Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 136.95 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации03.12.2013
Размер136.95 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Физика > Документы
Приложение №7. Конспект этапа урока «Силовые линии электрического поля. Напряженность поля заряженного шара и пластины. Теорема Гаусса».

Поле напряженности является векторным. Чтобы наглядно пред­ставить это поле, необходимо в каждой точке пространства прове­сти вектор, длина которого в установленных единицах равна силе, действующей на единичный положительный заряд, помещенный в эту точку. Такое представление очень удобно, поэтому для графи­ческого изображения электрического поля вводят понятие силовой линии — геометрическую модель поля.

Непре­рывные линии, касательные к кото­рым в каждой точке, через которую они проходят, совпадают с вектора­ми напряженности назы­вают силовыми линиями электриче­ского поля или линиями напряжен­ности.

При помощи силовых линий можно изобразить не только направление, но и модуль напряженности электрического поля. Для этого силовые линии проводят в пространстве с опреде­ленной густотой. В какой-либо области пространства плотность линий (число линий, пересекающих единицу площади, ориентиро­ванную перпендикулярно силовым линиям) можно принять за эта­лонную, тогда в области с напряженностью, в N раз большей, про­водят силовые линии в N раз гуще.

Действительно, в простейшем случае электростатического поля точечного заряда q0 напряженности на расстоянии r1 и г2 от заряда q0 соответственно равны:

E1 = k| q0| / r12 E2 = k| q0| / r22

Если от заряда условно проведено N силовых линий, то число линий, проходящих через единицу площади на расстоянии r1 и г2, будет:

n1 =N /4π r12 n2 =N /4π r22

Сравнивая все эти соотношения, приходят к выводу:

E1 / E2 = n1 / n2 .

Однако, проводя силовые линии с определенной плотностью, следует подчеркнуть, что силовую линию можно провести через любую точку, а так как в каждой точке поля вектор напряженности имеет одно определенное направление, то силовые линии нигде не должны пересекаться.

Важно представлять силовые линии только как вспомогательные, воображаемые линии, позволяющие изобразить направление и модуль напряженности электрического поля в любой его области.
Картину силовых линий электрического поля можно продемон­стрировать при помощи «султанов», установленных на изолирующих штативах и заряженных от электрической машины. С помощью бу­мажных полосок, приклеенных одним концом к пластинам конден­сатора, можно продемонстрировать картину силовых линий элек­трического поля между этими пластинами .

Для демонстрации картины поля можно воспользоваться спе­циальным прибором — кюветой или ванночкой с комплектом раз­личных электродов, проецируя картину поля, полученного с по­мощью манной крупы, насыпанной на поверхность касторового масла в кювете, на экран .

Желательно продемонстрировать поля с равномерным (заря­женные пластины) и неравномерным (точечный заряд) распределе­нием силовых линий, введя понятие однородного электрического поля. По спектрам полученных полей ученики смогут определить, как изменяется напряженность электрического поля в рассматрива­емых конкретных случаях.


Эксперимент

Возьмем касторовое масло, нальем в тарелку, а сверху насыплем манной кру­пы. Поместим в тарелку электрод «+». (Можно от разряда -1 или от электрофорной машины.) Увидим спектр электрического поля, точечного заряда.
Рис. 5
Силовые линии электрического поля не замкнуты, они начинаются на положительных зарядах и окан­чиваются на отрицательных (Рис. 5). Си­ловые линии непрерывны и не пере­секаются, так как пересечение озна­чало бы отсутствие определенного направления напряженности элек­трического поля в данной точке. Они начинаются или оканчиваются на заряженных телах, а затем рас­ходятся в разные стороны. Поэтому густота силовых линий больше вблизи заряженных тел, где напряженность поля также больше.

Свойства силовых линий:

- силовые линии указывают направление напряженности эл. поля: в любой точке напряженность поля направлена по касательной к силовой линии;

- линии напряженности электростатического поля начина­ются на положительном заряде, а заканчиваются на отрицательном;

- линии напряженности не пересекаются;

- густотой линий напряженности характеризуют напряженность поля;

- число линий, выходящих из заряда или входящих в него пропорционально величине заряда;

- силовые линии и эквипотенциальные поверхности ортогональны (перпендикулярны) друг другу в каждой точке пространства.

Для уч-ся 3 уровня можно предложить выполнение лабораторной работы.


Цель работы: построить экспериментально картину распределения поля, в пространстве вокруг заряженного тела и убедиться, что наличие поля в данной точке пространства и наличие заряженного тела рядом с этой точкой простран­ства не всегда совпадает.

Оборудование: две пластмассовые линейки, пенопласт размером примерно 0,5 х 0,5 см на нитке, держатель, игла, кусок поролона, шарик от пинг-понга или пластмассовый шарик примерно того же размера, фольга, лист бумаги.

Ход работы

1. Изготовьте индикаторы электрического поля трех видов.

Первый - из кусочка пенопласта, подвешенного на нити. Второй индикатор можно изготовить, вырезав из фольги небольшую стрелку и аккуратно положив ее на тупой конец иглы, воткнутой вертикально в поролон. Для устойчивости концы стрелки нужно слегка опустить, а в центре, у кончика иглы, пальцами сделать не­большое углубление. Убедитесь, что стрелка легко вращается вокруг своей оси.

Действие этого индикатора основано на поляризации металла вблизи заря­женного тела.

Стрелка приобретает заряд, противоположного заряду тела знака, и притяги­вается к телу.

Третий индикатор можно выполнить из сухой легкой бумаги аналогично второ­му, поскольку диалектики тоже могут поляризоваться под действием внешнего поля (Рис. 6).

2. Изготовьте заряженный металлический шар. Для этого оберните шарик от
пинг-понга фольгой. Можно так же покрыть его графитом (грифелем мягкого
простого карандаша). Положите его на кусок поролона или другого изолятора,
чтобы он не мог перемещаться. Зарядите его, потерев пластиковый корпус ручки
о шерсть и перенеся заряд с ручки на «металлизированный» шар.


  1. Обнося первый индикатор вокруг заряженного шара на равном расстоянии от его «экватора» зарисуйте направление иглы, действующей на положительный проб­ный заряд, находившийся на пенопластовом индикаторе, подвешенном на нити.

  2. Перемещайте индикатор вокруг шара на большем удалении от его центра, оставаясь в плоскости «экватора». Изобразите векторы сил, показывающие их соотношение при первом и втором обходе. Проведите несколько силовых линий электрического поля




«Металлизированный» шар
Заряжений шарик из пенопласта

Рис. 6

Поролон Держатель


  1. С помощью второго и третьего индикаторов убедитесь, что они поворачи­ваются при перемещении их вокруг шара вдоль направления силовых линий элек­трического поля.

  2. Повернув шар на поролоне, с помощью индикатора убедитесь, что картина расположения векторов напряженности поля остается симметричной в «эквато­риальной» плоскости.

  3. Снимите фольгу с пластмассового шарика, зарядите только одну «точку» шарика в «экваториальной» плоскости. Исследуйте картину электрического поля в этом случае. Зарисуйте ее в тетрадь.

  4. Оберните фольгой линейку, положите ее на изолятор, как показано на ри­сунке и зарядите, после чего исследуйте картину поля вдоль линейки. Зарисуйте силовые линии электрического поля.

9. С помощью второго или третьего индикатора проследите, как стрелка реа­гирует на пронесение мимо нее заряженной пластмассовой ручки. Запишите наблюдения. Как меняется поведение стрелки, если между индикатором и заряжен­ной ручкой поместить лист бумаги, кусок целлулоида, плоский лист фольги, зер­кальце? Опишите наблюдения.

  1. Попросите кого-нибудь подержать заряженную ручку за непрозрачным экраном из бумаги или ткани и с помощью индикатора обнаружьте, в какой точке пространства по другую сторону экрана электрическое поле имеет максималь­ную напряженность.

Оформите выводы.

1-ый уровень

Рас­смотрим электрическое поле заря­женного проводящего шара радиу­сом r (Рис. 7). Заряд q равномерно распре­делен по поверхности шара. Сило­вые линии электрического поля, как вытекает из соображений сим­метрии, направлены вдоль продол­жений радиусов шара.

Силовые ли­нии вне шара распределены в про­странстве точно так же, как и си­ловые линии точечного заряда. Если совпадают кар­тины силовых линий, то можно ожидать, что совпадают и напря­женности полей. Поэтому на рас­стоянии r ≥ R от центра шара на­пряженность поля определяется той же формулой , что и напряженность поля точечного заряда, помещенного в центре сферы: Е=k|q0|/ r2 . Внутри проводящего шара (r < R) напряженность поля равна нулю. График зависимости Е( r) представлен на рис. 8.



Рис. 7 Рис. 8

Если заряд не является точечным, то он может распреде­ляться по объему заряженного тела, по поверхности, а также по некоторой линии. В первом случае распределение характеризу­ется объемной плотностью заряда ρ =Q/V,

где Q - заряд, а V - объем, по которому этот заряд распреде­лен.

Во втором случае распределение заряда описывают по­верхностной плотностью заряда

σ = Q / Ѕ

Где Q - заряд а S- площадь, по которой этот заряд распреде­лен.

В третьем случае говорят о линейной плотности заряда λ = Q/ l,

где Q - заряд, а l - длина линии, по которой этот заряд распре­делен.

Три введенные величины описывают равномерное распре­деление заряда.
Бесконечная равномерно за­ряженная плоскость создает по обе стороны поле, одинаковое по модулю и направлению. Такое поле называют однородным. Модуль напряженности этого поля Е = |σ| /2ε0 где σ - поверхностная плотность заряда.

2-ой уровень

Простейшей системой с нулевым суммарным зарядом являет­ся электрический диполь (два полюса).

Электрический диполь система, состоя­щая из двух равных по модулю разноимен­ных точечных зарядов.

Плечо диполя отрезок прямой длиной l, соединяющий заряды.

В качестве диполя можно рассматривать лю­бую полярную молекулу — НС1, СuС12 и др.

Найдем напряженность поля, созданного дипо­лем в точке А, находящейся на одинаковом рас­стоянии В от зарядов (рис.9).
Рис. 9

Известны заряды +Q, -Q, плечо диполя l, а также расстояние ОА = г. Это расстояние изме­ряется по перпендикуляру, проведенному из сере­дины плеча диполя.

Напряженность Е1 поля в точке А, созданного положительным зарядом направлена радиально от него. Напряженность Е2 поля, созданного от­рицательным зарядом в этой точке, направлена радиально к нему.

Напряженности Е1 и Е2 равны друг другу: Е1=Е2= kQ/ R2, где k=1/4πε0

Из теоремы ПифагораR2= r2 + (l/2)2. Тогда Е1=Е2= kQ/[ r2+(l/2)2] (1)

По принципу суперпозиции E=E1+E2.

Суммарная напряженность поля направлена параллельно оси диполя по оси X: Ех = Е + Е, (2)

где Е, Е — проекции напряженностей на ось X.

Из рисунка а видно, что Е = Е = Е1 соsά (3)

Из ΔМАО находим соsά= (l/2)/R=(l/2)/√r2+(l/2)2. (4)

Подставляя выражения (1) и (4) сначала в (3) и затем в (2), находим напряженность

поля диполя: Е= k•[Ql/(r2+(l/ 2)2)3/ 2] . (5)

Так как r>>l, то в знаменателе формулы (4) можно пренебречь l по сравнению с r . Тогда на большом расстоянии от диполя E≈Ql /r3.

Как видно, напряженность не равна нулю, поэтому полученное выражение можно переписать в виде

E≈[kQ /r2] ( l /r),

где kQ /r2— напряженность поля, созданного точеч­ным зарядом Q. Множитель 1/r характеризует малость результирующей напряженности диполя по сравнению с напряженностью поля точечного заряда.

Поле диполя мало из-за компенсации полей разноименных зарядов. На большом расстоянии от диполя напряженность убывает по закону 1/г3, т. е. гораздо быстрее, чем по закону 1/г2, справед­ливому для точечного заряда.

Электростатическое поле, подобное полю дипо­ля, создает вокруг себя рыба-слон (Рис. 10).

Она обнаруживает окружающие объекты по изменению напряженности созданного ею поля.

Электрический диполь является важной физи­ческой моделью, так как электронейтральные макроскопические тела можно рассматривать как совокупность диполей. Электростатическое поле, созданное такими телами, оказывается коротко­действующим, т. е. быстро убывающим с расстоя­нием. Электростатическое поле сосредоточено внутри макроскопического тела и вблизи его по­верхности.




Электростатическое поле рыбы-слона

Рис. 10


3-ий уровень

Введем еще одну физическую вели­чину, характеризующую электриче­ское поле,— поток вектора напря­женности. С помощью этой величины мы сможем рассчитать напряжен­ности электрических полей, источни­ками которых являются не только точечные заряды, но и заряды, рас­пределенные непрерывно по некото­рым поверхностям — плоскости, сфе­ре, цилиндру и т. д.

Элементарным потоком вектора напряженности через малую площад­ку называется произведение модуля вектора Е на площадь площадки ΔS и косинус угла между вектором Е и нормалью к площадке п0 (Рис.11)

ΔФ = Е ΔS cosά. (1)

Заметим, что если поверхность замк­нутая, то выбирается внешняя нор­маль к ней.

Полный поток через поверхность равен сумме элементарных потоков через все ее участки:

Ф = ΣΔФ = ΣЕΔS cosά. (2)

Рис. 11

Чтобы вычислить значение пол­ного потока, оказывается полезным ввести еще одно вспомогательное по­нятие — телесный угол.

Мерой телесного угла Ώ служит отношение площади поверх­ности шарового сегмента S0 к квадра­ту радиуса:

Ώ = S0 /r2 (3)

Единицей телесного угла является стерадиан (сокращенно: ср) — это телесный угол с вершиной в цент­ре сферы, вырезающий на поверх­ности сферы элемент, площадь кото­рого равна квадрату радиуса. Итак, Ώ = 1 ср, если S0 = г2.

Нетрудно убедиться, что полный телесный угол вокруг точки равен 4л ср. В самом деле, поверхность сферы равна 4лг2, следовательно,

Ώ полн = 4лг2 / r2 = 4л ср.

Вернемся к вы­ражению для элементарного потока (1). Пусть электрическое поле соз­дается точечным зарядом q, тогда модуль вектора напряженности Е =q /(4лг2). Подставив в (1), по­лучим:

ΔФ = Е ΔS cosά = q /4лε0 • ΔS cosά/г2.


Рис. 12

Как видно из рисунка 12 ΔS cosά= ΔS0, при этом площадка площадью ΔS0 перпендикулярна ра­диусу. Тогда

ΔФ = q /4лε0 • ΔS 02 = q /4лε0 • Δ Ώ. (4)

Теперь уже нетрудно получить выражение для полного потока век­тора Е через произвольную замкну­тую поверхность:

Ф = ΣΔФ = Σ q /4лε0 Δ Ώ. = q /4лε0 ΣΔ Ώ.= q /4лε0•4π = q 0.

Таким образом, если точечный за­ряд расположен внутри произволь­ной замкнутой поверхности, то пол­ный поток вектора напряженности через эту поверхность равен:

Ф = q 0 (5)

Этот результат не за­висит ни от формы поверхности, ни от того, где внутри поверхности рас­положен заряд.

Осталось рассмотреть случай, когда заряд находится вне замкнутой поверхности. Нетрудно убедиться, что поток в этом случае равен нулю. В самом деле (см. рис.), эле­ментарные потоки ΔФ1 и ΔФ2 через площадки ΔS 1 и ΔS 2 по модулю рав­ны, ибо они вписаны в один и тот же телесный угол Δ Ώ (см. 4). Однако знаки этих потоков противоположны, так как угол а1 острый и cosά 1>0, а угол ά 2 тупой и cosά 2<0.

Итак, сумма этих двух элементар­ных потоков равна нулю. То же будет справедливо и для всех других участ­ков замкнутой поверхности. Следо­вательно, если заряд расположен вне замкнутой поверхности, то поток век­тора напряженности от этого источ­ника равен нулю.

Если же внутри поверхности рас­положен не один точечный заряд, а их совокупность или если заряд распределен по некоторой поверхно­сти или в некотором объеме, то выражение (5) легко обобщается (на основе принципа суперпозиции):

Ф = 1/ ε0 •Σ qвнутр. (6)

Это и есть теорема Гаусса: поток вектора напряженности через произ­вольную замкнутую поверхность ра­вен алгебраической сумме зарядов, расположенных внутри этой поверх­ности, деленной на электрическую по­стоянную.

Используя теорему Гаусса, мож­но вычислить напряженность элект­рического поля вокруг заряженного тела при условии наличия какой-либо симметрии, например симметрии от­носительно центра, плоскости или оси.

Напряженность поля заряженной плоскости. Применим теорему Гаусса для определения напряженности электрического поля заряженной плоскости (Рис. 13). Если плоскость бесконеч­на и заряжена равномерно, т. е. по­верхностная плотность заряда

σ = Q/S одинакова в любом ее месте, то линии напряженности элект­рического поля в любой точке пер­пендикулярны этой плоскости. Такое же направление они сохраняют и на любом расстоянии от плоскости, т. е. поле заряженной плоскости одно­родное.

Для нахождения напряженности электрического поля заряженной плоскости мысленно выделим в про­странстве цилиндр, ось которого пер­пендикулярна заряженной плоско­сти, а основания параллельны ей и одно из оснований проходит через интересующую нас точку поля. Ци­линдр вырезает из заряженной плос­кости участок площадью S, и такую же площадь имеют основания ци­линдра, расположенные по разные стороны от плоскости.
Рис. 13

Согласно теореме Гаусса поток Ф вектора напряженности электриче­ского поля через поверхность цилинд­ра связан с электрическим зарядом внутри цилиндра выражением

Ф = Q/ε0 = σS/ε0.

С другой стороны, так как линии напряженности пересекают лишь ос­нования цилиндра, поток вектора напряженности можно выразить через напряженность электричес­кого поля у обоих оснований ци­линдра:

Ф = 2ЕS.

В самом деле, поток через боко­вую поверхность цилиндра (см. рис.), согласно (2), равен нулю, поскольку а = 90° и cosά =0.

Из двух выражений для потока вектора напряженности получим:

2ЕS = σS/ε0, откуда

Е = σ/2ε0. (7)

Напряженность электрического поля между разноименно заряжен­ными пластинами. Если размеры пластин значительно превосходят расстояние между ними, то электри­ческое поле каждой из пластин мож­но считать близким к полю беско­нечной равномерно заряженной плоскости. Так как линии напряженности электрического поля разноименно заряженных пластин между ними направлены в одну сторону, то напряженность поля между пла­стинами равна:

Е = Е12 = σ/2ε0+ σ/2ε0 = σ/ε0 (8)

Так как σ =Q/S, где Q – заряд одной пластины, S – ее площадь, то

Е = Q/Sε0. (9)

Во внешнем пространстве линии напряженности электрического поля разноименно заряженных пластин имеют противоположные направле­ния, поэтому вне этих пластин ре­зультирующая напряженность элек­трического поля практически рав­на нулю.

Выражения (7) и (9) спра­ведливы для больших заряженных пластин, когда напряженность опре­деляется в точке, расположенной далеко от их краев.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск