Скачать 112.68 Kb.
|
Содержание.
Аннотация. Разработанный урок по теме «Квартирная электропроводка. Монтаж квартирной электропроводки» к разделу «Электрические работы» (8 класс) программы образовательной области «Технология» разработан в целях методического обеспечения и помощи учителю технологии. Данный урок ориентирован на изучение учебной темы и осуществляется в рамках рабочей программы по учебному предмету «Технология» в 8 классе и составляет часть стандартного учебного курса. В настоящее время изданные поурочные планы занятий по технологии дают краткое представление об электрических работах, в частности, не предусматривают детального изучения электрических цепей, дублируют школьные учебники и тяжелы для применения на реальных уроках по причине недостаточности времени для подробного изучения элементов электроцепи и выполнения практических работ. В основном, в них абсолютно не отражена последовательная работа по монтажу электропроводки в жилых помещениях. Как и рекомендовано программой технологии, учащиеся работают по данной теме 2 урока. Это не приносит удовлетворения детям от невозможности быстро переработать теоретический материал и выполнить практическую часть. Предлагаемый урок в методике подбора учебного материала и учебного пособия не отменяет традиционный способ, а только обогащает его. Методическая цель урока: «Ознакомление педагогов с методикой развития творческого мышления и повышения интереса к учебному предмету у обучающихся с использованием ТСО и активных методов обучения». Представленный план-конспект урока помогут преподавателю: - с помощью методов активного обучения создать эффективные условия развития творческого мышления обучающихся и повысить интерес к учебному предмету; - сэкономить время при подготовке к уроку и с учетом собственного опыта и особенностей детского коллектива интерпретировать материал, представленный в данной разработке; - организовать работу больших и малых групп в процессе выполнения различных технологических операций; - наглядно представить возможность ведения поэтапной работы при подготовке и выполнении практической части урока; - в короткий период времени представить принцип монтажа квартирной электропроводки с детальным изучением её основных отдельных элементов. - самостоятельно изготовить учебное пособие – электромонтажный стенд, имитирующий квартирную электропроводку. Следует отметить, что модели электромонтажных стендов, представленные в приложении 1, применяются на уроках технологии и соответствуют поставленной цели. Данная разработка выполнена в MS Word. Ink 2003, текстовый формат файлов - .doc (2003 г), презентации в формате файлов - *.ppt, (Microsoft Power Point 2003). Дополнительного программного обеспечения не требуется. Конспект урока: «Квартирная электропроводка. Монтаж квартирной электропроводки». Учитель: Харченко Мария Анатольевна Предмет: технология Продолжительность урока: 90 минут Класс: 8 «А» Тема программы: «Электрические работы». Тема урока: «Квартирная электропроводка. Монтаж квартирной электропроводки». Тип урока: комбинированный - представление, изучение и систематизирование нового учебного материала. Методы обучения: рассказ – объяснение, обсуждение, метод исследований, проектный метод обучения. Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Межпредметная связь: физика, математика. Оснащение урока: мультимедийный проектор, ПК, учебный стенд для электромонтажа. Инструменты: отвёртка, мультиметр, плоскогубцы, изолента. Цели и задачи урока: Образовательные: знакомство учащихся с принципом монтажа электропроводки в жилых помещениях, создание условий для включения обучающихся в творческую деятельность для умения точно использовать информацию, выявленную в результате исследования, закрепление профессиональных знаний и умений, создание условия для формирования первоначальных умений правильной эксплуатации электроприборов и знания правил техники безопасности при их использовании. Развивающие: формирование у обучающихся основ технологической культуры; развитие у них аналитического и логического мышления, создание условий для развития интереса к творческому поиску, принятию нестандартных решений, развитие умения выделять главное в изучаемом объекте; Воспитательные: формирование творческого отношения школьников к трудовой деятельности; воспитание профессионально важных качеств: творческая активность, дисциплинированность, потребность в постоянном совершенствование своих профессиональных знаний и умений; воспитание ответственности, дисциплинированности, интереса к предстоящей деятельности, актуализация обучащихся на профессиональное самоопределение. Структура урока:
Ход урока.
Проверка наличия учащихся. 2. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала......................................................................................5 мин. Вводное слово учителя. Тема сегодняшнего урока: «Квартирная электропроводка. Монтаж квартирной электропроводки». Мы будем изучать понятия монтаж, электрическая цепь, автомат, розетка, выключатель, кабель, контакт и мощность потребителей. Повторим правила ТБ при электромонтажных работах. Будем учиться производить монтаж электропроводки в жилых помещениях, выделять существующие проблемы. Определять напряжение электрической цепи и планировать работу. Электричество прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Ежедневно мы потребляем огромное количество электроэнергии, используя различные электроприборы, перечислять которые можно бесконечно, так их много. И каждый год количество различный электроприборов только растет, улучшая качество и комфорт нашей жизни. Трудно представить себе современную жизнь без электричества, разве, что в какой-нибудь глубинке, в тайге, тундре и т.д. Современные квартиры и дома, оборудованные всеми возможными электроприборами, не могут обойтись без электропроводки. От ее качества во многом зависит и наша дальнейшая жизнь. Монтаж электропроводки во многом зависит от умения и знаний человека ее проводящего. Самое главное, чтобы сама электропроводка была надежная и качественная. Человеку, никогда не делающему ранее монтаж электропроводки, трудно разобраться во всех тонкостях и особенностях данной работы. Дилетант в этом деле может наделать много непоправимых ошибок, которые в итоге приведут к самым плачевным последствиям. Как минимум необходимо будет вновь делать монтаж проводки, как максимум, последствием некачественной работы может явиться травма и даже смерть человека. Во избежание травм при монтаже электропроводки повторим правила ТБ при электромонтажных работах. (презентация1) Обучающиеся: Вспоминают правила, отвечают на поставленные вопросы. 3. Изложение нового материала………………………………… 30 мин. Учитель: При монтаже квартирной электропроводки существует несколько простых правил, которые помогут вам быстро и качественно произвести подключение и соблюсти при этом требования установки основных элементов. (презентация 2). Обучающиеся: Записывают правила, отвечают на поставленные вопросы,задают вопросы. Учитель: Сейчас под руководством учителя вам предстоит выполнить творческое задание: смонтировать электропроводку на макете. Вы видите перед собой электромонтажные стенды, на которых расположены основные элементы проводки. Вспоминаем ТБ перед началом работ и неукоснительно соблюдаем правила: ( одеваются индивидуальные СЗ, проверяется исправность инструментов, выявляется наличие неисправностей оборудования). (презентация 3) Обучающиеся: Под строгим контролем и руководством учителя по заданной схеме монтируют электропроводку на электромонтажных стендах. Учитель: После сборки электростендов проверяет правильность подключения электроцепи. При наличии недочётов в работе совместно с группой обучающихся проводится разбор и устранение ошибок. Обучающиеся: Подводят итоги, отвечая на вопросы учителя. Задают вопросы. Учитель:
Учитель: Оценивает работу обучающихся, задаёт домашнее задание: Под контролем родителей, соблюдая ТБ, посчитать суммарную мощность потребителей в своей квартире и соотнести с установленным АВ на эти потребители. Заключение Применение системы активных методов и средств обучения меняет традиционность занятия и характеризуется активизацией процесса обучения и подготовкой учащихся к активному восприятию учебного материала и возбуждения интереса. Такой подход интенсифицирует труд учителя и учащегося, увеличивает возможности педагога, как организатора, воспитателя, наставника. Освобождает его на занятиях от большого объема чисто технической работы, увеличивая время для творческой деятельности. Технологии активного обучения требуют активной подготовки к уроку, однако затраты усилий окупаются более высокой эффективностью занятий, увеличивают творческий потенциал преподавателя и повышают интерес учащегося к учебе. Ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить познавательную активность и творческие способности учащихся, научить решать новые нетиповые задачи, выявить деловые качества работника нового типа. Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счёт включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях, помогает адаптироваться в условиях конкуренции, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи. При руководстве проектной деятельностью школьников дополнительной трудностью для педагога является то, что нет одинакового рецепта, позволяющего сразу дать однозначное решение различных проблем, которые могут быть предметом проектной деятельности школьников. Как темы проектов, так и предлагаемые варианты их реализации зачастую варьируются в широком диапазоне различных областей знания. Поэтому консультирование в процессе работы над проектами требует от учителя широкой эрудиции и высокого педагогического мастерства. На основе изучения и анализа работ психологов и педагогов установлено, что при соответствующей организации учебного процесса на уроках технологии в школе развивается познавательный интерес и творческие возможности школьников, расширяется политехнический кругозор учащихся, формируется технологическая культура. Посредством метода проектов удаётся установить прочные связи между теоретическими знаниями учащихся и их практической преобразовательной деятельностью. Анализ содержания деятельности школьников при выполнении проектного задания (на примере учащихся 8-ых классов) позволяет сделать вывод о том, что проектная деятельность содержит в себе большие возможности для развития познавательной активности и творческих способностей. Список используемой литературы.
Приложение 1 |