Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 150.54 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации04.12.2013
Размер150.54 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Физика > Урок
Главная комиссия интернет-конкурса

разработок уроков «Развитие исследовательских навыков обучающихся на уроках

учебных предметов естественного цикла»

Энгельсского муниципального района

План - конспект

урока по физике в 8 классе

Измерение удельной теплоемкости твердого тела
Слепухиной Елены Владимировны,

учителя физики,

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Музыкально-эстетический

лицей им. А.Г. Шнитке»

Энгельсского муниципального района

slepuhinaelena@mail.ru


Энгельс-2013

Краткое описание

Урок физики в 8 классе

Теме: «Измерение удельной теплоемкости твердого тела»

Подготовила учитель физики

МБОУ «Музыкально – эстетический лицей им. А.Г. Шнитке» Е.В. Слепухина

Форма урока: исследование

Основные образовательные технологии: технология исследовательской деятельности.

Основные методы в рамках исследовательской технологии: измерение, эксперимент, наблюдение, сравнение, анализ.

Используемые учебники и учебные пособия:

А.В. Перышкин 8 класс

Оборудование и используемые материалы:

компьютер, проектор, лабораторное оборудование (калориметры, термометры, электронные весы, цилиндры изготовленные из неизвестного вещества) презентация к уроку, карточки – отчеты о проделанной работе, геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), изготовленные из бумаги различных цветов.

Академическая цель урока: учить учащихся определять удельную теплоемкость твердых тел на основе исследовательской деятельности

Задачи:

Обучающая:

организовать познавательную деятельность учащихся для самостоятельного исследования удельной теплоемкости твердого тела.

Развивающая:

Развитие аналитического мышления учащихся.

Воспитательная:

воспитание у учащихся культуры общения.

Урок физики в 8 классе

Измерение удельной теплоемкости твердого тела
Подготовила учитель физики МБОУ «МЭЛ им. А.Г. Шнитке» Е.В. Слепухина
Форма урока: исследование
Основные образовательные технологии: технология исследовательской деятельности.
Основные методы в рамках исследовательской технологии: измерение, эксперимент, наблюдение, сравнение, анализ.
Используемые учебники и учебные пособия:

А.В. Перышкин 8 класс
Оборудование и используемые материалы:

компьютер, проектор, лабораторное оборудование (калориметры, термометры, электронные весы, цилиндры изготовленные из неизвестного вещества) презентация к уроку, геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, зигзаг), изготовленные из бумаги разных цветов.
Академическая цель урока: учить учащихся определять удельную теплоемкость твердых тел на основе исследовательской деятельности
Задачи:

Обучающая:

организовать познавательную деятельность учащихся для самостоятельного исследования удельной теплоемкости твердого тела.

Развивающая:

Развитие аналитического мышления учащихся.

Воспитательная:

воспитание у учащихся культуры общения.

Ход урока
Деление по группам: при входе в кабинет каждый учащийся получил геометрическую фигуру (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, зигзаг). Эта геометрическая фигура является признаком принадлежности к определенной группе. Таким образом, класс поделился на 5 групп (состав одной группы – 4 человека).


Этап, время

Задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.Организационный момент/1 мин

Психологический настрой на занятие

Приветствие обучающихся.

Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста.

Обучающиеся приветствуют учителя, друг друга.

II. Актуализация опорных знаний/4 мин.

Повторение ранее изученного материала с целью связи с новым

Прошу внимание на экран. (Слайд №1)
1. Что вы видите на экране, я точно знаю, что вы это видели?
А где вы ее встречали?
Тогда решить следующую задачу не составит для вас труда. (Слайд №2)
1. Какое количество теплоты необходимо сообщить телу изготовленному из алюминия массой 2 кг для того чтобы изменить его температуру на 1 ?
Телу изготовленному из стали?

Массы тел одинаковы, изменения температур одинаковы, а с чем тогда связанно различие в необходимом количестве теплоты?
2. Определите, из какого вещества изготовлен данный цилиндр? (Слайд №3)

Можем ли мы однозначно определить, из какого вещества изготовлено это твердое тело?

(Учитель прикрепляет к доске табличку с формулой )

К сожалению, у нас нет таблицы «Плотности веществ»
Можно ли еще каким-либо способом определить вещество, из которого изготовлен цилиндр?




Таблица удельной теплоемкости веществ

На прошлом уроке.

1840 Дж

1000 Дж


Тела изготовлены из различных металлов, значит, они обладают различной удельной теплоемкостью. Количество теплоты, которое необходимо сообщить телу будет напрямую зависеть от с (удельной теплоемкости).
Обучающиеся делают предположения, о том из какого вещества изготовлен цилиндр.

Да, можем. Определив геометрические размеры, вычислить объем, с помощью весов измерить массу данного тела и используя формулу рассчитать плотность. Затем, сравнив ее с табличным значением определить вещество, из которого изготовлен цилиндр.

Определить удельную теплоемкость и сравнив ее с табличным значением можно узнать вещество, из которого изготовлен цилиндр.

III. Формулирование темы учебного занятия и постановка цели /3 мин

Постановка цели учебного занятия

Скажите, как вы считаете какая тема урока?
А какую цель мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?


Запишите в тетрадях число, тему учебного занятия и цель.

Измерение удельной теплоемкости твердого тела. (Слайд №4)

Определить удельную теплоемкость металлического цилиндра и сравнив полученный результат с табличным, определить из какого вещества он изготовлен. (Слайд №5)

Обучающиеся записывают число, тему и цель.


Слепухиной Е.В.
IV. Практическая работа/18 мин.

Поэтапно выстроить план экспериментального исследования.

Мы с вами сегодня будем настоящими исследователями, и предстоит нам выполнить эксперимент.

А что для этого необходимо?

Все необходимое оборудование находится на ваших столах. Давайте посмотрим, что мы сегодня будем использовать? (Слайд №6)
Какие вещества будут использованы в эксперименте?
Какой процесс будет происходить между телами?

А как изменяется внутренняя энергия тел при теплообмене?
Как вы считаете, какое тело в нашем эксперименте будет отдавать некоторое количество теплоты?
А получать?
Что мы можем сказать, о данных числовых значениях?

Значит, мы можем записать следующее равенство:

,

где - количество теплоты, полученное водой при нагревании

- количество теплоты, отданное цилиндром при охлаждении
Запишите, пожалуйста, полученное равенство, используя, формулу для расчета количества теплоты необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении и выразите из нее удельную теплоемкость неизвестного вещества
С оборудованием и расчетной формулой мы определились, теперь нам необходимо составить план эксперимента и таблицу, в которую вы будете записывать измеренные величины. В течение 8 минут каждая группа составляет план

эксперимента, определяя все шаги, которые мы должны выполнить на пути к достижению нашей цели

Давайте посмотрим, какие планы вы составили.



  1. План эксперимента

  2. Оборудование



Стакан с водой, калориметр, термометр, электронные весы, металлический цилиндр на нити, удельную теплоемкость которого необходимо определить, сосуд с горячей водой.

Вода и неизвестное вещество, удельную теплоемкость которого необходимо измерить.
Теплообмен

Если между телами происходит теплообмен, то внутренняя энергия всех нагревающихся тел увеличивается на столько, на сколько уменьшается энергия остывающих тел.


Цилиндр
Вода
Количество теплоты, полученное водой при нагревании, равно количеству теплоты, отданному цилиндром при охлаждении



Подставив в уравнение значения величин, измеренных на опыте, можно вычислить - удельную теплоемкость вещества, из которого изготовлен цилиндр.

Обучающиеся, работая в группах, составляют и записывают в тетрадь план экспериментального исследования, таблицу для записи измеренных величин.
1.Определим массу воды в измерительном цилиндре.

2.Определим температуру воды в измерительном цилиндре (). Результат запишем в таблицу.

3.С помощью весов определите массу металлического цилиндра (). Результат запишем в таблицу.

4.Перельем воду из цилиндра в пустой калориметр.

5.Опустим цилиндр в калориметр с горячей водой. Измерим ее температуру (эта температура и будет начальной температурой цилиндра ). Результат запишем в таблицу.

6.Опустим горячий цилиндр в калориметр с водой комнатной температуры.

7.Измерим температуру воды в калориметре после опускания цилиндра (). Результат запишем в таблицу.

8.Рассчитаем по формуле:


8. Сравните полученный результат с табличным. Определите вещество, из которого изготовлен цилиндр.


Масса воды в калориметре

Начальная температура воды

Масса цилиндра

Начальная температура цилиндра

Общая температура воды и цилиндра


















Обучающиеся различных групп зачитывают получившиеся шаги, при необходимости корректируют их.

V. Выполнение экспериментального исследования/14 мин.

Измерение удельной теплоемкости

ТБ, корректировка действий учащихся

Ученики вспоминают ТБ при работе с горячей водой и лабораторным оборудованием, выполняют работу в соответствии с составленным планом исследования (пункты 1-8)

Анализ полученного результата/3 мин.

Определение вещества, из которого изготовлен цилиндр

Корректировка действий учащихся

Сравнивают полученный результат удельной теплоемкости с табличным. Определяют вещество, из которого изготовлен цилиндр. Объясняют полученный результат (почему полученный результат не совпадает с табличным). Записывают анализ полученного результата в тетрадь.

Рефлексия учебного занятия/2 мин.


Самооценка

Вы сегодня хорошо потрудились! За выполненную работу каждый получит оценку.

А сейчас продолжите, пожалуйста, следующие фразы, которые Вы видите на экране. (Слайд №7)
я понял, что…
теперь я могу…
После обучающихся, эти же фразы продолжает учитель.
Всем спасибо за урок!


Обучающиеся продолжают предложенные фразы.

Обучающиеся сдают тетради.



Самоанализ урока в 8 классе,

проведенного учителем физики, Слепухиной Еленой Владимировной.
Урок «Измерение удельной теплоемкости твердого тела» входит в тему «Тепловые явления».

Академическая цель урока:

учить учащихся определять удельную теплоемкость твердых тел на основе исследовательской деятельности

Задачи:

  • Обучающая:

организовать познавательную деятельность учащихся для самостоятельного исследования удельной теплоемкости твердого тела.

  • Развивающая:

развивать аналитическое мышления учащихся.

  • Воспитательная:

воспитывать у учащихся культуру общения.

Тип урока: формирование новых знаний.

Форма урока: исследование

Основные образовательные технологии: технология исследовательской деятельности.

Основные методы в рамках исследовательской технологии: измерение, эксперимент, наблюдение, сравнение, анализ.

Оборудование и используемые материалы:

компьютер, проектор, лабораторное оборудование (калориметры, термометры, электронные весы, цилиндры изготовленные из неизвестного вещества), презентация к уроку, геометрические фигуры, изготовленные из бумаги разных цветов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, зигзаг)

Используемые учебники и учебные пособия:

  • «Физика» 8 класс А.В. Перышкин

В классе обучаются дети разного уровня подготовки и восприятия, поэтому считаю целесообразной работу в группах. Группы сформированы по психотипу обучающихся.

Данное учебное занятие иллюстрирует реализацию системы работы по формированию ключевых компетенций обучающихся в действии. Основываясь на психологические особенности детей, уровень их развития, урок был построен так, чтобы все дети чувствовали себя комфортно, ситуация успеха была создана для каждого.

Рассмотрим этапы учебного занятия:

1. Организационный момент реализовывал цель учителя: психологический настрой учеников на учебное занятие.

2. На этапе «Актуализация ранее изученного материала» учителем ставилась цель - повторить определение удельной теплоемкости, формулы для расчета количества теплоты необходимого для нагревания тела и выделяемого им при охлаждении. На данном этапе обучающиеся установили причинно-следственные и интегративные связи, увидели прикладную направленность физики.

3. На этапе «Постановка целей учебного занятия» учитель создала проблемную ситуацию, в результате которой ученики сформулировали тему урока.

На данном этапе формировались познавательные универсальные учебные действия, такие как осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задачи, структурирование информации.

  • Регулятивные универсальные учебные действия: ученики определяют роль учебной деятельности, осуществляют поиск ее достижения, работают по составленному плану в соответствии с поставленной задачей.

  • Личностные универсальные учебные действия: внутренняя позиция на уровне положительного отношения к учебе, мотивационная основа учебной деятельности.

  • Коммуникативные универсальные учебные действия: адекватное использование речевых средств, для решения коммуникативных задач, формулирование собственного мнения, умение договориться с людьми, изменять свою точку зрения.

4. На этапе «Практическая работа» была поставлена задача: поэтапно выстроить план экспериментального исследования.

В процессе совместной деятельности обучающихся формировались УУД:

  • Коммуникативные универсальные учебные действия: обучающиеся демонстрировали умение понимать точку зрения другого, слушать друг друга.

  • Регулятивные универсальные учебные действия: происходило понимание причины возможного неуспеха и нахождение выходы из проблемной ситуации.

  • Познавательные универсальные учебные действия: обучающиеся сопоставляли и отбирали информацию, необходимую для решения поставленной проблемы.

5. На этапе «Выполнение экспериментально исследования» ученики выполняли работу в соответствии с составленным планом исследования: проводили экспериментальное исследование и заполняли таблицу.

Цель учителя на данном этапе урока: закрепить новые знания о способе определения удельной теплоемкости.

6. Сравнение и анализ полученных в группах результатов

Полученное значение удельной теплоемкости у всех групп различное.

Цель учителя на данном этапе урока: подведение учащихся к мысли о том, что на полученный результат повлияла потеря теплоты при измерениях, инструментальная погрешность, человеческий фактор.

  • Познавательные универсальные учебные действия проявились при формулировании предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи.

  • Коммуникативные универсальные учебные действия – обучающиеся показали грамотное оформление своих мыслей в устной и письменной речи.

  • Регулятивные универсальные учебные действия проявились в умении определить цель учебной деятельности, осуществлять поиск средства ее достижения.

7. Рефлексия учебного занятия.

Учитель подводит учащихся к адекватной самооценке правильности выполнения действий и внесению необходимых изменений в процессе работы на каждом этапе урока. Обучающиеся оценили свои возможности в достижении цели самостоятельной деятельности, соотнесли целеполагание урока с результатом его достижения и разрешения учебной задачи.

В качестве результата учебного занятия можно рассматривать следующее: отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.

Обучающиеся в течение всего занятия демонстрировали активность, высокую мотивацию, организованность. Высокий темп урока позволил рационально расходовать учебное время, сделать урок плотным, содержательным, мобильным, интересным. Ценным для обучающихся явилась яркая практическая направленность урока. Самостоятельная работа, выполненная обучающимися, стала показателем хорошего качества усвоения учебного материала, повышенного информационного кругозора и культуры навыков проведения экспериментального исследования.

Таким образом, на уроке были реализованы ключевые принципы ФГОС и образовательной программы школы:

  • принцип психологической комфортности;

  • принцип целостности содержания (прослеживалась связь с ранее изученным материалом);

  • принцип ориентированной функции (дети осознали значимость приобретенных знаний).

На протяжении всего учебного занятия осуществлялось формирование метапредметных, предметных, личностных компетенций учащихся. Также на протяжении всего занятия осуществлялся контроль и самоконтроль, развивающая и воспитательная задачи урока решались в единстве с образовательной. Считаю, что учебное занятие поставленной цели достигло.




Слепухиной Е.В.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск