Учебная мотивации студентов при организации самостоятельной работы. Гуляева О. Г. кандидат биологических наук, доцент, Гуляева Т. Л*. Фгоу впо «Уральская гсха»





Скачать 52.41 Kb.
НазваниеУчебная мотивации студентов при организации самостоятельной работы. Гуляева О. Г. кандидат биологических наук, доцент, Гуляева Т. Л*. Фгоу впо «Уральская гсха»
Дата публикации12.07.2013
Размер52.41 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
учебная мотивации студентов при организации самостоятельной работы.

Гуляева О.Г. кандидат биологических наук, доцент, Гуляева Т.Л*.

ФГОУ ВПО «Уральская ГСХА», г. Екатеринбург,

*ФГАО ВПО «Уральский федеральный Университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург,

e-mail: Olgagul@mail.ru
Мотивационная сфера личности является условием эффективности любой деятельности человека. Мотивация учебной деятельности неоднородна, она зависит от множества факторов: индивидуальных особенностей студентов, уровня развития студенческой группы и т.д. Мотивация поведения человека, выступая как психическое явление, всегда есть отражение взглядов, ценностных ориентаций, установок того социального слоя, представителем которого является личность.

Рассматривая мотивацию учебной деятельности, необходимо подчеркнуть, что понятие мотив тесно связано с понятием цель и потребность. В личности студента они взаимодействуют и получили название мотивационная сфера. Этот термин включает в себя все виды побуждений: потребности, интересы, цели, стимулы, мотивы, склонности, установки. [1]

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность – в данном случае деятельность учения, учебную деятельность. Учебная мотивация определяется рядом факторов:

  1. она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением;

  2. организацией учебного процесса;

  3. субъективными особенностями студента;

  4. субъективными особенностями преподавателя, прежде всего, системы его отношений к студенту, к предмету;

  5. спецификой рабочей программы.

Учебная деятельность мотивируется, прежде всего, внутренним мотивом, когда познавательная потребность «встречается» с предметом деятельности – выработкой обобщенного способа действия – и «опредмечивается» в нем и в то же время самыми разными мотивами – самоутверждения, престижности, необходимости, достижения и др. [2] Исследуя учебную деятельность было выявлено, что среди социогенных потребностей наиболее выраженной является потребность в достижении, под которой понимается «стремление студентов к улучшению результатов своей деятельности». Удовлетворенность учением зависит от степени удовлетворенности этой потребности, которая заставляет студента больше концентрироваться на учебе, и в то же время повышает их социальную активность.

Учебная мотивация, представляет собой особый вид мотивации, которая характеризуется сложной структурой, одной из форм которой является структура внутренней (на процесс и результат) и внешней (награда, избегание) мотивации. Все рассмотренное выше свидетельствует о сложности учебной мотивации как психологического феномена, управление которой в учебном процессе требует учета ее структурной организации, динамичности, возрастной обусловленности.

Обучение, дающее студенту отличные знания и умения, формирует у него положительное отношение к предмету, т.е. интерес к предмету зависит от успеха обучаемого. Плохое преподавание, непонимание предмета и ошибки отбивают интерес к учебе. Для решения этой проблемы необходима специальная система организации учебного процесса. Главное в ней – вовлечение студентов в постепенно усложняющуюся самостоятельную деятельность. Крайне важно, чтобы студенты включались в неё не эпизодически, а на протяжении всего курса обучения. При мотивации студентов преподаватель обычно пытается добиться следующего:

  • создать мотивацию у студентов, у которых отсутствует интерес к учебе;

  • изменить мотивацию избегания наказания или формальную мотивацию на содержательную, желательную, внутреннюю;

  • повысить уровень внутренней мотивации до энтузиазма.

Достижение первой цели проявляется в том, что студенты, не посещавшие занятия, начинают на них ходить, а пропускавшие станут посещать регулярно. Это может объясняться тем, что или заинтересовал сам предмет, или стали появляться положительные результаты и т.д. Вторая цель – улучшение мотивации дает такой эффект: студент, который ради получения хорошей оценки обманывал преподавателя (списывал, подгонял ответ и т.п.), теперь будет стремиться к реальному результату обучения, будет просить проверить его знания и умения, будет спрашивать, за что снижена оценка, доделывать работу и честно исправлять ее. Достижение третьей цели – мощной внутренней мотивации выразится в том, что студент будет учиться самостоятельно, требуя от преподавателя только нужных ему объяснений, проверок и тренировок, но главное – условий для учебы (книг, лабораторий, консультаций), и будет преодолевать препятствия на этом пути (доставать книги, посещать дополнительные занятия, искать квалифицированных консультантов и т.д.). Такой студент – Ученик с большой буквы и будущий Профессионал. Чтобы достичь эти цели, начиная с первого семестра, студентам на лекциях и практических занятиях предлагаются простейшие самостоятельные задания – индивидуальные «домашние задания», рефераты, индивидуальные работы. По мере изучения курса эти задания усложняются. Студенты знакомятся с теорией решения проблемных задач, участвуя на практических занятиях в деловых играх, охватывая все этапы – от выработки идеи и ее обоснования до разработки методов решения поставленной задачи. Во втором семестре предлагается разработать план написания проектной работы по изучаемому курсу. Работа над заданием выполняется в малых группах. Студентам предстоит выполнить следующий объем работ:

  1. провести анализ с целью выбора темы и выработать идею ее выполнения.

  2. описать сущность предлагаемой работы и составить план выполнения.

  3. провести анализ литературных данных.

Эта работа может продолжаться в течение всего семестра и закончиться проведением мини-конференции. Степень самостоятельности студентов может быть разной, но включать в этот процесс необходимо всю группу.

Благодаря приобретенному опыту исследовательской деятельности студенты уже на старших курсах в состоянии выполнять работы повышенной сложности, которые требуют интеграцию знаний по нескольким направлениям, привлечения современных научных данных и использования информационных технологий. Как результат – появляются работы, с которыми студенты выступают на теоретических и научных конференциях студенческих, представляя результаты своего или совместного труда.

Самостоятельная работа, несомненно, оказывает положительное влияние на уровень подготовленности студентов: повышается информационная культура и общий уровень образованности, они овладевают средствами оперативного доступа к научной, справочной и учебно-методической информации, а так же новыми информационными технологиями. Инновационные образовательные технологии помогают развивать у студентов качества, присущие современному мобильному человеку. Развитие таких качеств как активность, способность к осуществлению выбора, готовность к постоянному совершенствованию, мотивация достижения и другие происходит при построении учебного процесса с опорой на специальные технологии. К наиболее эффективным технологиям можно отнести решение проблемных ситуаций, работу в малых группах, деловые игры, дискуссии, задания практической направленности, привлечение специалистов-практиков. Преподаватель должен учитывать, что до обучения интерес у студентов к предмету чаще предварительный, не оформившийся, и чтобы превратить их в союзников, следует создавать условия для ориентировки в мотивах учения, давать объективную основу для выработки личного отношения к предмету и дополнять ее примером своего личного отношения.

Активная самостоятельная инновационная работа позволяет решать такую важную социальную задачу как с помощью профессиональной мотивации подготовить студентов в дальнейшем к профессиональной и социальной мобильности. Но надо помнить, что и студенты с другой мотивацией могут быть хорошими учениками и затем профессионалами
Список Литературы:

1.Шестова А. Самостоятельная учебная деятельность студентов // Дошкольное воспитание, №9-1999.

