УТВЕРЖДАЮ: / Телегина Л.Н.
Рабочая программа По физике для 8 класса на 2013- 2014 учебный год Учитель: Балашова В.И
Пояснительная записка
Рабочая программа для 8 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике, утвержденным в 2004 году.
За основу взята авторская программа Е.М.Гутник, А.В. Перышкин из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010.
Изучение физики направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о тепловых, электрических, электромагнитных, световых явлений; величинах характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
Основные задачи данной рабочей программы:
сформировать умения проводить наблюдения природных явлений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.
научить использовать полученные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
Пёрышкин, А.В. Физика. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Пёрышкин.- М.: Дрофа, 2008-2013 гг.
Павленко Н.И., Павленко К.П. Тестовые задания по физике. 8 класс
Согласно базисному учебному плану рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Из них:
контрольные работы – 8 часов;
фронтальные лабораторные работы – 7 часов.
При организации учебного процесса используется следующая система уроков:
Урок – исследование - на уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.
Комбинированный урок - предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок – игра - на основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
Урок решения задач - вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.
Урок – тест - тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования.
Урок – самостоятельная работа - предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок – контрольная работа - урок проверки, оценки и корректировки знаний. Проводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.
Урок – лабораторная работа - проводится с целью комплексного применения знаний.
Требования к уровню подготовки учащихся
Ученик должен знать/понимать:
• смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, свет;
смысл физических величин: внутренняя энергия, сила тока, напряжение, сопротивление ;
смысл физических законов: законы отражения и преломления света;
уметь
описывать и объяснять физические явления: нагревание и охлаждение, плавление и отвердевание ,парообразование, действие магнитного поля на проводник с током, отражение, преломление света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электрических, электромагнитных и световых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
оценки безопасности радиационного фона.
Оценочные практические и контрольные работы
8 класс:
Лабораторная работа №1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды»
Лабораторная работа №2 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»
Лабораторная работа №3 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела»
Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления»
Контрольная работа №2 по теме: «Нагревание и плавление кристаллических тел»
Контрольная работа №3 по теме: «Кипение, парообразование и конденсация»
Контрольная работа №4 по теме: «Изменение агрегатных состояний вещества»
Контрольная работа №5 по теме: «Электризация тел. Строение атомов»
Лабораторная работа № 4. «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках»
Лабораторная работа №5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»
Лабораторная работа №6 «Регулирование силы тока реостатом»
Лабораторная работа № 7 «Определение сопротивления проводника рпи помощи амперметра и вольтметра»
Кратковременная контрольная работа №6 по теме: «Электрический ток. Соединение проводников»
Лабораторная работа №8 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»
Контрольная работа №6 по теме «Электрические явления»
Лабораторная работа № 9 «Сборка электромагнита и испытание его действия»
Лабораторная работа №10 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)»
Кратковременная контрольная работа №7 по теме «Электромагнитные явления»
Лабораторная работа №11 «Получение изображения при помощи линзы»
Контрольная работа №8 по теме «Световые явления»
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№
| Тема
урока
| Количество часов
| Тип урока
| Элементы
содержания
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Вид контроля, измерители
| Элементы дополни -тельного содержания
|
|
| Домашнее задание
| Дата проведения
| ИКТ
| План
| Факт
| РАЗДЕЛ I. ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (25 часов)
| 1
| Тепловое движение. Температура.
|
| Урок изучения нового материала
| Тепловое движение. Температура.
| Знать понятия: тепловое движение, температура.
