Утверждаю проректор по ур т. И. Гуляева 2012 г





Скачать 203.41 Kb.
НазваниеУтверждаю проректор по ур т. И. Гуляева 2012 г
Дата публикации31.07.2013
Размер203.41 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Физика > Рабочая программа
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УР________Т.И. Гуляева «____»_____________2012 г.




Рабочая программа дисциплины
Физиология человека


Направление подготовки: 280700.68 – «Техносферная безопасность»

Квалификация бакалавр техники и технологии


Форма обучения очная


Орел 2012 год
Составитель:

Клейменова Н.В.., к.в.н., доцент _______________________

__________________________

(ФИО, ученая степень, ученое звание) «_____» __________2012 г.

Рецензент: Крюков В.И., д.б.н., профессор кафедры частной зоотехнии и биотехнологии
__________________________

(ФИО, ученая степень, ученое звание) «_____» __________2012 г.

Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению 280700.68 – «Техносферная безопасность» (квалификация бакалавр техники и технологии) и примерной учебной программы по физиологии человека.

Программа обсуждена на заседании кафедры анатомии, физиологии и хирургии, протокол № 16 от 21.05.2012 г.

Зав. кафедрой анатомии, физиологии и хирургии

Малахова Н.А., к.в.н., доцент _____________________

__________________________

(ФИО, ученая степень, ученое звание) «______» __________ 2012 г
Проверено:

Начальник отдела менеджмента качества УМУ__________________________

Лист согласования рабочей программы

Декан факультета биотехнологии и ветеринарной медицины,

Масалов В.Н., д.б.н., профессор __________________

______________________________________

(ФИО, ученая степень, ученое звание) «____» __________2012 г.
Декан факультета агротехники и энергообеспечения,

Коношин И.В., к.т.н., доцент __________________

______________________________________

(ФИО, ученая степень, ученое звание) «____» __________2012 г.
Программа принята учебно-методической комиссией по направлению подготовки

280700.68 – Техносферная безопасность (квалификация (степень) «бакалавр»)

__________________________________________________________________

(направление)

протокол №_________ от «_____»______________ 2012 г.
Председатель учебно-методической комиссии по направлению подготовки

280700.68 – Техносферная безопасность (квалификация (степень) «бакалавр»)

Дегтярев М.Г., д.т.н., профессор ____________________

____________________________

(ФИО, ученая степень, ученое звание) «_____» __________2012 г.
Заведующий выпускающей кафедрой безопасности жизнедеятельности на производстве

Родимцев С.А., д.т.н., профессор ____________________

______________________

(ФИО, ученая степень, ученое звание) «_____» __________2012 г.

Директор научной библиотеки
Ишханова Е.В. _________________

_____________

(ФИО) «____» ___________2012 г.

1. Цели освоения дисциплины.

Изучение строения и особенностей функционирования организма человека как большой системы и основных физиологических механизмов, поддерживающих гомеостаз внутренней среды.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата, специалитета, магистратуры.

Блок

Наименование цикла и раздела

Всего часов

Б.2

Цикл общих и естественнонаучных дисциплин

108



Логическая и содержательно-методическая взаимосвязь с другими частями ООП


Предшествующая дисциплина

Разделы дисциплины

Последующая дисциплина

Наименование

Разделы

Наименование

Разделы

Морфология

Строение органов пищеварения, выделения, дыхания, кровообращения, желез внутренней секреции, половых органов самцов и самок, ЦНС, органов чувств, системы крови.

Введение, ЦНС, высшая нервная деятельность, обмен веществ и обмен энергии.

Биохимия

Обмен белков, жиров, углеводов. Вводно-солевой обмен.

Биофизика

Макроскопическая биофизика. Молекулярная биофизика.

Физиология возбудимых тканей.

Физиология

Терморегуляция.


3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

3.1 Студент должен знать:

3.1.1 – структурные и функциональные особенности органов и систем организма;

3.1.2 соблюдение норм здорового образа жизни (ОК-1);

3.1.3.необходимость физической культуры (ОК-1);

3.2 Студент должен уметь:

3.2.1 – оценивать функциональное состояние организма в различных условиях среды;

3.2.2 – анализировать изменения при токсическом действии вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия вредных факторов (ПК-16).

3.3 Студент должен владеть:

3.3.1 – доступными методами оценки состояния основных систем жизнеобеспечения;

3.3.2 – сознанием необходимости, потребности и способности учиться (ОК-4)

3.3.3 – способностью организовать свою работу ради достижения поставленных целей; готовностью к использовать инновационные идеи (ОК-6);

3.3.4 – способностью к познавательной деятельности (ОК-10);

3.3.5 – способностью применять на практике навыки проведения и описания исследований, в том числе экспериментальных.


4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц.

Виды учебной нагрузки

Всего часов

Семестры

Аудиторные занятия (всего)

108

4










В том числе
















Лекции

16

4










Практические занятия (ПЗ)
















Семинары (С)
















Лабораторные работы (ЛР)

20

4










Самостоятельная работа (всего)

45

4










В том числе
















Курсовой проект (работа)
















Расчетно-графические работы
















Реферат

45

4










Другие виды самостоятельной работы




















































Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

27

4










Общая трудоемкость час

зач.ед.

108

4










2

4












5.Содержание дисциплины.

5.1. Содержание разделов дисциплины.



п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

Нервная система.

Структурно-функциональная единица нервной системы. Рефлекторная дуга. Центральная нервная система. Спинной мозг. Головной мозг. Высшие функции коры головного мозга. Условные и безусловные рефлексы. Типы высшей нервной деятельности. Сигнальные системы.

2

Периферическая нервная система.




3

Высшая нервная деятельность.

Типы высшей нервной деятельности. Сигнальные системы.




Физиология мышц и нервов.







Анализаторы (сенсорные системы).

Орган зрения. Орган слуха. Орган вкуса. Орган обоняния. Кожа.




Физиология желез внутренней секреции.

Гипофиз. Эпифиз. Щитовидная железа. Паращитовидные железы. Надпочечники. Половые железы.



5.2. Разделы дисциплин и виды занятий.



п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

ЛПЗ

СРС

Всего часов

1

Нервная система. Структурно-функциональная единица нервной системы. Рефлекторная дуга. Центральная нервная система. Спинной мозг. Головной мозг. Высшие функции коры головного мозга. Условные и безусловные рефлексы. Типы высшей нервной деятельности. Сигнальные системы.

2

16

10

18

2

Периферическая нервная система.

2




4

2




Высшая нервная деятельность. Типы высшей нервной деятельности. Сигнальные системы.

2




4

2




Физиология мышц и нервов.

4

16

6

20




Анализаторы (сенсорные системы). Орган зрения. Орган слуха. Орган вкуса. Орган обоняния. Кожа.

4

16

6

20




Физиология желез внутренней секреции. Гипофиз. Эпифиз. Щитовидная железа. Паращитовидные железы. Надпочечники. Половые железы.

4

8

6

12




Итого

18

56

36

74



5.3. Лабораторный практикум.



п/п

№ раздела

дисциплины

Наименование лабораторных работ

Трудоемкость

(час.)

1




Техника безопасности при работе в лаборатории физиологии. Определение основного обмена веществ.

4

2




Определение функциональной способности анализаторов

2

3




Приготовление нервно-мышечного препарата. Изучение биоэлектрических явлений в тканях. Парабиоз нерва.

4

4




Анализ рефлекторной дуги. Спинно-мозговые рефлексы и их рецептивные поля. Динамический стереотип.

4

5




Определение роли эндокринных желез в организме человека.

2


6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
Вопросы для самоконтроля.

  1. Дайте определение термину «физиология».

  2. Охарактеризуйте основные периоды развития физиологии.

  3. Какие методы исследования применяются в физиологии.

  4. Расскажите о строении клетки и дайте определение понятию «ткань».

  5. Дайте определение понятиям «орган», «система» и «аппарат органов».

  6. Дайте определение обмену веществ и энергии.

  7. Расскажите о белковом обмене.

  8. Что такое углеводный обмен? Как происходит его регуляция?

  9. Расскажите о липидном обмене и его значении для организма человека.

  10. Охарактеризуйте водный и минеральный обмен.

  11. Роль витаминов в организме человека.

  12. Объясните значение органов чувств для человека.

  13. Что такое анализатор? Перечислите его части.

  14. Расскажите об анализаторах внешней и внутренней среды.

  15. Расскажите о зрительном анализаторе.

  16. Как регулируется размер зрачка? Почему эта регуляция так важна для нормального зрения?

  17. Расскажите, как изменяется преломляющая сила глаза при аккомодации. Почему аккомодация важна для четкого различения предметов?

  18. Опишите последовательность этапов синтеза и распада родопсина.

  19. Как устроен преддверно-улитковый орган? Его функциональное значение.

  20. Опишите строение внутреннего уха.

  21. Каковы две важнейшие характеристики звука? Чем они измеряются?

  22. Расскажите кратко, как кортиев орган преобразует слуховые раздражения. Опишите все этапы преобразования звуковых волн в импульсы улиткового нерва.

  23. Расскажите о морфологических и физиологических особенностях маточки и мешочка, позволяющих этим образованиям воспринимать положение в пространстве и линейное ускорение.

  24. Какие особенности вестибулярных волосковых клеток обусловливают их чувствительность к перемещениям в определенном направлении?

  25. Как устроен проводящий путь анализатора обоняния?

  26. Что такое анализатор вкуса и его роль в организме?

  27. Нарисуйте схему строения вкусовой почки.

  28. Охарактеризуйте основные структуры элементов нервной системы.

  29. Что такое рефлекторная дуга. Ее составные части.

  30. Расскажите о классификации нервной системы.

  31. Объясните общее строение спинного мозга.

  32. Дайте характеристику сегментам спинного мозга.

  33. Строение серого и белого вещества спинного мозга.

  34. Перечислите оболочки спинного мозга.

  35. Расскажите о физиологии коры головного мозга.

  36. Назовите основные элементы периферической нервной системы.

  37. Дайте общую характеристику вегетативной (автономной) нервной системе и ее составным частям.

  38. В чем состоят функциональные различия между проекционными и ассоциативными областями коры?

  39. Что Вы знаете об условных и безусловных рефлексах?

  40. Охарактеризуйте типы высшей нервной деятельности. Что такое первая и вторая сигнальные системы?

  41. Расскажите о физиологии сна.

  42. Опишите изменения ЭЭГ во время перехода ко сну.

  43. Что такое сон с БДГ (парадоксальный)? В чем его отличие от сна без БДГ (ортодоксального)?

  44. Каковы нейрохимические системы обусловливающие парадоксальный и ортодоксальный сон?

  45. Перечислите три вида памяти.

  46. Расскажите о физиологии памяти.

  47. Расскажите о современных теориях образования и хранения следов памяти.

  48. Основные физиологические свойства мышц и нервов.

  49. Механизм мышечного сокращения. Одиночное и титаническое сокращение.

  50. Подробно раскройте теорию скользящих нитей, объясняющую мышечное сокращение.

  51. Тренировка, работа, утомление и тонус мышц.

  52. Механизм синаптической передачи возбуждения.

  53. Особенности проведения возбуждения по нервным волокнам.

  54. Дайте определение эндокринных желез.

  55. Расскажите о роли желез внутренней секреции в организме человека.

  56. Что такое гормоны?

  57. Расскажите о механизмах действия гормонов.

  58. Объясните строение гипофиза и его связь с другими эндокринными железами.

  59. Назовите гормоны передней доли гипофиза (аденогипофиза) и их основные функции.

  60. Что такое нейросекреторная система, и как она функционирует?

  61. Что происходит при гиперсекреции СТГ у взрослых?

  62. Что наблюдается при недостаточном образовании ФСГ?

  63. Какие гормоны вырабатываются в задней доле гипофиза, и какова их функция?

  64. Назовите основные эффекты эстрогенов.

  65. Назовите основные эффекты андрогенов.

  66. Какие гормоны способствуют секреции и выделению молока?

  67. Как влияет ТТГ на секрецию гормонов щитовидной железы?

  68. Как влияют гормоны щитовидной железы на: потребление кислорода и теплопродукцию; обмен углеводов; обмен холестерина; рост?

  69. Расскажите о роли вилочковой железы для организма человека.

  70. Назовите основные гормоны, вырабатываемые корой и мозговым веществом надпочечников у человека.

  71. На выделение каких гормонов влияет преимущественно АКТГ гипофиза?

  72. Каковы главные эффекты глюкокортикоидов и минералокортикоидов?

  73. Где образуется адреналин и норадреналин?

  74. Перечислите несколько эффектов адреналина и норадреналина.

75. Какие клетки поджелудочной железы вырабатывают инсулин? Глюкагон?

76. Каков главный эффект инсулина?

  1. Каков главный эффект глюкагона?


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплин

а) основная литература

  1. Агаджанян Н.А., Власова И.Г., Ермакова Н.В., Трошин В.И. Основы физиологии человека: Учебник - М., 2009. – 408 с.

  2. Антонова В.А. Возрастная анатомия и физиология. – М.: Высшее образование. – 2006. – 192 с

  3. Воробьева Е.А. Анатомия и физиология. - М.: Медицина, 2007

  4. Любимова З.В., Маринова К.В К.В.,Никитина А.А. Возрастная физиология :Учеб. для студ. высш. учеб. заведений :.- М.: Гуманит. Изд. центр Владос,2003,- Ч.1.-304с.

  5. Максимов В.И., Ипполитова Т.В., Фомина В.Д. Основы анатомии и физиологии человека. – М.: Колос, 2004. – 168 с.

  6. Орлов Р.С. Нормальная физиология: Учебник / Орлов Р.С., Ноздрачев А.Д. М.: – Гэотар-медиа, 2005

  7. .Сапин М.Р.,Брыксин З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб.пособие для студ. пед. Вузов – 4-е изд. Перераб. И доп.-М.: Издательство «Академия»,2005.-432с4.

  8. Солодков А.С.,Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. Изд.2-е, испр. и доп.- М.: Олимпия Пресс,2005.-528.

  9. Начала физиологии: Учебник / под ред. акад. А.Д. Ноздрачева. – СПб.: Издательство «Лань», 2005.

  10. Физиология человека: Учебник / под ред. В.М.Смирнова. – М.: Медицина, 2007.

  11. Физиология человека / под ред. Р.Шмидта и Г. Тевса. – М.: Мир, 2004.

  12. Физиология. Основы и функциональные системы: Курс лекций / под ред. К.В.Судакова. – М.: Медицина, 2008.


б) дополнительная литература

  1. Липченко В.Я. Атлас нормальной анатомии человека. - М.: Медецина. 2009.

  2. Обреумова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. Учебное пособие для студентов дефектологический факультете высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 373 с.

  3. Самойлов В.О. Медицинская биофизика: Учебник / Самойлов В.О. – СПб.: Спецлит, 2004.

  4. Сандаков Д.Б., Захаревская И.И. Физиология человека и животных. Элементарные физиологические процессы: Курс лекций. - Мн..: БГУ, 2003.

  5. Сандаков Д.Б., Захаревская И.И. Физиология человека и животных. Сенсорные системы - Мн..: БГУ, 2008.

  6. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. М, 2005.-395.

  7. Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии / Шульговский В.В. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
http://www.twirpx.com/file/5147/

http://www.studfiles.ru/dir/cat13/subj1132/file8565/view81038.html

http://formedik.narod.ru/physiology_rus_1.htm

http://elt.by.ru/fiziolog1.html

http://www.torroid.ru/torrent/181791.html

http://www.booksmed.com/fiziologiya/814-fiziologiya-osnovy-i-funkcionalnye-sistemy.html

http://www.mirknig.com/2007/09/06/fiziologija._osnovy_i_funkcionalnye_sistemy_kurs_lekcijj.html

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).

Лабораторные занятия проводятся в стационарной аудитории № 34-СХТ.

Учебные и научные кинофильмы

- Выделительные процессы. Выделительные функции почек.

- Железы внутренней секреции. Живая клетка. Кровообращение.

- Мембранное пищеварение.

- Мочеобразование.

- Оплодотворение.

- Пищеварение.

- Физиология размножения.

Основные приборы и оборудование в учебной физиологической лаборатории:

- Лаборатория биохимическая

  • Камера Горяева.

  • Лабораторный рН - метр.

  • Микроскоп биологический.

  • Спирометр сухой портативный.

  • Термобаня электрическая (для нагрева пробирок, колб лабораторных стаканов в воде).

  • Урометр.

  • Ростомер

  • Весы

  • Фонендоскоп

  • Секундомер

  • Сфигмоманометр

  • Электростимулятор


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Автор: кандидат ветеринарных наук, доцент кафедры анатомии, физиологии и хирургии Клейменова Н.В.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Утверждаю проректор по ур т. И. Гуляева 2012 г iconУтверждаю проректор по ур, профессор Т. И. Гуляева 2012 г
По проведению внеклассного мероприятия с применением инновационных моделей обучения
Утверждаю проректор по ур т. И. Гуляева 2012 г icon«Утверждаю» Проректор по ур гуляева Т. И. 2013 г. Рабочая программа дисциплины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Утверждаю проректор по ур т. И. Гуляева 2012 г iconИ. М. Губкина «утверждаю» Первый проректор по учебной работе Кошелев...
Уо №802 от 29. 12. 2012 года на Экспертном совете при Управлении образования Администрации города Ижевска
Утверждаю проректор по ур т. И. Гуляева 2012 г iconУчебная мотивации студентов при организации самостоятельной работы....
Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» /Д. М. Сафина. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет;...
Утверждаю проректор по ур т. И. Гуляева 2012 г iconУтверждаю проректор по ур 2012 г
...
Утверждаю проректор по ур т. И. Гуляева 2012 г icon«утверждаю» Первый проректор проректор по учебной работе
Краткое содержание дисциплины учебных циклов, включая дисциплины вариативной части и дисциплины по выбору студентов, с указанием...
Утверждаю проректор по ур т. И. Гуляева 2012 г iconКафедра психологии Утверждаю Проректор по учебной работе И. В. Столярова...
Этот урок, я надеюсь, запомнится вам надолго
Утверждаю проректор по ур т. И. Гуляева 2012 г iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры теории и истории государства и права и международного права 29 ноября 2012 г протокол № Соответствует...
Утверждаю проректор по ур т. И. Гуляева 2012 г iconУтверждаю: Проректор по нр и ид ­­­­­­­­­­­­­­­­­ В. Н. Кризский...
...
Утверждаю проректор по ур т. И. Гуляева 2012 г iconУтверждаю проректор по научно- инновационной работе

Утверждаю проректор по ур т. И. Гуляева 2012 г iconУтверждаю проректор по научно- инновационной работе

Утверждаю проректор по ур т. И. Гуляева 2012 г iconУтверждаю проректор по научно- инновационной работе

Утверждаю проректор по ур т. И. Гуляева 2012 г iconУчебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «утверждаю» Проректор по ур

Утверждаю проректор по ур т. И. Гуляева 2012 г iconУтверждаю проректор по ур 2011 г
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Утверждаю проректор по ур т. И. Гуляева 2012 г iconУтверждаю проректор по ур 2011 г
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Утверждаю проректор по ур т. И. Гуляева 2012 г iconФгбоувпо «Марийский государственный университет» Факультет культуры...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск