Скачать 63.5 Kb.
|
План-конспект фрагмента урока-практикума. русский язык, развитие речи, 9 класс. Тема: Обучение сжатому изложению. Цели урока: обучающие: формировать умение «сжимать» услышанный текст, строить его связно и логично; готовить учащихся к экзамену; развивающие: развивать умение выделять главное, существенное; умение самостоятельно мыслить, анализировать текст; воспитательные: воспитывать эстетическое восприятие окружающей действительности, развивать творческие способности и кругозор ребят. Форма занятия – практическая работа над сжатием текста. Применяется технология сотрудничества. Оборудование: текст изложения у каждого ученика, карандаши, запись на доске: Алгоритм работы с текстом. - определение стиля и типа исходного текста; -уточнение темы и основной мысли (обратить внимание на заглавие и подтекст); -анализ содержания текста (выделение микротем, составление плана, уточнение основной части). Что сохранить при сжатом изложении: -связность текста, содержание, тему, идею; -последовательность изложения; -чёткий переход от одного к другому; -микротемы; -ключевые слова и обороты; -наиболее характерные изобразительно-выразительные средства. Что можно исключить при сжатом изложении: - примеры, доказательства, детали, подробности, лирические отступления; - обобщающие слова и предложения; - однородные члены, повторы; - диалоги; - пространные описания природы; - обязательна замена прямой речи косвенной; - обязательна замена 1-го лица на 3-е. ТЕКСТ. Сострадание – активный помощник. Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? Постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, впрочем, тоже часто равнодушны. Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия и самим равнодушным? С самого детства воспитывать – прежде всего самого себя – так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. Сочувствие – великая человеческая способность, благо и долг. Людям, такой способностью наделённым или тревожно ощутившим в себе недостаток её, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живётся труднее, чем бесчувственным. И беспокойнее. Но их совесть чиста. У них, как правило, вырастают хорошие дети. Их, как правило, уважают окружающие. Но даже если правило это нарушится и окружающие их не поймут, а дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции. На мою долю недавно выпало счастье познакомиться со старым мудрым врачом. Он нередко появляется в своём отделении в выходные дни и праздники не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. Он умеет вселить в них надежду и бодрость. Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никогда никому не сочувствовал, ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается не готовым к ней. Жалким и беспомощным встречает он такое испытание. Эгоизм, чёрствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. Слепым страхом. Одиночеством. Запоздалым раскаянием. Одно из самых важных человеческих чувств – сочувствие. И пусть оно не остаётся просто сочувствием, а станет действием. Содействием. К тому, кто в нём нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на помощь, не ожидая зова. Нет радиоприёмника более сильного и чуткого, чем человеческая душа, если её настроить на волну высокой человечности. (По С. Львову) ХОД УРОКА (фрагмент). 1,. Повторительно-подготовительная работа.
- Говорить коротко, лаконично – очень важное умение. Где это может понадобиться? Приведите примеры.
2. Самостоятельная работа учащихся по сокращению текста (по абзацам каждой группе) – 10 минут. - По ходу работы обращайте внимание на орфографию и пунктуацию предложений. Пометьте вопросительным знаком непонятное вам написание. 4. Воспроизведение учениками готового (сжатого) текста с пояснением (что исключили?) 5. Комментарии учителя. Подведение итогов.
6. Д/з: черновик сжатого изложения. Второе задание – по желанию: сжать текст №5 в специальной брошюре. Учитель русского языка и литературы Мирненской СОШ Щербакова Л.В., 2009г. С А М О А Н А Л И З у р о к а . «Обучение сжатому изложению». Р.Р., 9 класс. Целеполагание и мотивация обучения являются первоопределяющим фактором урока-практикума. Тема: Обучение сжатому изложению. Цели урока: обучающие: формировать умение «сжимать» услышанный текст, строить его связно и логично; готовить учащихся к экзамену; развивающие: развивать умение выделять главное, существенное; умение самостоятельно мыслить, анализировать текст; воспитательные: воспитывать эстетическое восприятие окружающей действительности, развивать творческие способности и кругозор ребят. Форма занятия – практическая работа над сжатием текста (фрагмент урока). Применяется технология сотрудничества. Данный урок-практикум тесно связан с предыдущими уроками по развитию речи «Обучающее изложение». Первая часть экзаменационной работы в 9 классе представляет собой сжатое изложение, поэтому, естественно, вся работа по развитию речи направлена на формирование умения анализировать и «сжимать» текст и, конечно, развитие памяти. При подборе материала и планировании урока я учитывала объём и сложность материала в связи с возрастными особенностями и учебными возможностями класса. В данном классе 7-8 ударников и 5 очень «слабых» ребят. При этом у каждого из них есть возможность и желание учиться лучше. Вот основные этапы урока. 1.Подготовительная работа
2. Повторение. - что значит сжать текст? 3. На уроке проведена большая словарная работа с целью осознания учащимися учебного материала. 4. Самостоятельная практическая работа на применение знаний, умений и навыков в подготовке сжатого изложения. Исходный текст был у каждого ученика. Планировались и использовались опорные записи и обратная связь. На данном уроке я использовала технологию сотрудничества. Она
Все эти нити чётко прослеживались на каждом этапе урока. Тип урока – урок применения знаний, умений и навыков. По признаку основного способа – урок с разнообразными видами занятий, урок-практикум. На уроке использованы общеклассная, индивидуальная, парная, фронтальная формы работы. Самостоятельная работа обобщающего характера имела тренировочное и подготовительное направление. На данном уроке, как и на всех предыдущих, имели место следующие принципы обучения: научность, связь с жизнью, доступность, сознательность, оптимальное сочетание форм и методов обучения. Применены режимы работы: учитель – ученики, класс – ученик, ученик – ученик. Методы обучения – словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, самостоятельная работа, стимулирование учащихся. Средства обучения – тетради, исходный текст, памятки, алгоритм. Считаю, что предложенная структура увиденного вами фрагмента урока была рациональна для решения поставленных задач. Всё логически подчинено теме и целям урока. Именно на таких уроках ребёнок проявляет инициативу, самостоятельность. На уроке царила обстановка для естественного самовыражения ученика, что и требует педагогика сотрудничества. Выбранные методы обучения и способы управления учебной деятельностью подчинены целям и задачам урока и соответствуют уровню обученности учащихся. Учтены объём и сложность домашнего задания. Работа на уроке подготовила ребят к результативному выполнению его. Желающим предложено и дополнительное задание, и я уверена, что большинство ребят с ним справятся. Считаю, что урок цели достиг. Он был полезен и интересен моим детям. Говорят, что слишком много любви я детям отдаю, Что материнская тревога до срока старит жизнь мою. Ну что я им могу ответить, сердцам бесстрастным, как броня? Любовь, мной отданная детям, сильнее делает меня. Учитель русского языка и литературы высшей категории Щербакова Людмила Васильевна. декабрь, 2009г. Мирненская СОШ. |