| Фронтальная проверка, устные ответы
|
| §1 учебника, вопросы
|
|
| 2
| Внутренняя энергия
|
| Комбинированный урок
| Внутренняя энергия
| Знать понятия: внутренняя энергия
| Фронтальная проверка, устные ответы
|
| §2
учебника, вопросы
|
|
| 3
| Способы изменения внутренней энергии
|
| Комбинированный урок
| Способы изменения внутренней энергии
| Знать способы изменения внутренней энергии
| Фронтальная проверка, устные ответы
|
| §3
учебника, вопросы
|
|
| 4
| Теплопроводность
|
| Комбинированный урок
| Теплопровод-ность
| Знать понятие «теплопровод-ность»
| Тест
| Решение теста по средствам ПК
| §4
|
|
| 5
| Конвекция
|
| Комбинированный урок (беседа)
| Конвекция
| Знать понятие «конвекция»
| Приводить примеры
|
| §5
|
|
| 6
| Излучение
|
| Комбинированный урок (беседа)
| Излучение
| Знать понятия: излучение
| Приводить примеры
|
| §6
|
|
| 7
| Особенности различных способов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике
|
| Урок изучения нового материала
| Особенности различных способов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике
| Знать:
- Особенности различных способов теплопередачи; -примеры теплопередачи в природе и технике
| Физический диктант
|
| Повторить §3-6
|
|
| 8
| Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Лабораторная работа №1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды»
|
| Урок - практикум
| Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды
| Знать определение «количество теплоты», единицы измерения, формулу
| Лабораторная работа №1 «Исследова-ние изменения со временем температуры остывающей воды»
|
| §7
|
|
| 9
| Удельная теплоемкость
|
| Урок изучения нового материала
| Удельная теплоемкость
| Знать определение теплоемкости, физический смысл
| Работа с таблицами, справочным материалом
| презентация
| §8
|
|
| 10
| Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. Лабораторная работа №2 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»
|
| Урок – практикум
| Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. Лабораторная работа №2 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»
| Знать расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. Уметь решать задачи на количество теплоты
| Самостоя-тельная работа с оборудова-нием. Лабораторная работа
|
| §9
|
|
| 11
| Лабораторная работа №3 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела»
|
| Урок - практикум
| Лабораторная работа №3 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела»
| Знать расчет удельной теплоемкости твердых тел.
Уметь решать задачи на удельную теплоемкость
| Самостоя-тельная работа с оборудова-нием. Лабораторная работа
|
| Повторить §8-9
|
|
| 12
| Энергия топлива. Удельная теплота сгорания
|
| Урок изучения нового материала
| Энергия топлива. Удельная теплота сгорания
| Знать понятия: энергия топлива, удельная теплота сгорания
| Работа с таблицами, справочным материалом
|
| §10
|
|
| 13
| Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах
|
| Комбинированный урок (беседа)
| Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах
| Знать закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах, приводить примеры
| Физический диктант
|
| §11
|
|
| 14
| Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления»
|
| Урок оценивания знаний по теме
| Тепловые явления
| Уметь решать задачи по теме: «Тепловые явления»
| Контрольная работа
|
|
|
|
| 15
| Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания
|
| Урок изучения нового материала
| Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания
| Знать понятия: Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания
| Работа с графиками
|
| §12,13,14
|
|
| 16
| Удельная теплота плавления
|
| Урок изучения нового материала
| Удельная теплота плавления
| Знать понятия: удельная теплота плавления
| Работа с таблицами, справочным материалом
|
| §15
|
|
| 17
| Решение задач. Контрольная работа №2 по теме: «Нагревание и плавление кристаллических тел» (20 минут)
|
| Урок оценивания знаний по теме
| Решение задач. Нагревание и плавление кристаллических тел
| Уметь решать задачи по теме: «Нагревание и плавление кристаллических тел»
| Решение задач. Контрольная работа
|
| Л. №1074-1078
|
|
| 18
| Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделении ее при конденсации пара
|
| Комбинированный урок
| Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделении ее при конденсации пара
| Знать понятия: «испарение», объяснять процесс поглощения энергии при испарении жидкости и выделения ее при конденсации пара
| Фронтальная проверка, устные ответы
|
| §16,17
|
|
| 19
| Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации
|
| Комбинированный урок
| Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации
| Знать понятия «кипение», объяснять процесс парообразования и конденсации
| Фронтальная проверка, устные ответы
|
| §18. Л. 1096-1112
|
|
| 20
| Кипение, парообразование и конденсация
|
| Урок оценивания знаний по теме
| Кипение, парообразование и конденсация
| Контрольная работа №3 по теме: «Кипение, парообразование и конденсация»
| Решение задач, тестирование
|
|
|
|
| 21
| Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха
|
| Комбинированный урок
| Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха
| Знать понятия «влажность воздуха»
Уметь работать с психрометром и гигрометром
| Фронтальная проверка, устные ответы
|
| §19
|
|
| |