Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации19.12.2013
Размер63.5 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Физика > Урок
План-конспект фрагмента урока-практикума.

русский язык, развитие речи, 9 класс.

Тема: Обучение сжатому изложению.

Цели урока:

обучающие: формировать умение «сжимать» услышанный текст, строить его связно и

логично; готовить учащихся к экзамену;

развивающие: развивать умение выделять главное, существенное; умение самостоятельно

мыслить, анализировать текст;

воспитательные: воспитывать эстетическое восприятие окружающей действительности,

развивать творческие способности и кругозор ребят.

Форма занятия – практическая работа над сжатием текста.

Применяется технология сотрудничества.

Оборудование: текст изложения у каждого ученика, карандаши, запись на доске:
Алгоритм работы с текстом.

- определение стиля и типа исходного текста;

-уточнение темы и основной мысли (обратить внимание на заглавие и подтекст);

-анализ содержания текста (выделение микротем, составление плана, уточнение основной части).
Что сохранить при сжатом изложении:

-связность текста, содержание, тему, идею;

-последовательность изложения;

-чёткий переход от одного к другому;

-микротемы;

-ключевые слова и обороты;

-наиболее характерные изобразительно-выразительные средства.
Что можно исключить при сжатом изложении:

- примеры, доказательства, детали, подробности, лирические отступления;

- обобщающие слова и предложения;

- однородные члены, повторы;

- диалоги;

- пространные описания природы;
- обязательна замена прямой речи косвенной;

- обязательна замена 1-го лица на 3-е.
ТЕКСТ.

Сострадание – активный помощник. Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? Постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, впрочем, тоже часто равнодушны. Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия и самим равнодушным?

С самого детства воспитывать – прежде всего самого себя – так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде.

Сочувствие – великая человеческая способность, благо и долг. Людям, такой способностью наделённым или тревожно ощутившим в себе недостаток её, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живётся труднее, чем бесчувственным. И беспокойнее. Но их совесть чиста. У них, как правило, вырастают хорошие дети. Их, как правило, уважают окружающие. Но даже если правило это нарушится и окружающие их не поймут, а дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции.

На мою долю недавно выпало счастье познакомиться со старым мудрым врачом. Он нередко появляется в своём отделении в выходные дни и праздники не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. Он умеет вселить в них надежду и бодрость. Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никогда никому не сочувствовал, ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается не готовым к ней. Жалким и беспомощным встречает он такое испытание. Эгоизм, чёрствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. Слепым страхом. Одиночеством. Запоздалым раскаянием.

Одно из самых важных человеческих чувств – сочувствие. И пусть оно не остаётся просто сочувствием, а станет действием. Содействием. К тому, кто в нём нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на помощь, не ожидая зова. Нет радиоприёмника более сильного и чуткого, чем человеческая душа, если её настроить на волну высокой человечности.

(По С. Львову)

ХОД УРОКА (фрагмент).

1,. Повторительно-подготовительная работа.


  • Продолжаем работу. Мы готовимся писать изложение. А что такое изложение вообще? Чему сегодня мы учимся на уроке? (Мы учимся сжимать текст, т.к. на экзамене мы будем писать сжатое изложение).

- Говорить коротко, лаконично – очень важное умение. Где это может понадобиться? Приведите примеры.

  • Что мы с вами успели сделать на первой половине урока? ( Познакомились с текстом, определили тему, основную мысль, авторскую позицию, ключевые слова, характерные средства выразительности, провели словарную работу). Это и нужно сохранить при сжатом изложении.

  • Не возникло ли у вас вопроса по лексическому значению других слов?

  • А что значит сжатое изложение?

  • Что нужно и можно исключить из предложенного текста?

  • Сворачивать фразы, т.е. переформулировать их нужно так, чтобы их главный смысл оставался понятен.

  • Сегодня мы уже не в первый раз работаем с текстом индивидуально, имея его перед собой, чтобы вы почувствовали его сжатие, видели каждое сначала имеющееся, а потом исчезнувшее слово или другую языковую единицу. При этом тема, основная мысль, содержание, основные ключевые слова, средства выразительности должны остаться в тексте.


2. Самостоятельная работа учащихся по сокращению текста (по абзацам каждой группе) – 10 минут.

- По ходу работы обращайте внимание на орфографию и пунктуацию предложений. Пометьте вопросительным знаком непонятное вам написание.
4. Воспроизведение учениками готового (сжатого) текста с пояснением (что исключили?)

5. Комментарии учителя. Подведение итогов.

  • Проверим по своим абзацам, сохранились ли ключевые слова, авторская позиция, средства выразительности, прослеживается ли тема и основная мысль?


6. Д/з: черновик сжатого изложения. Второе задание – по желанию: сжать текст №5 в специальной брошюре.
Учитель русского языка и литературы Мирненской СОШ Щербакова Л.В., 2009г.

С А М О А Н А Л И З у р о к а .

«Обучение сжатому изложению». Р.Р., 9 класс.

Целеполагание и мотивация обучения являются первоопределяющим фактором урока-практикума.

Тема: Обучение сжатому изложению.

Цели урока:

обучающие: формировать умение «сжимать» услышанный текст, строить его связно и

логично; готовить учащихся к экзамену;

развивающие: развивать умение выделять главное, существенное; умение самостоятельно

мыслить, анализировать текст;

воспитательные: воспитывать эстетическое восприятие окружающей действительности,

развивать творческие способности и кругозор ребят.

Форма занятия – практическая работа над сжатием текста (фрагмент урока).

Применяется технология сотрудничества.
Данный урок-практикум тесно связан с предыдущими уроками по развитию речи «Обучающее изложение». Первая часть экзаменационной работы в 9 классе представляет собой сжатое изложение, поэтому, естественно, вся работа по развитию речи направлена на формирование умения анализировать и «сжимать» текст и, конечно, развитие памяти.

При подборе материала и планировании урока я учитывала объём и сложность материала в связи с возрастными особенностями и учебными возможностями класса. В данном классе 7-8 ударников и 5 очень «слабых» ребят. При этом у каждого из них есть возможность и желание учиться лучше.

Вот основные этапы урока.

1.Подготовительная работа

  • определение темы, основной мысли, авторской позиции, ключевых слов, средств выразительности предложенного текста;

2. Повторение.

- что значит сжать текст?

3. На уроке проведена большая словарная работа с целью осознания учащимися учебного материала.

4. Самостоятельная практическая работа на применение знаний, умений и навыков в подготовке сжатого изложения. Исходный текст был у каждого ученика. Планировались и использовались опорные записи и обратная связь.

На данном уроке я использовала технологию сотрудничества. Она

  • по философской основе – гуманистическая;

  • по характеру содержания – обучающая + воспитательная;

  • по типу управления – система малых групп;

  • по проблемному методу – проблемно-поисковая, творческая;

  • по категории обучаемых – массовая (все категории детей).

Все эти нити чётко прослеживались на каждом этапе урока.
Тип урока – урок применения знаний, умений и навыков.

По признаку основного способа – урок с разнообразными видами занятий, урок-практикум.

На уроке использованы общеклассная, индивидуальная, парная, фронтальная формы работы. Самостоятельная работа обобщающего характера имела тренировочное и подготовительное направление. На данном уроке, как и на всех предыдущих, имели место следующие принципы обучения: научность, связь с жизнью, доступность, сознательность, оптимальное сочетание форм и методов обучения. Применены режимы работы: учитель – ученики, класс – ученик, ученик – ученик. Методы обучения – словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, самостоятельная работа, стимулирование учащихся.

Средства обучения – тетради, исходный текст, памятки, алгоритм.

Считаю, что предложенная структура увиденного вами фрагмента урока была рациональна для решения поставленных задач. Всё логически подчинено теме и целям урока. Именно на таких уроках ребёнок проявляет инициативу, самостоятельность. На уроке царила обстановка для естественного самовыражения ученика, что и требует педагогика сотрудничества.

Выбранные методы обучения и способы управления учебной деятельностью подчинены целям и задачам урока и соответствуют уровню обученности учащихся.

Учтены объём и сложность домашнего задания. Работа на уроке подготовила ребят к результативному выполнению его. Желающим предложено и дополнительное задание, и я уверена, что большинство ребят с ним справятся.

Считаю, что урок цели достиг. Он был полезен и интересен моим детям.

Говорят, что слишком много любви я детям отдаю,

Что материнская тревога до срока старит жизнь мою.

Ну что я им могу ответить, сердцам бесстрастным, как броня?

Любовь, мной отданная детям, сильнее делает меня.
Учитель русского языка и литературы высшей категории Щербакова Людмила Васильевна.
декабрь, 2009г. Мирненская СОШ.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск