Скачать 47.65 Kb.
|
Организация и проведение уроков-зачетов по физике в старших классах. Проверка и оценка знаний – обязательное условие результативности учебного процесса В 10-11 классах возникла необходимость тематического учета знаний учащихся при изучении школьного курса физики. Тематический зачет позволяет проверить знания обучающихся по всей теме, систематизировать их, научить учащихся самостоятельно увидеть пробелы в своих знаниях, оценить полученные знания по способностям. Зачетные уроки в школе – это форма организации учебного процесса на старшей ступени образования. Зачётные уроки – это уроки индивидуальной работы, которые служат как для контроля и оценки знаний, так и в большей степени для целей обучения, воспитания и развития. В самом деле, при опросе у доски многие учащиеся остаются неопрошенными по данной теме, другие, получив двойку, исправляют её ответом совсем по другой теме – и «хвост незнания» растет. Контрольная работа выявляет проблемы, но не позволяет оказать дифференцированную помощь. При традиционных формах обучения обычно страдают наиболее способные ученики, так как учитель должен тратить время на повторение материала, вызвавшего затруднения у слабых, а остальные учащиеся при этом скучают и постепенно теряют интерес к предмету. В соответствии с общими целями обучения и развития учащихся, требованиями стандарта образования по физике к уровню подготовки выпускников основной и средней школы проверяется не только овладение определенной системой физических понятий и законов, но и освоение экспериментальных методов познания окружающего мира. Цель тематического учета знаний – повышение эффективности процесса обучения и стимулирование учебной деятельности старшеклассников. Задачи зачетных уроков: - обеспечить качественное усвоение государственных стандартов; - содействовать ликвидации пробелов в знаниях учащихся и достижение 100% успеваемости. Изучаемый материал дается сначала теоретически, он может преподаваться блоками, модулями, затем теоретические знания отрабатываются на практике – при решении задач, при выполнении практических и лабораторных работ. Для текущего контроля знаний и умений систематически проводятся самостоятельные работы, диктанты, тестирование. Организация зачета. При изучении новой темы из каждого параграфа выбираются 2-3 вопроса, которые выражают главную суть изученного. К концу изучения темы набирается от 15 до 20 вопросов. Учащиеся с самого начала знают, что на эти вопросы они будут отвечать на зачетном уроке. Далее определяются типы задач, которые будут входить в контрольную работу, после проверки теоретических знаний. Зачет по теме можно получить «автоматически», для чего необходимо иметь устные ответы на 2-3 вопроса темы во время промежуточного контроля знаний, оценку за выполнение домашних заданий, положительные оценки за выполнение лабораторных работ, диктантов и другие виды заданий, входящих в данную тему. Зачёт может проводиться в формах: контрольной работы, самостоятельной работы, устных ответов на вопросы, вынесенные на зачёт, тестирования. На зачет обычно отводится два урока. Зачетный урок начинается с физического диктанта (из перечня вопросов отбираются 5-7 на работу памяти). Тратится 8-10 минут. Далее класс делится на три группы, каждая группа получает своё задание. Учащиеся первой группы сдают теоретический зачет (тратится 15 минут). Остальным учащимся предлагается решение расчётных и качественных задач. Задания для второй и третьей групп имеют несколько вариантов при дифференцированном подходе. Затем теоретический зачет сдает вторая группа учащихся и т.д. Зачёт по теме «Основы молекулярно – кинетической теории. Газовые законы» Цель:
Вопросы:
Физический диктант:
Примеры качественных задач. (Пример карточки для второй группы).
Примеры расчетных задач (Пример карточки третьей группы).
Вопрос о роли и качестве обучения физике в школе неразрывно связан с теми требованиями, которые предъявляет современное общество к образованию. В связи с переходом на новые образовательные стандарты второго поколения, приоритетным направлением деятельности школы и меня, как учителя физики, является повышение качества образования. От учителя потребуется выбор новых форм организации учебного процесса, методик и технологии обучения, целью которого является воспитание человека, умеющего учиться, самостоятельно добывать новые знания, свободно ориентирующегося в потоке новой информации, наблюдательного творческого, способного осваивать новые технологии. |