопроводности различных веществ.

Запишите результаты эксперимента согласно предложенному плану.

Продемонстрируйте опыт классу и сделайте выводы.


Задание 2 группе

Тема «Характеристики звуков»

1 урок

1.Домашнее задание: Презентация «Характеристики звуков»

Рассмотреть характеристики

  • Громкость

  • Тон

  • Высота тона

  • Тембр

  • Интенсивность

2. Ответьте на вопросы:

  • Объективная или субъективная характеристика

  • Чем характеризуются

3. Подготовить сообщения «Порог слышимости, порог болевого ощущения. Техника безопасности при шуме», «Диапазоны голосов»

2 урок

3. Проведите опыт и объясните его:

  • Вам даны камертон, штатив с бусинкой на нити, молоточек. Докажите, что громкость связана с амплитудой колебаний.

  • Вам дана расческа и линейка. Докажите, что высота звука зависит от частоты колебаний тела (от скорости движения).

Запишите результаты эксперимента согласно предложенному плану.

Продемонстрируйте опыт классу и сделайте выводы.
Задание 3 группе

Тема «Разновидности звуков»

1 урок

1.Домашнее задание:

1) Дать характеристики разных звуков:

    • Музыкальный тон

    • Музыкальный звук

    • Шум

    • Удар

Примеры продемонстрировать в классе и сделайте вывод: « В чем различие между музыкой и шумом?»

2. Ответьте на вопросы:

  • О каких звуках идет речь в пословице: « Оттого телега запела, что давно дегтю не ела»?

  • Чем различается звучание струн рояля и кларнета?

2 урок

3. Проведите опыт:

С помощью осциллографа получите графики колебаний.

  • Ударьте перед микрофоном камертон

  • Произнесите гласный и согласный шипящий звуки

  • Ударьте по барабану

Сравните осцилограммы с таблицей «Разновидности звуков» и сделайте вывод об особенностях этих звуков.

Запишите результаты эксперимента согласно предложенному плану.

Продемонстрируйте опыт классу и сделайте выводы.

Задание 4 группе

Тема «Звуковые явления»

1 урок

1.Домашнее задание:

    1. Подготовить презентацию о звуковых явлениях (отражение звука (эхо), резонанс, реверберация) по плану:

      • Как проявляется и как обнаружить явление

      • Как используется (интересные факты)

    2. Предложите способ наблюдения резонанса с помощью двух камертонов. Объясните его:

2. Ответьте на вопросы:

    • Может ли возникнуть эхо в степи?

    • Почему в пустом зрительном зале звук громче, раскатистей, чем в заполненном публикой?

    • Почему в комнате обычных размеров эхо не возникает?

2 урок

3. Проведите опыт и объясните его:

Включенный секундомер положите на войлок. Поставьте трубу из бутылки так, чтобы секундомер оказался внутри. Слышен ли звук секундомера Расположите над трубой картон под углом к направлению оси трубы. Почему усиливается звук?

Запишите результаты эксперимента согласно предложенному плану.

Продемонстрируйте опыт классу и сделайте выводы.
Задание 5 группе

Тема «Диапазон звука»

1 урок

1.Домашнее задание

1) Составьте и предложите классу шкалу звуковых волн. Расскажите по ней о звуках разной частоты

    • что порождает этот звук?

    • слышит ли его человек?

    • какие животные слышат?

      1. Подготовить сообщения о применении ультразвука и инфразвука.

2. Ответьте на вопросы:

    • Почему не всякое колеблющееся в воздухе тело излучает звуковые волны, хотя любое тело, колеблющееся в воздухе, излучает механические волны?

  • Почему при эхолокации применяют ультразвук?

2 урок

3. Проведите опыт и объясните его:

Воспользуйтесь генератором звуковой частоты, установленным на частоте 20 Гц. Слышен ли звук? Плавно изменяйте частоту. Заметьте, когда «появляется» звук, когда он становится громче, ослабевает, «исчезает». Плавно уменьшайте частоту. Что вы наблюдаете?

Запишите результаты эксперимента согласно предложенному плану.

Продемонстрируйте опыт классу и сделайте выводы.
5.Отчет групп по теоретическому материалу.

6. Подводит итог урока, обобщает предложенный группами материал.
2 урок – закрепление теории.

1. Вступление учителя.

У англичан есть сказка: « Черт поймал трех путников и согласился отпустить их, если они зададут ему невыполнимую задачу. Один попросил сделать растущее дерево золотым, другой - заставить реку потечь вспять. Черт шутя выполнил эти задания и забрал себе души обоих путников. Остался третий. Он свистнул и сказал: « Пришей к этому пуговицу!» - и черт был посрамлен»

  1. Объявление заданий для групп.

3. Самостоятельная практическая работа учащихся в группах Предлагается алгоритм выполнения эксперимента:

Ответьте для себя на вопросы:

1. Цель: Что я хочу узнать?

2. Замысел эксперимента:

  • Какова идея опыта?

  • Что направленно будем изменять? Каким образом? Что должно реагировать на эти изменения?

  • Какие параметры остаются постоянными? Как добиться этого? Как следить за этим?

  • Что будет меняться в результате сделанных изменений?

Как следить за этим?

3. Оборудование:

  • Какие даны приборы?

  • Какой должна быть установка для эксперимента?

4. Ход работы: Как нужно действовать (план)?

5. Результаты:

    • Что получено? (цифры, факты)

    • Их наглядное представление (таблица, график, схема).

6. Выводы:

Добились ли вы цели? Как объяснить результаты?
Запишите результаты эксперимента согласно предложенному плану.


  1. Отчет групп по практическому материалу.

Продемонстрируйте опыт классу.

  1. Проверка усвоения материала урока с помощью теста.

  2. Подведение итогов урока, выставление оценок..



ОТВЕТЫ ТЕСТА:

1-БВБАА

2-ААББВ


Тест по теме « Звуковые волны»

1 вариант

1 Упругие продольные волны могут распространяться…

А. Только в твердых телах.

Б. В любой среде.

В. Только в газах.

2. Ультразвуковыми называются волны, частота колебаний которых…

А. Менее 20 Гц

Б. От 20 до 20 000 Гц.

В. Превышает 20 000 Гц.

  1. Высота звука зависит от…

А. Амплитуды колебаний.

Б. Частоты колебаний

В. Скорости звука

4.Если перед открытым роялем играть на скрипке, то рояль звучит. Это вызвано…

А Резонансом звука

Б. Отражением звука

В. Реверберацией

5. . На рисунке представлен график волны в определенный момент времени. Чему равна длина волны?

А. 4 м.

Б. 6 м.

В. 3 м



2 вариант

1.Упругие поперечные волны могут распространяться… 4. Если ударить молотком по одному концу длинной металлической трубы, то на другом конце услышат

А. Только в твердых телах. двойной удар, т.к. существует

Б. Только в жидкостях А. Резонанс звука

В. В любой среде. Б. Разная скорость звука в воздухе и металле

2. Инфразвуковые волны – это волны, частота В. Отражение звука

колебаний которых…

А. Менее 20 Гц 5. На рисунке представлен график волны в

Б. Более 20 000 Гц определенный момент времени. Чему равен период

В. От 20 до 20 000 Гц. распространения волны?

3. Громкость звука зависит от… А.

А. Частоты колебаний . Б. 1,5с

Б. Амплитуды колебаний В. 2с

В. Скорости звука

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск