Методическое пособие для очного и заочного отделений в 2 частях





НазваниеМетодическое пособие для очного и заочного отделений в 2 частях
страница1/7
Дата публикации29.02.2016
Размер0.78 Mb.
ТипМетодическое пособие
100-bal.ru > Экономика > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7


Министерство сельского хозяйства РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Пермская государственная сельскохозяйственная академия

имени академика Д.Н. Прянишникова»
Кафедра организации производства и предпринимательства в АПК
Методика экономических исследований

(методическое пособие для очного и заочного отделений в 2 частях)
Часть 1
(Краткий конспект лекций)





Пермь 2009

УДК 330

ББК 65.01

УДК 330. 65.01

М 545
Методика экономических исследований: методическое пособие для самостоятельной работы студентов факультета экономики, финансов и коммерции. Часть 2 / авт. сост. А. В. Марченко; Е.В. Царегородцева ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА». – Пермь: Изд-во ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА», 2009.- 37с.

Рецензенты:
Т.В. Светлакова, к.э.н., старший преподаватель кафедры организации производства и предпринимательства в АПК ПГСХА

М.А. Просовский, к.ф.н., доцент, зав.кафедрой маркетинга и рекламы ПИ(Ф)РГТЭУ


    1. Печатается по решению методической комиссии факультета экономики, финансов и коммерции (протокол № 16 от 09.06.2009)


содержание


Введение

4

1. Научно-исследовательская работа студентов

4

2. Наука и научное исследование

7

3. Методология научных исследований

10

4. Методологические основы экономических исследований

13

5. Использование принципов диалектики как всеобщего метода познания в экономических процессах

14

5.1. Материалистическая диалектика

14

5.2. Системный подход при изучении экономических явлений

15

5.3. Принцип историзма (развития) экономических явлений

16

6. Статистико-экономический метод исследования

16

6.1. Понятие и основные этапы статистико-экономического метода исследования

16

6.2. Статистическое наблюдение: его этапы, формы и классификация

16

6.3. Приемы анализа, используемые при статистико-экономическом методе исследования

17

7. Абстрактно-логический метод исследования

22

7.1. Сущность и основные этапы абстрактно-логического метода

22

7.2. Совокупность научных приемов абстрактно-логического метода

22

7.3. Использование абстрактно-логического метода при изучении конкретных проблем экономики сельского хозяйства

24

8. Монографический метод исследования

25

9. Балансовый метод исследования

26

9.1. Сущность и понятие балансового метода

26

9.2. Характеристика балансов, используемых в сельском хозяйстве

26

9.3. Совокупность научных приемов балансового метода

26

10. Экспериментальный метод исследования

27

10.1. Сущность и основные этапы экспериментального метода

27

10.2. Основные приемы экспериментального метода

28

10.3. Сбор и обработка материалов наблюдений при техническом нормировании

28

11.Функционально-стоимостной метод

29

11.1. Сущность и особенности функционально-стоимостного метода

29

11.2. Основные этапы функционально-стоимостного метода

30

12. Метод разработки целевых программ

31

12.1. Сущность и классификация целевых программ

31

12.2. Этапы обоснования целевых программ

31

13. Расчетно-конструктивный метод исследования

32

13.1. Сущность и основные этапы расчетно-конструктивного метода

32

13.2. Совокупность научных приемов расчетно-конструктивного метода

32

14. Социологический метод исследования

33

15. Экспертный метод

34

15.1. Сущность и область применения экспертного метода

34

15.2. Методы обработки информации, полученной от экспертов

35

15.3. Метод Дельфы

35

16. Экономико-математическое моделирование

37

16.1. Сущность экономико-математического моделирования

37

16.2. Приемы, используемые при моделировании

38

17. Табличный и графический методы

38

ВВЕДЕНИЕ
Изучение происходящих процессов, определение реальных тенденций развития АПК обуславливает необходимость расширения и углубления экономической теории, применения современных технологий и технических средств, максимального учета достижений науки и передовой практики, региональных особенностей производства и реализации продуктов сельского хозяйства. Возрастает важность устранения одностороннего подхода к оценке происходящих социально-экономических процессов, комплексного научного обеспечения АПК, последовательного учета действия экономических законов развития производства.

В связи с этим студенты экономических специальностей должны иметь минимум необходимых теоретических знаний о методах научных исследований, а также практических навыков проведения научных исследований экономических процессов.

1. Научно-исследовательская работа студентов
В ст. 16 Федерального закона от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» закреплены многочисленные права студентов вузов, в том числе и право принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах, а также представлять свои работы для публикации, в частности в изданиях высшего учебного заведения. Здесь же записано, что студенты вузов обязаны овладеть знаниями, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных учебным планом и образовательными программами высшего профессионального образования.

В Законе не предусмотрена обязанность студентов заниматься научно-исследовательской работой. Тем не менее, они должны выполнять те виды заданий, которые содержат элементы научного исследования и включены в учебный план или планы занятий по дисциплине. К их числу относятся реферат, доклад, курсовая работа, дипломная работа, магистерская диссертация.

