Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 132.02 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации23.01.2014
Размер132.02 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Физика > Конспект
Название работы Агрегатные состояния вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел.

Номинация № 5.

Предмет физика.

Участники (возраст, класс): учащиеся (7 класс).

Цели: Научиться применять знания о взаимодействии молекул к объяснению и анализу явлений окружающего мира. Называть три агрегатных состояния вещества, уметь приводить примеры, объяснять поведение жидких, твердых и газообразных тел с позиций молекулярного строения (МКТ). Знать основные положения МКТ. Систематизировать имеющиеся знания о силах взаимодействия молекул. Формировать умение видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни, и умения применять полученные знания в новой ситуации. Усвоить характерные особенности межмолекулярного взаимодействия в веществах находящихся в различных агрегатных состояниях. Совершенствовать умения логического мышления, умение ясно и грамотно излагать мысли. Способствовать развитию внимания, наблюдательности, воображения и фантазии

Задачи: Образовательные: Назвать физическую величину, определяющую агрегатное состояние вещества. Проиллюстрировать это. Составить список явлений, которые объясняются основными положениями МКТ строения вещества, найти удобную форму представления этой информации.

Дать представление о кристаллической решетке как модели строения твердых тел. Обосновать связь между межмолекулярным взаимодействием и строением вещества. Познакомить учащихся с элементами экспериментального метода исследования явлений. Показать, что взаимодействие является неотъемлемым свойством материальных объектов. Продолжить работу по выделению основного содержания материала при работе с научно-популярной литературой по нескольким источникам.

Расширить и уточнить знания о взаимодействии молекул при объяснении перехода веществ из одного агрегатного состояния в другое. Сформировать умения применять основные положения теории строения вещества к обоснованию свойств данного агрегатного состояния вещества. Формировать навыки самоконтроля.

Воспитательные: Подчеркнуть значение моделирования строения вещества в познаваемости явлений окружающего мира, противодействующие стороны в явлении взаимодействия молекул и подвести к пониманию закона единства и борьбы противоположностей. Показать, что моделирование и описание выступают как методы изучения фактов при обобщении явлений на разных уровнях.

Показать значение опытных фактов и эксперимента в создании модели строения вещества. Содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.

Аннотация: Конспект урока по физике с использованием ЭОР представляет собой изучение нового материала и первичного закрепления знаний, позволяет обобщить учебный материал по теме: «Агрегатные состояния вещества», формирует умения синтезировать, анализировать, обобщать, выделять главное и развивает навыки исследовательской работы. Предлагаются, различные виды творческих заданий для коллективной и индивидуальной работы в классе и в качестве домашней задания, для отработки умений и навыков.

В целях повышение качества образования, совершенствования научно-методического обеспечения образовательного процесса используются современные педагогические методы, и технологии (индивидуальная и групповая форма работы, словесно-наглядно-практические и проектные методы).

  • технология проектной деятельности, позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность проявить творческую самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, развивает критическое мышление, формирует коммуникативную компетентность

  • информационно-коммуникационные технологии, формируют информационную компетентность, обеспечивающую повышение качества личностно-ориентированного обучения

  • опережающие задания, обеспечивающие «погружение» в проблему и способствующие личностному росту учащихся

  • игровые технологии, способствуют формированию устойчивого интереса к рассматриваемым вопросам.

Вышеперечисленные методы, приемы и технологии, применяемые в ходе урока, повышают мотивацию, позволяют выбирать индивидуальный темп, решать творческие задачи, формируют навыки самоорганизации и самообразования, обеспечивают деятельностный и личностно-ориентированный характер образования, который является неотъемлемой частью Федеральных Государственных стандартов нового поколения.

Автор: Плескова Ирина Аркадьевна учитель физики I_sara@mail.ru

Место работы: Воронежская область город Воронеж Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Лицей №2» (МБОУ «Лицей №2»)

Техническое оборудование: Компьютер учителя с программным обеспечением средств Power Point, Windows Media, мультимедийный проектор, интерактивная доска, Веб-камера.

Урок начинается с анализ выполнения домашнего задания. Контроль знаний и умений (проходит в виде беглого опроса или беседы).

Примерный перечень вопросов:

  1. Что вам известно о строении вещества?

  2. Какие явления доказывают, что молекулы вещества движутся?

  3. Приведите примеры сил взаимодействия между молекулами.

  4. Что доказывает явление смачивания?

  5. Положите в воду кусочек мела. Что наблюдается? Объясните.

  6. Почему трудно оторвать друг от друга две смоченные пластины стекла?

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b53-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_4.swf

Подвести итог устных ответов учащихся и систематизировать знания в виде таблицы, схемы или рисунка.

Формулировка темы урока: Строение твердых, жидких и газообразных тел.

Цель урока: Уметь объяснять поведение жидких, твердых и газообразных тел с позиций молекулярного строения (МКТ). Знать основные положения МКТ. Расширить знания о взаимодействии молекул при переходе веществ из одного агрегатного состояния в другое.

Эпиграф к уроку:

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное применение этих сведений».

(А.Н. Толстой)

Основное содержание урока:

Любое вещество может находиться в трех агрегатных состояниях. Но свойства веществ в разных состояниях различны. Сегодня мы должны выяснить, какими свойствами обладают тела, в зависимости от состояния и возможен ли переход вещества из одного агрегатного состояния в другое.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/669b7979-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/view/

Механические свойства твердых тел (форма, объем). Частицы твердых тел совершают колебания около средних равновесных положений, называемых узлами кристаллической решетки.

Структура этих веществ характеризуется высокой степенью упорядоченности (дальним и ближним порядком) — упорядоченностью в расположении (координационный порядок), в ориентации (ориентационный порядок) структурных частиц, или упорядоченностью физических свойств.

Аморфные тела, хотя и рассматриваются обычно как твердые, представляют собой переохлажденные жидкости. Если рассматривать некоторый атом аморфного тела как центральный, то ближайшие к нему атомы будут располагаться в определенном порядке, но по мере удаления от "центрального" атома этот порядок нарушается, и расположение атомов становится случайным. К аморфным телам относятся стекло, пластмассы и т.д.

Механические свойства жидкостей (форма, объем). Жидкость - это агрегатное состояние вещества, промежуточное между твердым и газообразным. Жидкостям присущи некоторые черты твердого вещества (сохраняет свой объем, образует поверхность, обладает определенной прочностью на разрыв) и газа (принимает форму сосуда, в котором находится).

В жидкости средняя энергия взаимодействия молекул примерно равна средней энергии теплового движения. Тепловое движение нарушает связь между молекулами и приводит к перемещению их относительно друг друга внутри объёма жидкости. В связи с этим жидкость принимает форму сосуда, в который она помещена.

Механические свойства газов (форма, объем). Газ (от греческого chaos — хаос) — это агрегатное состояние вещества, в котором силы взаимодействия его частиц, заполняющих весь предоставленный им объем, пренебрежимо малы. В газах межмолекулярные расстояния велики и молекулы движутся практически свободно.

Три состояния вещества (примеры).

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a54b5e75-ff6e-4791-a78f-b2c49ec939f1/7_71.swf

Объяснение этих свойств на основе знаний о молекулах, их расположении и силах взаимодействия.

Основные положения строения вещества (МКТ).

  • Все вещества – жидкие, твердые и газообразные – образованы из мельчайших частиц – молекул, которые сами состоят из атомов («элементарных молекул»). Молекулы химического вещества могут быть простыми и сложными, т.е. состоять из одного или нескольких атомов. Молекулы и атомы представляют собой электрически нейтральные частицы. При определенных условиях молекулы и атомы могут приобретать дополнительный электрический заряд и превращаться в положительные или отрицательные ионы.

  • Атомы и молекулы находятся в непрерывном хаотическом движении.

  • Частицы взаимодействуют друг с другом силами, имеющими электрическую природу. Гравитационное взаимодействие между частицами пренебрежимо мало.

Броуновское движение — беспорядочное движение микроскопических видимых, взвешенных в жидкости или газе частиц твердого вещества, вызываемое тепловым движением частиц жидкости или газа. Броуновское движение никогда не прекращается. Броуновское движение связано с тепловым движением, но не следует смешивать эти понятия. Броуновское движение является следствием и свидетельством существования теплового движения.

Броуновское движение - наиболее наглядное экспериментальное подтверждение представлений молекулярно-кинетической теории о хаотическом тепловом движении атомов и молекул. Если промежуток наблюдения достаточно велик, чтобы силы, действующие на частицу со стороны молекул среды, много раз меняли своё направление, то средний квадрат проекции её смещения на какую-либо ось (в отсутствие других внешних сил) пропорционален времени.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/88f2ea3f-1732-4c72-8513-3dba9b8ae057/7_20.swf, http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b52-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_3.swf

Демонстрации: Необходимо подтвердить теорию опытом:

  • опыт с переливанием воды из одного сосуда в другой,

  • опыт по рис. 79 учебника,

  • с мячом,

  • опыт с резиновым шаром (заполнение газом всего предоставленного ему объема – перевязав нитью шар, наполняют одну его часть воздухом, а затем развязывают нить), модель кристаллической решетки.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b55-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_6.swf

Вопросы для контроля уровня усвоения УМ


  1. Перечислите основные положения МКТ.

  2. Чем, с точки зрения строения, жидкие тела отличаются от твердых тел?

  3. В каком состоянии вещество не имеет ни формы, ни объема?

  4. Почему твердые тела сохраняют свою форму и объем?

  5. Почему газы занимают весь предоставленный им объем?

  6. Тело легко меняет форму, но сохраняет объем. В каком состоянии находится вещество?

Создание проблемной ситуации:

Состояние вещества связано с характером расположения, взаимодействия и движения молекул. Представить это в виде рисунков и заполнить таблицу.

