Скачать 63.95 Kb.
|
МБОУ «Русскошойская средняя общеобразовательная школа» Районное методическое объединение учителей физики и информатики Конспект урока – исследования в 10 классе «Точечный заряд в электрическом поле» Подготовил и провел учитель физики высшей категории Суворов Николай Никодимович Открытий путь – Нелёгкий путь. Но человеку – Не свернуть. с. Русские Шои 2012 год Конспект урока – исследования «Точечный заряд в электрическом поле» Тип урока: систематизация и закрепление знаний по пройденному материалу Цели: Выделить основные структурные элементы знаний по теме: " Закон Кулона", «Характеристики электрического поля» Продолжить формирование приемов исследовательской деятельности – анализа, синтеза, сравнения, систематизации, работы в группе. Закрепить ранее изученный материал и решать задачи. Задачи: Образовательные: углубить знания по электростатике; организовать повторение и систематизацию основных формул, понятий, способов и методов решения задач; Развивающие: установления связей внутри физических понятий, теорий, законов; выделение существенных признаков изучаемых явлений, понятий; стимулировать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, самостоятельность; Воспитательные: воспитывать умение использовать свой интеллект; аккуратность и точность при проведении эксперимента; умение работать с физическим оборудованием, обрабатывать результаты эксперимента; соблюдение правил техники безопасности; Оборудование: электрофорная машина, электрические султаны, соединительные провода, оргстекло, бумага, компьютер, мультимедийный проектор, вата, линейка, весы лабораторные с разновесами. Приложение – электронная презентация План урока: 1. Организационный момент, постановка целей и задач урока, повторение правил техники безопасности. 2 мин 2. Актуализация знаний 7 мин Повторение и систематизация знаний о физических величинах (Устный опрос) 3.Проведение эксперимента и решение исследовательских задач. 30 мин 4.Подведение итогов исследования 3 мин 5. Подведение итогов урока, выставление оценок, домашнее задание 2 мин Ход урока:
Слайды 1-3 Приложения
Слайды 4 -11 Приложения Что называют точечным электрическим зарядом? В каких единицах измеряется электрические заряды? Как взаимодействуют одноименные и разноименные электрические заряды? Как формулируется закон Кулона для взаимодействия зарядов в вакууме? Дать понятие силовой характеристики электрического поля - напряженности В чем заключается принцип суперпозиции? Дать понятие энергетической характеристики электрического поля - потенциала III. Основная часть урока. Мини – исследование, для этого создаются а) группа « Наноэкспериментаторы» б) группа «Масс-определители в) группа «Точный расчет» Опыт 1- «летающая ватка» с целью определения величины точечного заряда, количества заряженных частиц на ней, напряженности поля заряженной пластины Слайд 12 Приложения Трудности расчета- определение зарядов заряженного тела – ватки и пластины. определение напряженности заряженной пластины Работа группы а) Fk q1 Е Е Fт q2 + + + + + Fk = Fт =mg В нашем случае q2 = 50q1 Определим заряд q2. После преобразований: Подставив значения, получим: q1= Работа группы б) Заполнить таблицу, используя результаты измерений: Таблица 1
Слайд13 Приложения Определяем массу ватки с зарядом q1. Для этого использовать метод рядов Минимальное значение разновесов равно 10 мг или 1010-6 кг. Уравновешиваем некоторое количество ватки и делим на 10 равных частей. 1 часть имеет массу ватки, использованной в опыте Таблица 2
Слайд 14 Приложения Таким образом мы определяем заряды q1 и q2. Подсчитаем число протонов на ватке. Для этого заряд q1 делим на заряд протона. N= q1/1,6 10-1 По формуле Гаусса подсчитаем напряженность заряженной пластины -поверхностная плотность заряда пластины S = ab Площадь рабочей части пластины составляет 0,1 0,05=0,005 м2 = 510-3 м2 Результаты помещаем в таблицу 3 Таблица 3
Слайд 15Приложения Возвращаемся к таблице 1 и заполняем пустые ячейки. Выводы по эксперименту: а) Использовав методы дифференцирования и сравнения, определили: 1. массу ватки m 2. заряд ватки q1 3. заряд пластины q2 б) определили число избыточных протонов N на заряженном теле в) по формуле Гаусса нашли значение напряженности заряженной пластины Е см. Приложение Слайд 16 Опыт 2 -«прыгающая ватка» с целью определения скорости и ускорения ватки в электрическом поле Слайд 17 Приложения Работа группы а) Трудности расчета- определение времени полета ватки в электрическом поле. Для определения времени полета воспользуемся вышеиспользованным методом дифференцирования. Для этого подсчитаем время 7-10 прыжков, вычитаем время, необходимое на перезарядку и находим время 1 прыжка t=tоб/n Измерим расстояние S между кондукторами электрофорной машины. Работа групп б) , в) По формулам скорость и ускорение ватки в электрическом поле Слайд 18 Приложения Результаты заносим в таблицу 4 Таблица 4
Слайд 19 Приложения Выводы по эксперименту: а) Использовав методы дифференцирования и исключения, определили: скорость и ускорение ватки в электрическом поле IV. Подведение итогов исследования, рефлексия
Слайд 20 Приложения Решать задачи можно вечно, Исследованья бесконечны. Спасибо всем вам за урок, А главное, чтоб он был впрок V. Подведение итогов урока, выставление оценок, домашнее задание. Слайд 21 Приложения |