В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 г., учебные занятия проводятся как в виде лекций, семинаров, практических занятии, консультаций, так и в виде научно-исследовательской работы, курсовой работы, квалификационной работы (дипломного проекта или дипломной работы, магистерской диссертации).

Чтобы выполнить вышеперечисленные работы, студенту необходимо уметь:

  • выбрать тему и разработать план исследования;

  • определить оптимальные методы исследования;

  • отыскивать научную информацию и работать с литературой;

  • собирать, анализировать и обобщать научные факты, материалы судебной и иной практики;

  • теоретически проработать исследуемую тему, аргументировать выводы, обосновывать предложения и рекомендации;

  • оформить результаты научной работы.

В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» сказано, что «выпускник … должен быть подготовлен к организационно-управленческой; планово-экономической; проектно-экономической; финансово-экономической; аналитической; внешнеэкономической; предпринимательской; научно-исследовательской деятельности,…а также, по научно-исследовательской деятельности уметь проводить исследования внешней и внутренней среды предприятия; основных факторов, формирующих динамику потребительского спроса на продукцию предприятия; научных основ организации производства и труда.

Поэтому современный экономист должен владеть не только необходимой суммой профессиональных знаний, но и определенными умениями творческого решения практических задач. Все эти умения приобретаются в вузе путем активного участия студентов в научно-исследовательской работе.

Понятие «научно-исследовательская работа студентов» (НИРС) включает в себя два элемента: 1) обучение студентов элементам исследовательского труда, привитие им навыков этого туда; 2) собственно научные исследования, проводимые студентами под руководством профессоров и преподавателей.

НИРС является продолжением и углублением учебного процесса, одним из важных и эффективных средств повышения качества подготовки экономистов с высшим образованием.

Целями научной работы студентов выступают переход от усвоения готовых знаний к овладению методами получения новых знаний, приобретение навыков самостоятельного анализа социально-экономических явлений с использованием научных методик.

Основные задачи научной работы студентов:

а) развитие творческого и аналитического мышления, расширение научного кругозора;

б) привитие устойчивых навыков самостоятельной научно-исследовательской работы;

в) повышение качества усвоения изучаемых дисциплин;

г) выработка умения применять теоретические знания и современные методы научных исследований в экономической деятельности.

Научная работа студентов подразделяется на учебно-исследовательскую, включаемую в учебный процесс и проводимую в учебное время (УИРС), и научно-исследовательскую, выполняемую во внеучебное время (НИРС).

Учебно-исследовательская работа выполняется студентами по учебным планам под руководством профессоров и преподавателей. Формы этой работы:

а) реферирование научных изданий, подготовка обзоров по новинкам литературы;

б) выступление с научными докладами и сообщениями на семинарах;

в) написание курсовых работ, содержащих элементы научного исследования;

г) проведение научных исследований при выполнении дипломных работ;

д) выполнение научно-исследовательских работ в период учебной практики и стажировки.

Научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеучебное время, включает:

а) работу в научных кружках и проблемных группах, создаваемых при кафедрах;

б) участие в научно-исследовательских работах по кафедральным темам;

в) выступления с докладами и сообщениями на научно-теоретических и научно-практических конференциях, проводимых в вузе;

г) участие во внутривузовских, межвузовских, региональных и республиканских олимпиадах и конкурсах на лучшую научную работу;

д) подготовка публикаций по результатам проведенных исследований.

Формами реализации УИРС и НИРС выступают: реферат, доклад, сообщение на конференции или заседании научного кружка, конкурсная работа, публикация, наглядные пособия для учебного процесса, курсовая работа, дипломная работа, магистерская диссертация и др.

Основная форма организации НИРС – студенческий научный кружок при кафедре. Главным содержанием деятельности кружка является выполнение во внеучебное время научных исследований по определенной кафедрами тематике.

Некоторые виды НИР студент не обязан выполнять, например, его нельзя заставить заниматься в научном кружке, выступить с докладом на конференции или принять участие в конкурсе на лучшую студенческую научную работу. Однако ему следует помнить, что задачи, которые стоят перед современной экономикой, настолько сложны, что их решение требует исследовательских навыков, ктоме того сама профессия экономиста носит поисковый, исследовательский характер.

2. НАУКА И НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Наука. Понятие «наука» имеет несколько основных значений. Во-первых, под наукой понимается сфера человеческой деятельности, направленной на выработку и систематизацию новых знаний о природе, обществе, мышлении и познании окружающего мира. Во втором значении наука выступает как результат этой деятельности – система полученных научных знаний. В-третьих, наука понимается как одна из форм общественного сознания, социальный институт. В последнем значении она представляет собой систему взаимосвязей между научными организациями и членами научного сообщества, а также включает системы научной информации, норм и ценностей науки и т.п.

Непосредственные цели науки – получение знаний об объективном и о субъективном мире, постижение объективной истины.

Задачи науки:

1) собирание, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов;

2) обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания;

3) систематизация полученных знаний;

4) объяснение сущности явлений и процессов;

5) прогнозирование событий, явлений и процессов;

6) установление направлений и форм практического использования полученных знаний.

Структура (система) науки может быть представлена по-разному в зависимости от оснований деления составляющих ее элементов. Так, В.П. Кохановский по одному из оснований деления различает: а) науку, которая наряду с истинным включает неистинные результаты (религиозные, магические представления, определенные противоречия и парадоксы, личные пристрастия, антипатии, ошибки и т.д.); б) твердое ядро науки – достоверный, истинный пласт знаний; в) историю науки; г) социологию науки.

Науку можно рассматривать как систему, состоящую: из теории; методологии, методики и техники исследований; практики внедрения полученных результатов.

Если науку рассматривать с точки зрения взаимодействия субъекта и объекта познания, то она включает в себя следующие элементы:

1) объект (предмет) – то, что изучает конкретная наука, на что направлено научное познание;

2) субъект – конкретный исследователь, научный работник, специалист научной организации, организация;

3) научная деятельность субъектов, применяющих определенные приемы, операции, методы для постижения объективной истины и обнаружения законов действительности.
Научное исследование. В ст. 2 Федерального закона РФ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» дано следующее понятие: научная (научно-исследовательская) деятельность – это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. Научное исследование – это деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов. Его объектом являются материальная или идеальная системы, а предметом – структура системы, взаимодействие ее элементов, различные свойства, закономерности развития и т.д.

Научные исследования классифицируются по различным основаниям.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое пособие для очного и заочного отделений в 2 частях iconПрограмма для студентов очного и заочного отделений специальности...
Цветоведение: Программа для студентов очного и заочного отделений специальностей 35. 14. 00. «Прикладная информатика» и 06. 11. 00...
Методическое пособие для очного и заочного отделений в 2 частях iconУчебно-методическое пособие по английскому языку Предисловие
Методическая разработка предназначена для студентов IV курса очного и заочного отделений филологического факультета. Целью является...
Методическое пособие для очного и заочного отделений в 2 частях iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очного и заочного отделений факультета начального и специального образования...
Методическое пособие для очного и заочного отделений в 2 частях icon«Физическая культура»
Программа предназначена для студентов очного, очно-заочного и заочного отделений направлений подготовки 080100. 62 «Экономика» и080200....
Методическое пособие для очного и заочного отделений в 2 частях icon«Методы моделирования и прогнозирования в экономике»
Программа предназначена для студентов очного, очно-заочного и заочного отделений направления подготовки 080100. 62 «Экономика»
Методическое пособие для очного и заочного отделений в 2 частях icon«Безопасность жизнедеятельности»
Программа предназначена для студентов очного, очно-заочного и заочного отделений направлений подготовки 080100. 62 «Экономика» и080500....
Методическое пособие для очного и заочного отделений в 2 частях icon«Организационно-правовые формы международного бизнеса»
Программа предназначена для студентов очного, очно-заочного и заочного отделений направления подготовки 080500. 62 «Менеджмент»
Методическое пособие для очного и заочного отделений в 2 частях iconМетодическое пособие по дисциплине «Логика»
Учебное методическое пособие по дисциплине «Логика» составлено для студентов юридической и экономической специальностей дневного...
Методическое пособие для очного и заочного отделений в 2 частях iconРоссийской Федерации Нижегородский государственный университет им....
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очного и очно-заочного отделений химических факультетов высших учебных заведений,...
Методическое пособие для очного и заочного отделений в 2 частях icon№1: Знакомство с немецким языком. Понятие о графической и звуковой системе языка (2 ч.)
Методическое пособие предназначено для студентов как очного, так и заочного отделения. Пособие предназначено для подготовки к практическим...
Методическое пособие для очного и заочного отделений в 2 частях iconМетодические указания и контрольные задания для студентов 3 курса...
Учебно-методический комплекс предназначен для изучения дисциплины «,Нотариат» как студентами очного, так и заочного отделений специальности...
Методическое пособие для очного и заочного отделений в 2 частях iconУчебно-методическое пособие для бакалавров направления 080100. 62...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очного и заочного отделения с целью организации и обеспечения учебного процесса...
Методическое пособие для очного и заочного отделений в 2 частях iconМетодическое пособие для студентов 1 курса дневного и заочного отделений
В закавказье живут айсоры, чей язык входит в состав афразийской (семито-хамитской) семьи языков
Методическое пособие для очного и заочного отделений в 2 частях iconМетодическое пособие к лабораторно-практическим занятиям студентам...
Методическое пособие к лабораторно-практическим занятиям по технологии конструкционных материалов (ткм)
Методическое пособие для очного и заочного отделений в 2 частях iconМетодическое пособие для студентов четвертого курса дневного и заочного...
Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Петрозаводский государственный университет»
Методическое пособие для очного и заочного отделений в 2 частях iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебно-методическое пособие для студентов очного и заочного обучения факультета культурологии специальности 053100


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск