ПУ № 19 Преподаватель Федорченко В.А.
План открытого урока:
«Турнир знатоков постоянного тока». Предмет: Физика.
Группа: №11, «Мастер сельскохозяйственного производства».
Преподаватель: Федорченко Валентина Алексеевна.
Цели урока:
-углубить и закрепить знания учащихся по разделу «Законы постоянного тока», навыки решения расчётных и количественных задач, ориентировать учащихся на применение полученных знаний в разных ситуациях;
- формировать и развивать познавательные способности учащихся, положительное отношение к процессу и содержанию обучения, способствовать развитию самостоятельности и активности учащихся;
- воспитывать интерес к предмету, сознательную дисциплину, формировать навыки коллективной работы. Тип урока: урок закрепления и применения знаний.
Методы обучения: репродуктивные, проблемные, частично-поисковые.
Методическое обеспечение: плакат «Знаете ли вы, что..», задания командам, опорные конспекты, красные карточки.
Межпредметные связи: «Тракторы и автомобили»: «Электрооборудование»;
«Химия»: «Электролиз»; «Электротехника»: «Соединение цепей, расчёт параметров тока». Ход урока. I. Организационный момент:
- приветствие учащихся,
- проверка готовности учащихся к уроку,
- целевая установка на урок,
- критерии оценок,
- представление жюри.
II. Вступительное слово педагога:
Мы с вами закончили изучение темы «Постоянный ток». Сегодня у нас обобщающий урок по данной теме. Мы повторим основные вопросы темы, решим несколько задач на соединения потребителей, на вычисление расхода электроэнергии, будем разгадывать кроссворды.
Группа разделена на 3 команды. Каждая из них имеет своё название, свой девиз и, конечно, приветствие. Каждый член команды должен внести свой вклад в выполнение заданий, чтобы набрать больше баллов и получить высокую оценку. Чем больше баллов наберёт команда, тем выше будут оценки у её членов. Оценки каждому члену команды будет выставлять сама команда, учитывая личный вклад каждого. Эту оценку должен будет прокомментировать капитан команды. На доске баллы каждой команды по мере решения задач будут выставляться в таблицу. III. Представления команд: - Команда «ОМОН» - «отряд молодых, отважных, находчивых».
Наш девиз: «Не подумав – не отвечай, не проверив – не утверждай!»
Приветствие: «Соперникам нашим огромный привет, везенья и счастья, улыбок букет». - Команда «СЭФ» - «Союз энтузиастов- физиков».
Наш девиз: «Больше физики наилучшего качества с наименьшими затратами».
Приветствие: «Не губите нас, жюри, не губите,
Помогите от души, помогите,
Ради дружбы на века
Вы подкиньте балла два». - Команда «ИОН» - «Интеллектуалы организованные, начитанные».
Наш девиз: «Всю физику ты можешь и знать, а электричество – обязан!»
Приветствие: « Друзья! Соперничать так рады
С командой СЭФ мы и ОМОН
Другой награды нам не надо,
Победу мы хотим взамен!» IV. Педагог: А теперь желаем удачи каждой команде и переходим к разминке. Каждый правильный ответ оценивается 3 баллами. Вопросы разминки:
Что представляет собой электрический ток?
/ Направленное движение заряженных частиц./
Что такое сопротивление проводника?
/Мера противодействия проводника установлению в нём электрического тока./
А как влияет сопротивление на силу тока?
/По закону Ома для участка цепи J= U/R , чем больше сопротивление в проводнике, тем меньше сила тока./
От чего зависит сопротивление проводника?
/От длины, поперечного сечения, материала проводника и температуры./
Как рассчитать мощность электрического тока?
/ P=J U/
6/ От каких величин зависит работа электрического тока?
/A= J U t ; от силы тока, напряжения, времени./
7.Какими действиями обладает электрический ток?
/Тепловыми, химическими, магнитными./
8. Для чего к корпусу автоцистерны, предназначенной для перевозки бензина, или комбайна, прикреплена массивная цепь, которая тащится по земле?
/ Во избежание возгорания при возникновении искры./
9. Где используется химическое действие тока в вашей профессии?
/ В аккумуляторе./
10. Какие действия тока проявляются в вашей квартире?
/ Тепловые: утюг, камин и др../
11. Почему не рекомендуется класть часы на приёмник, телевизор?
/ Магнитные действия тока: часы показывают неверное время./
Жюри подводит итоги разминки, а мы переходим к следующему заданию. V. Педагог: Для чего мы с вами повторяем, изучаем постоянный ток? Ведь мы не электрики. Но каждый, кто имеет дело с электроприборами, электрическими установками, должен уметь ими пользоваться и представлять опасность, связанную с электрическим током и выполнять правила безопасности при работе стоком. А вот какие действия оказывает ток на тело человека и как оказать первую помощь пострадавшему, нам расскажут команды. За доклады максимальный балл – 5 баллов. - Доклады уч-ся. VI. Работа в «малых группах».
Педагог: А теперь, используя материал докладов, попробуйте рассчитать, какой ток опасен для здоровья человека, какую энергию расходуют лампочки автомобиля, каково сопротивление при разных соединениях; а также отгадать кроссворд. В каждом кроссворде есть ключевое слово, его и должны назвать при ответе. Задания для команд:
-Команда «ОМОН»:
1. Найдите силу тока, который пройдёт через организм человека, если он коснётся руками сетевых проводов, находящихся под напряжением 220B. Сопротивление человека 15 кОм. Опасен ли такой ток?
3 балла
2. Найдите общее сопротивление в цепи, если R1 = R2 = R3 = 2 Ом.
3 балла
3. Определите стоимость израсходованной энергии при пользовании телевизором в течение 1 часа. Мощность телевизора 200 Bт. Тариф -95 копеек.
3 балла
4. Какие источники тока используются в вашей профессии?
3 балла
5. Кроссворд.
10 баллов
6. Даны три резистора сопротивлением 4 Ома каждый. Сколько разных значений сопротивления можно получить, соединив резисторы по- раз ному? 5 баллов
7. Дополнительное задание.
За 50 сек. Электрическая печь, потребляющая ток силой 30А, выделяет 3 х 105 Дж тепла. Определите напряжение в сети.
-Команда «СЭФ»:
При лечении больного между электродами за время одной процедуры
/10 мин/ проходит разряд 1,6 х 10-2кл. Определите среднюю силу тока.
3 балла
Найдите общее сопротивление в цепи, если R1=R2=R3 =2Oм.
3 балла
Определите мощность лампы автомобильной фары, если сила тока в ней 3,3А, а напряжение бортовой сети автомобиля 12В.
3 балла
Какие элементы являются потребителями источников тока в вашей профессии?
3 балла
Кроссворд.
10 баллов
Даны три резистора сопротивлением 2 Ома каждый. Сколько разных значений сопротивлений можно получить, соединяя резисторы по-разному.
5 баллов
Дополнительное задание.
Определите силу тока, проходящего в электрической печи, которая выделяет 3 х 105 Дж тепла при напряжении 200В за 50 с.
3 балла -Команда «ИОН» 1. Среднее значение силы тока при лечении больного примерно 2,6 х
10-5А. Какой заряд проходит между электродами за время одной процедуры /10 мин/.
3 балла 2. Найдите общее сопротивление в цепи, если R1=R2=R3=2 Oм.
3 балла 3. Напряжение бортовой сети автомобиля 12В. Какую мощность будет иметь лампа стоп-сигнала, если её сопротивление 7Ом?
3 балла
4. Какой прибор служит для контроля за зарядкой аккумуляторной батареи?
3 балла
5. Кроссворд. 10 баллов
6.Даны три резистора сопротивлением 3 Ом каждый. Сколько разных значений сопротивлений можно получить, соединяя резисторы по-разному?
5 баллов
Дополнительное задание.
За какое время печь, потребляющая ток силой 30А, выделяет 3 х
105 Дж тепла, при напряжении 200В?
3 балла VII. Подведение итогов работы команд, комментирование оценок капитанами команд каждому учащемуся.
|