Состояние вещества

Расположение частиц

Характер движения

Взаимодействие

Свойства


ГАЗ






Беспорядочное, хаотическое


Столкновение частиц

Сохраняет форму и объем; сжимаемо

ЖИДКОСТЬ





Колебания и перескоки

Взаимодействуют на расстоянии; отталкиваются при сжатии жидкости

Сохраняет только объем; течет; несжимаемо. Принимает форму сосуда

ТВЕРДОЕ ТЕЛО





Колебания


Взаимодействуют на расстоянии; сильно связаны между собой.


Не сохраняет ни форму, ни объем; течет; легко сжимаем.

Задания для расширения и углубления УМ


  1. Заполнить таблицу, в которой демонстрируется соответствие каждому указанному явлению хотя бы одно из положений МКТ строения вещества.

Явление

Основное положение МКТ, лежащее в основе объяснения данного явления






















  1. Почему алмаз имеет большую прочность, чем графит?

  2. Почему соль, брошенная на раскаленные угли, трещит?

Вопросы для обсуждения и оценка ЗУН:


  1. Вода смачивает стекло, а ртуть нет. Почему? Что необходимо сделать, чтобы стекло не смачивалось водой?

  2. Какой грунт сохнет быстрее, песчаный или глинистый? Почему?

  3. Почему мокрое белье, вывешенное на мороз, трудно сложить, сжать?

  4. В каких состояниях находится ртуть в стеклянной трубке термометра?

  5. Туман. Что это за вещество, и в каком состоянии оно находится?

  6. Чем обусловлен “СМОГ”?

  7. Имеет ли диффузия направление?

  8. Лед, вода, пар – три состояния одного и того же вещества – воды. Что можно сказать о молекулах воды в этих состояниях? Чем они отличаются друг от друга? Каким образом одни и те же молекулы смогли создать три разных состояния? Что Вам известно о “замечательных” свойствах воды?

Проблемы:




На рисунке представлен график замерзания раствора поваренной соли в воде, в зависимости от процентного содержания в ней соли. “Прочитайте” график.

При какой концентрации раствора точка замерзания самая маленькая?

Выполнить тест:

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/669b5274-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/view/

К сведению учителя.

При фазовых переходах первого рода скачком изменяются плотность веществ и энергия тела; очевидно, при фазовых пере­ходах первого рода всегда выделяется или поглощается ко­нечное количество тепловой энергии. При фазовых переходах второго рода плотность и энергия меняются непрерывно, а ска­чок испытывает такие величины, как теплоемкость, теплопровод­ность; фазовые переходы второго рода не сопровождаются погло­щением или выделением энергии. Примером фазового перехода второго рода может служить переход жидкого гелия в сверхтеку­чее состояние, переход ферромагнетика в парамагнетик при точке Кюри, переупорядочение кристаллов сплавов и др.

Характерным примером фазового перехода первого рода мо­жет служить переход вещества из одного агрегатного состояния в другое.

В физике рассматривают четыре агрегатных состояния: твердое, жидкое, газообразное и плазменное.

При переходах из одного агрегатного состояния в другое, как уже отмечено выше, обязательно выделяется или поглощается тепло. Переход от более упорядоченных структур к менее упоря­доченным - требуют притока тепла извне, при обратных переходах выделяется такое же количество тепла, которое поглощается при прямом переходе. Как правило, переход из одного агрегатного состояния в другое обычно имеет место при постоянной температура, таким образом, фазовый переход явля­ется источником или поглотителем тепла, работающим практи­чески при постоянной температуре.

Нередко изменения агрегатного состояния вещества позво­ляет очень просто решать до этого почти неразрешимые техни­ческие задачи. Например, как заполнить послойно емкость сме­шивающимися между собой жидкостями?

Способ послойного заполнения емкости сме­шивающимися жидкостями путем последовательного анализа их, отличающийся тем, что с целью упрощения процесса, первую жидкость, налитую в емкость, замораживают, следу­ющую жидкость наливают на верхний слой замороженной жидкости, а затем последнюю размораживают.

При изменениях агрегатного состояния резко изменяются электрические характеристики вещества. Так, если металл в твердом или жидком виде - проводник, то пары металла - типичный диэлектрик.

Цели домашнего задания


  1. Воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической).

  2. Выделять главную мысль в прочитанном тексте. Находить в прочитанном тексте ответы на поставленные вопросы.

  3. Систематизировать вещества по признакам принадлежности с определенным “сообществам”, выполнив проект.

Проекты: Для контроля и самопроверки знаний построить

Диаграмму:




Построить диаграмму в виде трех “наползающих” друг на друга кругов.

На “общих” участках – одинаковые свойства, на “самостоятельных” – индивидуальные особенности.

Ожидаемый вид проекта приведен слева.

или кластер:

Метод заключается в том, что информация, касающаяся понятия, явления, события, систематизируется в  виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации логически связывают с ключевым понятием. В результате получится подобие опорного конспекта по теме. 

(На следующем уроке произвести показ и защиту лучших проектов).

Домашнее задание


§ 11 – 12,

  1. составить список веществ, относящихся к твердому, жидкому и газообразному состоянию, нарисовать модели строения этих веществ

  2. построить сравнительную диаграмму «Агрегатные состояния вещества»

  3. выполнить компьютерную презентацию «Агрегатные состояния вещества».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск