Скачать 58.01 Kb.
|
Сценарий урока физики в 7 классе учителя Климовой Г.Г. Тема урока. «Можно ли жить без трения?» Цель урока: изучить явление трения. Задачи.
уметь проводить опыты по измерению силы трения.
вопросам; развитие интеллектуальных способностей: определение, анализ, синтез.
самодеятельность, самоконтроль, самооценка. Оборудование для опытов: динамометр, деревянный брусок, грузы, картон. Оборудование для ведения урока: 12 компьютеров соединенных в локальную сеть, проектор, интерактивная доска, презентации. Медиаресурсы:
Физика 7-11 Библиотека наглядных пособий. Formoza Физика 7-11 Библиотека электронных наглядных пособий. «Кирилл и Мефодий» Физика 7-11 Практикум «Физикон»
Ход урока. I этап. Самоопределение к деятельности - положительный настрой на работу. Слайд 1 II этап. Мотивация. Вопросы Почемучкина. Почему не удержать в руках рыбу, выловленную из реки? Посмотрите на подошву туфель. Какая она? Какая поверхность лучше: гладкая или рельефная? III этап. Актуализация – подготовка мышления учащихся к учебной деятельности. Слайд2 Слайд 3 С Используется анимация лайд 4 Слайд 5 IV этап. Постановка учебной цели. Проблемный вопрос – тема урока. Можно ли жить без трения? Трение – это хорошо или плохо? Слайд 6 V этап. Составление плана деятельности Физика – экспериментальная наука. Слайд 7 Деятельность ученика: вспоминают и называют этапы познания. VI этап. Деятельность С Демонстрация фильма-анимации «1 определение» без звука. Ученики наблюдают явление трения. лайд 8 С Деятельность ученика: формулируют определение, называют родовое слово и существенные признаки. На слайде по щелчку появляются фрагменты определения. Возникает вопрос. Деятельность ученика: ребята выдвигают свои гипотезы, которые обсуждаются. На слайде по мере обсуждения появляются причины трения. лайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Вопрос. Чем характеризуется векторная физическая величина? Деятельность ученика: Ребята отвечают, постепенно(анимация) на слайде возникают зрительные образы. С Вопрос. Как измерить силу трения? Деятельность ученика: Ребята отвечают, постепенно(анимация) на слайде возникают подсказки. лайд 12 С Возникает вопрос. От чего зависит сила трения? Деятельность ученика:
Для закрепления демонстрируется фильм «2 зависимость от рода поверхности» лайд 13 Слайд 14 С Вопрос. Как от экспериментальных выводов перейти к математической формуле? На слайде возникает формула. Деятельность ученика Обсуждается коэффициент трения Фильм «3 не зависит от площади» лайд 15 С Деятельность ученика Просмотр фильмов: «4 трение покоя», «5 трение качения». Ритмичная музыка. Деятельность ученика Упражнения для глаз, рук и т.д. позвоночника. лайд 16 Слайд 17 С Деятельность ученика. Ученики показывают свою презентацию и рассказывают о применении трения. лайд 18 7 этап. Первичное закрепление Слайд 19 Деятельность ученика. Отвечают на вопрос 8 этап. Самопроверка Слайд 20 Деятельность ученика. 1 вариант: 12 учеников отвечают за компьютером на 3 вопроса теста (программа Tester) и тут же получают оценку. 2 вариант: за партами отвечают на те же вопросы. Затем садятся вместе и проверяют, оценивают работу 2 варианта. Тест I Сани скатываются с горы под действием силы …, а, скатившись, останавливаются за счёт силы …
II Совпадает ли сила трения с направлением скорости движения тела?
III В гололедицу тротуары посыпают песком, при этом сила трения подошв обуви о лёд …
IV При равных нагрузках сила трения скольжения всегда … силе трения качения. 1. равна. 2. больше. 3. меньше. 9 этап Включение в систему знаний. Слайд 21 Деятельность ученика Ученики объединяются в группы по 4 человека и выполняют свои задания. Вы – группа 1. Продумайте и обсудите ситуацию: утро, вы лежите в постели, затем встаете. Вопрос. Можно ли встать без силы трения? Попробуйте инсценировать Вы – группа 2. Продумайте и обсудите ситуацию: утро, вы завязываете бант или заплетаете косу. Вопрос. Можно ли завязать бант без силы трения? Попробуйте инсценировать Вы – группа 3. Продумайте и обсудите ситуацию: утро, вы одеваетесь. Вопрос. Может ли одежда удержаться на теле без силы трения Вы – группа 4. Продумайте и обсудите ситуацию: утро, вы одеваетесь. Вопрос. Могут ли нити в ткани удержаться без силы трения? Будет ли вам что одеть или вы останетесь голым? Опыт-вопрос. Шелковый или хлопчатый бант легче развязать? Вы – группа 5. Продумайте и обсудите ситуацию: утро, вы завтракаете. Вопрос. Можно ли глотать, резать, колоть, держать пищу без силы трения? Вы – группа 6. Продумайте и обсудите ситуацию: утро, вы идете пешком или едете на машине в школу. Вопрос. Можно ли передвигаться без силы трения? Обсуждение. Ученики делают аргументированные выводы из групповой деятельности. 10 этап Рефлексия Ученики парами садятся за компьютер запускают сетевую программу «Учитель-ученик» glav uch, регистрируются и отвечают на вопросы: Можно ли жить без трения? Трение – это хорошо или плохо? Вы довольны собой? Поставьте себе оценку. На экране мгновенно появляются их ответы. |