Скачать 486.93 Kb.
|
Пензенский государственный педагогический университет имени В. Г. Белинского Итоговые задания по методике преподавания математики Пенза, 2009 Печатается по решению редакционно-издательского совета Пензенского государственного педагогического университета имени В. Г. Белинского УДК 51 (075) Итоговые задания по методике преподавания математики: учебно-методическое пособие для студентов факультета начального и специального образования / составители: Н. Н. Осипова, Т. Х. Пономарева (Пенз. гос. пед. ун-т им. В. Г. Белинского). – Пенза, 2009. 50 с. Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очного и заочного отделений факультета начального и специального образования с целью оказания помощи во время прохождения педагогической практики и написания курсовых и дипломных работ по методике преподавания математики. В пособии содержатся требования к итоговым заданиям, методические рекомендации и приложения. Составители: Н. Н. Осипова, Т. Х. Пономарева Рецензенты – доктор педагогических наук, зав. кафедрой теории и обучения математике ПГПУ им. В. Г. Белинского, профессор М. А. Родионов; кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания в начальных классах С. А. Климова. © Т. Х. Пономарева, 2009 © Н. Н. Осипова, 2009 I. Требования к проведению педагогической практики на очном отделении по кафедре математики и методики её преподавания Задания по методике преподавания математики составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по специальности «Педагогика и методика начального образования» и дополняют учебно-методические материалы, приведённые в пособии по педагогической практике (40). IV курс Содержание допуска к педпрактике – Охарактеризуйте образовательную систему и программу по математике, по которой ведётся обучение в вашем классе. Укажите методические особенности учебных пособий. – Перечислите математические понятия, которые рассматриваются в вашем классе в период педпрактики. Укажите основные способы определения понятий. С какими понятиями дети встречаются впервые? Каков теоретический смысл изучаемых понятий (см. соответствующий материал в курсе высшей математики). – Приведите примеры упражнений по теме "Нумерация чисел", которые выполняют ученики вашего класса. Какова цель этих упражнений? Покажите ход рассуждений учащихся при выполнении этих упражнений. – С какими свойствами арифметических действий знакомы или познакомятся учащиеся вашего класса? Какова цель изучения свойств арифметических действий в начальной школе? – Перечислите те вычислительные приёмы, с которыми знакомятся учащиеся вашего класса в период педпрактики. Укажите их теоретическую основу. Охарактеризуйте процесс формирования вычислительных навыков. Назовите приёмы активизации деятельности учащихся на разных этапах формирования рассмотренного вычислительного навыка. – Назовите приёмы активизации деятельности учащихся при работе над простой задачей. На примере одной из задач опишите методику работы над составной задачей. С какими способами записи краткого условия задачи знакомы ученики вашего класса. Приведите примеры. – Перечислите, с какими величинами и единицами их измерения знакомы или знакомятся учащиеся вашего класса в период педпрактики. Приведите примеры учебных заданий, которые ученики выполняют с величинами. – Перечислите приемы развивающего обучения, которые целесообразно использовать на уроках математики для развития личности учащихся. Основные виды деятельности студентов-практикантов
Отчётная документация 1. Анализ посещённого урока по математике (см. Приложение 4). 2. Конспект зачётного урока по математике. Vкурс Содержание допуска к стажерской практике по основной специальности – Представить отчётную документацию по первому этапу практики «Первые дни ребенка в школе»: 1. Тетрадь протоколов всех посещённых уроков по математике (подчеркнуть особенности первых уроков по математике). 2. Результаты выявления уровня подготовленности учащихся по математике на примере двух учащихся первоклассников (задания см. с. 7). – Охарактеризовать образовательную систему и программу по математике, по которой ведется обучение в вашем классе. Укажите методические особенности учебных пособий. – Перечислить, какие темы изучаются в течение педпрактики. Провести методический анализ каждой темы. Примерные вопросы для анализа: 1. Цели изучения темы, примерное количество часов. 2. Содержание изучаемого материала по теме. С какими понятиями ученики встречаются впервые? 3. Какие вопросы повторяются? С какой целью? 4. Виды упражнений по теме. 5. С какими другими вопросами математики связано изучение темы? Ответ обосновать. 6. Какие типичные ошибки допускаются учениками при изучении темы? Причины этих ошибок? Какую работу необходимо провести по предупреждению или устранению названных ошибок? 7. Методические особенности изучения темы. – Перечислить основные приемы реализации развивающей составляющей обучения на уроках математики. Основные виды деятельности студентов на стажерской педпрактике 1. Изучение учебного материала и выполнение соответствующих заданий к допуску к стажерской педпрактике. 2. Составление тематических планов, подписанных учителем и утверждённых методистом. 3. Посещение уроков по математике учителей начальных классов и других студентов-практикантов. 4. Самостоятельная разработка конспектов уроков. 5. Проведение уроков по математике, которые все являются зачетными. Два из них посещаются и анализируются методистами. 6. Проведение и проверка различных самостоятельных работ. 7. Проведение контрольной работы с последующим её анализом. 8. Ежедневная проверка тетрадей учащихся по математике. 9. Организация индивидуальной работы с учащимися по математике во внеучебное время. 10. Изготовление наглядных пособий, в том числе и для современных аудиовизуальных средств. 11. Проведение внеклассного мероприятия по математике. 12. Студенты, выполняющие дипломные работы по методике преподавания математики, организуют свою деятельность в соответствии с темой исследования. План исследования утверждается научным руководителем. Отчётная документация 1. К допуску к педпрактике: а) тетрадь протоколов всех посещённых уроков по математике в первом классе; б) результаты выявления уровня подготовленности учащихся по математике на примере двух учащихся первоклассников. 2. Анализ качества контрольной работы по математике (см Приложение 8). 3. Конспект одного урока по математике. 4. Сценарий внеклассного мероприятия по математике с подписью учителя. Изучение уровня подготовленности первоклассника по математике Задание 1 Покажи, каких фигур меньше: кругов или треугольников? Цель: выявить умение сравнивать множества по числу элементов (в зависимости и вне зависимости от навыка счета). Оценка выполнения задания: 3 балла – сравнение проведено верно, дано объяснение. 0 баллов – сравнение проведено неверно. Задание 2 Цель: выявить умение выполнять счёт в «прямом» и «обратном» порядке. Посчитай до 20 в «прямом» и «обратном» порядке, называя первое число громко, второе тихо. Называя третье, хлопай в ладоши (в случае затруднения упростить задание). Оценка выполнения задания: За каждые два неверных ответа снимается один бал из расчета общих трех баллов. |