2. Маклаков А.Г. Общая психология/А.Г. Маклаков. – СПб:Питер, 2000. – 592с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебная мотивации студентов при организации самостоятельной работы. Гуляева О. Г. кандидат биологических наук, доцент, Гуляева Т. Л*. Фгоу впо «Уральская гсха» iconМетодическое пособие для очного и заочного отделений в 2 частях
Методика экономических исследований: методическое пособие для самостоятельной работы студентов факультета экономики, финансов и коммерции....
Учебная мотивации студентов при организации самостоятельной работы. Гуляева О. Г. кандидат биологических наук, доцент, Гуляева Т. Л*. Фгоу впо «Уральская гсха» iconМаркетинг в туризме Текст лекций
Г. Л. Васильева, кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и рынков фгбоу впо «Ярославская гсха»
Учебная мотивации студентов при организации самостоятельной работы. Гуляева О. Г. кандидат биологических наук, доцент, Гуляева Т. Л*. Фгоу впо «Уральская гсха» iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе. Предназначено...
Рецензент – Лопатина Г. Б., кандидат биологических наук, доцент Сыктывкарского лесного института
Учебная мотивации студентов при организации самостоятельной работы. Гуляева О. Г. кандидат биологических наук, доцент, Гуляева Т. Л*. Фгоу впо «Уральская гсха» iconУчебное пособие соответствует Федеральному государственному образовательному...
В. В. Грабский – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физической культуры фгбоу впо пермская гсха
Учебная мотивации студентов при организации самостоятельной работы. Гуляева О. Г. кандидат биологических наук, доцент, Гуляева Т. Л*. Фгоу впо «Уральская гсха» iconФгбоу впо «Государственный аграрный университет Северного Зауралья»
Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,...
Учебная мотивации студентов при организации самостоятельной работы. Гуляева О. Г. кандидат биологических наук, доцент, Гуляева Т. Л*. Фгоу впо «Уральская гсха» iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов,...
Рецензент: к м н., доцент кафедры организации и технологии коммерции гоу впо пи(ф) ргтэу бармина Э. Э
Учебная мотивации студентов при организации самостоятельной работы. Гуляева О. Г. кандидат биологических наук, доцент, Гуляева Т. Л*. Фгоу впо «Уральская гсха» iconМетодические рекомендации по написанию курсовых работ
Семен Леонидович басов, кандидат юридических наук, доцент; Наталья Михайловна иванова, кандидат исторических наук, доцент; Галина...
Учебная мотивации студентов при организации самостоятельной работы. Гуляева О. Г. кандидат биологических наук, доцент, Гуляева Т. Л*. Фгоу впо «Уральская гсха» iconПрограмма конференции
Министерство сельского хозяйства рд, фгоу впо «Дагестанская гсха», Комитет по ветеринарии при Правительстве рд
Учебная мотивации студентов при организации самостоятельной работы. Гуляева О. Г. кандидат биологических наук, доцент, Гуляева Т. Л*. Фгоу впо «Уральская гсха» iconМетодические указания для самостоятельной работы «Международное сотрудничество...
Трухачев А. В., кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой «Туризм и сервис» фгбоу впо «Ставропольский государственный...
Учебная мотивации студентов при организации самостоятельной работы. Гуляева О. Г. кандидат биологических наук, доцент, Гуляева Т. Л*. Фгоу впо «Уральская гсха» iconПоложение об организации внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов...
Спо, определяет формы учета и накопления материалов внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов, критерии оценки результатов,...
Учебная мотивации студентов при организации самостоятельной работы. Гуляева О. Г. кандидат биологических наук, доцент, Гуляева Т. Л*. Фгоу впо «Уральская гсха» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «социология международных...
Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,...
Учебная мотивации студентов при организации самостоятельной работы. Гуляева О. Г. кандидат биологических наук, доцент, Гуляева Т. Л*. Фгоу впо «Уральская гсха» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «социология международных...
Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,...
Учебная мотивации студентов при организации самостоятельной работы. Гуляева О. Г. кандидат биологических наук, доцент, Гуляева Т. Л*. Фгоу впо «Уральская гсха» iconБезопасность жизнедеятельности учебно-методический комплекс курса Пермь пгпу 2008
Отавина Марина Львовна кандидат медицинских наук, доцент, Корж Галина Сатурниновна кандидат медицинских наук, доцент, Суслина Ольга...
Учебная мотивации студентов при организации самостоятельной работы. Гуляева О. Г. кандидат биологических наук, доцент, Гуляева Т. Л*. Фгоу впо «Уральская гсха» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Авторы составители: В. Н. Самородов, кандидат философских наук, доцент; В. Е. Федоров, кандидат философских наук, доцент; Д. А. Рзаев,...
Учебная мотивации студентов при организации самостоятельной работы. Гуляева О. Г. кандидат биологических наук, доцент, Гуляева Т. Л*. Фгоу впо «Уральская гсха» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 08. «Введение...
Кандидат биологических наук, доцент кафедры общей генетики, селекции и семеноводства
Учебная мотивации студентов при организации самостоятельной работы. Гуляева О. Г. кандидат биологических наук, доцент, Гуляева Т. Л*. Фгоу впо «Уральская гсха» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине: «Лицензирование и сертификация...
«Лицензирование и сертификация на автомобильном транспорте» Димитровград, ти филиал фгоу впо ульяновская гсха, 2007. – 18 с


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск