Методическая разработка урока физики в 10 классе
Тема урока: Последовательное и параллельное соединение проводников.
Урок № 3 ,раздел « Законы постоянного тока»
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: создать условия для выявления учащимися закономерностей в цепи постоянного тока при параллельном и последовательном соединении через практическое моделирование и эксперимент.
Задачи:
Воспитание уважительного отношения к собеседнику ( в коллективной и групповой работах). Положительного отношения к учебе
Изучение и выявление закономерностей в построении цепей постоянного тока
Формирование навыков исследовательской и экспериментальной деятельности
Развитие умения составления электрических цепей, решения задач, коммуникативных навыков, самооценки.
Планируемые метапредметные результаты:
Положительное отношение к учебе, уважительное отношению к собеседнику, умение работать в паре ( группе)
Регулятивные :
Уметь определять и формулировать цель работы с помощью учителя, планировать свои действия в соответствии с учебной задачей;
Вносить необходимые коррективы в действия после завершения работы на основе его оценки и учета характера ошибок;
Адекватно выполнять оценивание и самооценивание;
Познавательные:
Уметь ориентироваться в своей системе знаний
Находить ответы на поставленные вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт, схемы и графические модели
Коммуникативные :
Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ,умение работать в паре, группе, формулировать свои мысли и отстаивать свое мнение.
Планируемые предметные результаты:
Уметь выявлять закономерности в цепи постоянного тока при параллельном и последовательном соединениях
Самостоятельно моделировать , решать экспериментальные задачи и делать выводы.
Оборудование к уроку: компьютер, мультимедиа-проектор, интерактивная доска, учебник «Физика» - Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев. , наборы лабораторного оборудования по теме «Электрический ток»,карточки
План
№
| Этапы урока
| Приемы и методы
| время
| 1
| Организационный
| Приветствие
| 1 мин
| 2
| Проверка домашнего задания
| Фронтальный опрос
| 3 мин.
| 3
| Подготовка к основному этапу
| Фронтальная работа .Формулирование темы и задач урока. Решение задачи Постановка проблемы
| 5 мин.
| 4
| Поиск информации, открытие новых знаний и способов действий
| Самостоятельная работа в парах, обсуждение способа решения задачи.
| 7 мин.
| 5
| Формирование новых знаний и способов действий
| Интерактивный режим опорного конспекта
| 3 мин.
| 6
| Минутка отдыха
|
| 1 мин
| 7.
| Первичная проверка понимания и закрепление
| Фронтальная работа
| 3 мин.
| 8
|
Закрепление знаний и способов действий
|
Моделирование цепей на интерактивной доске и с помощью лабораторного оборудования
| 7 мин
|
|
|
|
| 9
| Обобщение и систематизация
| Представление результатов работы групп
| 5 мин
| 10
| Контроль и взаимооценивание
| Оценивание работы групп, тест в режиме интерактивного голосования
| 3 мин
| 11
| Подведение итогов
| Сообщение учителя, подведение итогов самими учащимися(обращение к целям и задачам урока)
| 1 мин
| 12
| Информация о домашнем задании
| Рекомендации учителя
| 1 мин.
| 13
| Рефлексия
| Заполнение листов самооценки(научился; испытываю затруднения, не научился)
| 1 мин
| План – конспект урока:
Организационный момент
Проверка домашнего задания ( фронтальный опрос)
Что называется электрическим током?
Назовите основные величины, характеризующие электрический ток.
Назовите величины, характеризующие проводник
Сформулируйте закон Ома для участка цепи
Что такое сопротивление?
Как рассчитать сопротивление проводника?
Как определяют направление тока в цепи?
Соотнесите условные обозначения с элементами электрической цепи.( установить соответствие между элементами на доске)
3.Подготовка к основному этапу Дано: R1=R2=R3=R4=4 Ом ; I=1 A,
Найдите: UAB
А В
Вопросы:
Какие виды соединения использованы на схеме?
Сформулируйте тему сегодняшнего урока (Последовательное и параллельное соединение проводников.)
Какие задачи поставим для себя, используя слова- подсказки на доске: последовательное , параллельное, закономерности, соединение, выявление , проводники, нахождение, цепи, моделирование.
Составление плана работы:
Изучить теоретический материал
Обсуждение в парах способов решения задачи
Составление опорного конспекта, при выявлениях закономерностей в электрических цепях
Моделирование электрических цепей
Обобщить и систематизировать полученные результаты
Самоконтроль и самооценка
Итоги работы
4.Поиск информации и открытие нового способа действий( работа в в парах)
Работа с информацией учебника - §105, стр. 296-298
Цель работы: выявить закономерности последовательного и параллельного соединения проводников
Нахождение способа решения задачи
Обсуждение найденного способа.
5.Формирование новых знаний и способов действий
Демонстрация слайдов на интерактивной доске 1- «последовательное и параллельное соединение проводников»
,
составление опорного конспекта;
2 – «смешанное соединение»; 3-пример гидродинамической аналогии соединения проводников
6. Физминутка
7. Первичная проверка понимания и закрепление
- Приведите свои примеры последовательного и параллельного соединения проводников в быту.
8. Закрепление знаний и способов действий: применение полученных знаний на практике.
Класс делится на 3 группы.
А)Самостоятельная работа
1 группа получает задание: проверить все закономерности параллельного и последовательного соединения проводников на моделях интерактивной доски и определить сопротивление резисторов.
Подготовить краткий отчет.
2 группа : определить способ соединения цепи освещения в кабинете физики и составить модель этой цепи из предложенных элементов. Подготовить краткий отчет.(3 лампочки по 6 v, 2 лампочки по 1,5 v, источник тока на 4,5v, провода, ключ)
3 группа: выполнить модель елочной гирлянды из предложенных элементов.
( 4 лампочки по 1,5 v,2 лампочки по 6 v, источник тока на 4,5v, провода, ключ)
9.Обобщение и систематизация знаний
Б)Отчет групп
10.Контроль и взаимооценивание ( справилась ли группа с поставленной задачей, были ли подтверждены экспериментально закономерности соединений в электрической цепи?)
Тест
11. Подведение итогов урока
Сообщение учителя, подведение итогов самими учащимися(обращение к целям и задачам урока)
Изучить теоретический материал
Обсуждение в парах способов решения задачи
Составление опорного конспекта, при выявлениях закономерностей в электрических цепях
Моделирование электрических цепей
Обобщить и систематизировать полученные результаты
Самоконтроль и самооценка
Итоги работы
-Выполнены ли поставленные нами задачи?
-ответили ли на проблемные вопросы?
- смогли ли решить задачу, на вопрос которой не могли точно ответить в начале урока?
12.Домашнее задание на выбор : задача №6, №10 из текста интерактивных заданий или тестовые задания
13. Рефлексия.
Заполнение листов самооценки(научился; испытываю затруднения, не научился)
Этап урока
| цель
| Содержание учебного материала
| ФОУД
| Деятельность учителя
| Деятельность обучающихся
| Организационный
| Организация начала урока.Содействовать установлению рабочего настроя и готовности к сотрудничеству
|
|
| Приветсвует обучающихся, проверяет их готовность к уроку
| Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
| Проверка домашнего задания
| 1.Установить полноту и осознанность выполнения д/з учащимися
2.Выявить пробелы в знаниях уч-ся
3.Устранить пробелы, выявленные в ходе проверки
| Опрос по теме
| Фронтальная
| Фронтальный опрос
Учитель задает вопросы уч-ся
| Отвечают на вопросы учителя
| Подготовка к основному этапу
| 1,Обеспечить мотивацию учения, принятие целей урока, постановка перед учащимися учебной проблемы
| Формулирование темы и задач урока. Решение задачи. Учебная проблема
| фронтальная
| Готовит учащихся к активной учебной деятельности, вместе с учащимися формулирует тему и задачи урока, помогает учащимся планировать свою деятельность на уроке
| Совместно с учителем формулируют тему и задачи урока, планируют свою деятельность на уроке.
| Поиск информации, открытие новых знаний и способов действий
| Найти закономерности в выявить закономерности последовательного и параллельного соединения проводников
| Нахождение способа решения задачи
Обсуждение найденного способа
Найти закономерности в выявить закономерности последовательного и параллельного соединения проводников
| Самостоятельная работа ,работа в парах
| Направляет работу учащихся по поиску необходимой информации
| Читают текст учебника.
Находят нужную информацию, выявляют закономерности соединений
| Формирование новых знаний и способов действий
| 1.Обеспечить восприятие и первичное закрепление изучаемого материала
| Демонстрация слайдов на интерактивной доске по отработке закономерностей составления цепей
| фронтальная
| Демонстрирует слайды последовательного и параллельного соединения, смешанного соединения, пример гидродинамической аналогии соединения проводников
| Наблюдают, принимают участие в беседе с учителем, обсуждают варианты соединений .
| Минутка отдыха
|
|
|
|
|
| Первичная проверка понимания и закрепление
| 1.Установить правильность и осознанность усвоения учебного материала.
2.Выявит пробелы первичного осмысления изученного материала.
3.провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении
| Постановка вопросов репродуктивного характера
Просьба привести примеры последовательного и параллельного соединения в быту.
| фронтальный
| Задает вопросы, организует беседу по изучаемой теме
| Отвечают на вопросы учителя, участвуют в беседе
|
Закрепление знаний и способов действий
| Обеспечить закрепление знания видов соединения и их закономерностей и применение на практике
| Моделирование цепей на интерактивной доске и с помощью лабораторного оборудования
| Работа в группах
| Направляет деятельность групп, осуществляет направляющую помощь
| Моделируют, подтверждают выявленные закономерности
|
|
|
|
|
|
| Обобщение и систематизация
| Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся
| Активная деятельность учащихся (отчет групп)
| Работа в группах
| Осуществляет работу «Эксперта»
| Представляют итоги своей работы в группе
| Контроль и взаимооценивание
| 1.Выявление качества и уровня усвоения учащимися знаний и способов действий.
2.Выявить недостатки в знаниях
| Оценивание работы группы
| Индивидуальная, групповая, коллективная
| Осуществляет работу «Эксперта
| Оценивают работу своих товарищей и свою
| Подведение итогов
| Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся
| Подведение итогов учебного занятия
|
| Оценивает работу класса и отдельных учеников
| Участвуют в подведении итогов урока. Анализ выполнения поставленных задач на уроке.
| Информация о домашнем задании
| Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
| Информация о домашнем задании, мотивирование к выполнению.
|
| Дает инструкцию по выполнению домашнего задания с возможностью выбора .
| Получают задание.
| Рефлексия
| Обеспечить усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества
| Рефлексия своего поведения
| Индивидуальная
| Управляет процессом
| Осуществляют рефлексию
|
Краткая пояснительная записка
Автор разработки
| Филиппов Олег Павлович
| Тема урока/занятия
| Последовательное и параллельное соединение проводников
| Класс
| 10 класс
| Необходимые технические
Средства и материалы для проведения урока (маркеры
| Компьютер, медиа-проектор, интерактивная доска, интерактивное учебное пособие «Постоянный ток» в-2.0, Лабораторное оборудование по теме «Электрический ток», карточки ,учебник «Физика» 10 кл. Г.Я.Мякишева,
| Самоанализ урока
| Структурный анализ урока:
Тип и структура урока- комбинированный Этапы урока:1. Организационный
2. Проверка домашнего задания
3.Подготовка к основному этапу
4. Поиск информации, открытие новых знаний и способов действий
5.Формирование новых знаний и способов действий
6.Минутка отдыха
7.Первичная проверка понимания и закрепление
8.Закрепление знаний и способов действий
9.Обобщение и систематизация
10.Контроль и взаимооценивание
11.Подведение итогов
12.Информация о домашнем задании
13Рефлексия
2.Тема урока: Последовательное и параллельное соединение проводников.
Цель урока: создать условия для выявления учащимися закономерностей в цепи постоянного тока при параллельном и последовательном соединении через практическое моделирование и эксперимент
| Этап урока
| цель
| Организационный
| 1 мин
| Организация начала урока. Содействовать установлению рабочего настроя и готовности к сотрудничеству
| Проверка домашнего задания
| 3 мин.
| 1.Установить полноту и осознанность выполнения д/з учащимися
2.Выявить пробелы в знаниях уч-ся
3.Устранить пробелы, выявленные в ходе проверки
| Подготовка к основному этапу
| 5 мин.
| 1,Обеспечить мотивацию учения, принятие целей урока, постановка перед учащимися учебной проблемы
| Поиск информации, открытие новых знаний и способов действий
| 7 мин.
| Найти закономерности в выявить закономерности последовательного и параллельного соединения проводников
| Формирование новых знаний и способов действий
| 3 мин.
| 1.Обеспечить восприятие и первичное закрепление изучаемого материала
| Минутка отдыха
| 1 мин
|
| Первичная проверка понимания и закрепление
| 3 мин.
| 1.Установить правильность и осознанность усвоения учебного материала.
2.Выявит пробелы первичного осмысления изученного материала.
3.провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении
|
Закрепление знаний и способов действий
| 7 мин
| Обеспечить закрепление знания видов соединения и их закономерностей и применение на практике
|
|
|
| Обобщение и систематизация
| 5 мин
| Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся
| Контроль и взаимооценивание
| 3 мин
| 1.Выявление качества и уровня усвоения учащимися знаний и способов действий.
2.Выявить недостатки в знаниях
| Подведение итогов
| 1 мин
| Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся
| Информация о домашнем задании
| 1 мин.
| Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
| Рефлексия
| 1 мин
| Обеспечить усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества
| 2.Содержание и методика повторения: повторение проводится в форме фронтального опроса, охватывается большая класса.
3.Работа над новым материалом: работа построена на основе деятельностного метода, изучение нового материала основано на принципах научности, доступности, связано с жизнью, систематичности, доступности, соответствует образовательным, развивающим и воспитательным задачам урока.
4.Методы обучения: частично поисковый, проблемный, практический( лабораторное оборудование), наглядный ( интерактивная доска), сочеталась фронтальная, индивидуальная и групповая работа, моделирования, применялся метод контроля и учета знаний.
5. Усвоение учебного материала :проведен тщательный отбор содержания материала, при закреплении организована работа в группах по моделированию цепей с различными видами соединений. Обратная связь- ответы представителей групп – оценены.
6.Задание на дом: объем задания соответствует, проведен предварительный инструктаж по заданию, задание дано дифференцировано как по сложности, так и представлено детям право выбора задачи .
7. Результаты урока: подведены итоги урока, как учителем , так и детьми, проанализирован намеченный план работы, сравнен с реальной работой. Цели урока достигнуты, Планируемые метапредметные результаты: Положительное отношение к учебе, уважительное отношению к собеседнику, умение работать в паре ( группе) выполнялись ,Регулятивные : определяли вместе с учителем цель и план работы, оценивали результаты работы групп и друг друга. Познавательные: ориентировались в системе знаний Находили ответы на поставленные вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт, схемы и графические модели Коммуникативные : учились выражать свои мысли четко и грамотно. Планируемые предметные результаты : выявили закономерности в цепи постоянного тока при параллельном и последовательном соединениях, работая в группах моделировали цепи для кабинета физики, для елочной гирлянды , решать экспериментальные задачи и делать выводы
8.Качество знаний , умений и навыков. Выполняя тест, большая часть учащихся ошибок не допустила. Качество знаний высокое.
Дата – 29.03 2013 |