Скачать 141.83 Kb.
|
Нетрадиционный урок- урок творчества. Семененко Н.М. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 25», г. Томск e-mail: school25@tomsk.net Как наиболее эффективно организовать процесс обучения? Как сделать, чтобы ученики не только получили знания, но и научились действовать самостоятельно? Как заинтересовать предметом? Эти вопросы всегда остаются актуальными, несмотря на то, что разрабатываются новые педагогические технологии, появляются новые формы и методы обучения. На нынешнем этапе выпускник школы должен стать социально и профессионально активной личностью, обладающей высокой компетентностью, мобильностью и профессионализмом. Формирование этих качеств возможно при широком внедрении игровой технологии в образования. Она основывается на методологическом принципе, согласно которому ученик должен стать и объектом и субъектом обучения. Дидактические игры позволяют обучающимся применять знания, умения и навыки, полученные ими в ходе учебного процесса в практической деятельности; развивать общеучебные и трудовые навыки. «Игровые коллизии вызывают у школьников стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Это – творчество! Это то, что и составляет явление познавательной активности. Собственно игра вызывает важнейшее свойство учения – потребность учиться, знать и применять их на практики для решения проблем». Их можно использовать как при закреплении пройденного материала, так и при изучении нового материала. Это значит надо учитывать, прежде всего, его потребности, мотивы, цели, способности, активность, интеллект и другие индивидуально-психологические особенности. Хорошо известно, что учащийся эффективно овладевает только тем, что для него интересно и актуально, что соответствует его потребностям и запросам, т. е. в процессе обучения он выступает как личность со своими собственными потребностями и интересами. Искорка искренней и бескорыстной любознательности при правильном организованном обучении может перерасти в устойчивый познавательный интерес. Учителю необходимо преобразовывать учебный процесс – из скучного однообразного в радостный, охотно выполняемый. Одним из путей достижения этого является нетрадиционный урок. С помощью дидактических методов и технологических средств, на уроке происходит приоритетное развитие личностно- смысловой сферы учащихся в атмосферу интеллектуальных, нравственных, эстетических переживаний, столкновений мнений, взглядов, позиций, научных подходов, проектирования возможных решений познавательных и практических задач. Учебно-познавательная деятельность решается через организацию фронтальной, коллективной и индивидуальной формы учебной работы. Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда. Не может быть интересным урок, если ученик постоянно включается в однообразную по структуре и методике деятельность. Рамки традиционного урока становятся тесными, поэтому рождаются новые формы организации обучения. Нетрадиционный урок – отличается от классического образца и тем способствует совершенствованию процесса обучения. Приближая школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но смекалку, творчество. С помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, физического эксперимента. Нетрадиционные уроки очень привлекают учащихся тем, что вносят в их школьные будни разнообразие, создают атмосферу праздника, способствуют развитию коммуникативных навыков, оживляют атмосферу, учащийся максимально раскрывается, показывает все свои возможности и способности, чувствует свою значимость и осознает, что он- личность, способная мыслить, творить, создавать новое, разрешать проблемы самостоятельно. Хотелось бы отметить, что в выборе нетрадиционных уроков нужна мера. Если отказаться от традиционных уроков, общая картина учебного процесса будет неблагоприятной. В общей системе обучения место нетрадиционных уроков определяется самим учителем в зависимости от содержания материала и конкретных условий проведения. С помощью проведения урока – спектакля « В гостях у госпожи Электризации», урока – соревнование « Электрические и тепловые явления»,урока – экскурсия « Экскурсия в мир физики», урока- конкурс « Гордиев – узел», урока - устный журнал « Законы Ньютона», «Следствие ведут знатоки», урока – конкурс « Устами младенца», « Интеллектуальный марафон», урока- викторина « Путешествие на необитаемый остров к Робинзону Крузо», урока – путешествие « Мир световых явлений» в которых задействовано общение ,особое значение придаётся умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемого результата. Литература. 1.Браверман Э.М. Методический фестиваль. « Урок физики». Физика в школе-М: 1992.№ 5-6. 2.Данюшков В.С.,Коршунова О.В.Эмоциональные ситуации как средство реализации индивидуально- ориентированного обучения физике. Физика в школе.- М; 2003№7. 3. Бабанский Ю.К.Выбор методов обучения в средней школе.- М: Педагогика,1981. 4. Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике.- М; Вако,2006. 5. Макаренко А.С. Игра Соч.- М;1957г стр.97. Урок - соревнование « Электрические и тепловые явления». ( 8 класс) Цели урока: 1. Закрепить у учащихся навыки решения качественных задач. 2. Формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью обучающихся. 3. Научить применять знания в новой ситуации, развивать умение объяснять окружающие явления. Тип урока- урок обобщения и применения теоретических знаний. Оборудование: куклы. Оформление доски: Я мыслю, следовательно, я существую. Декарт. Не стыдно не знать, стыдно не учиться. ( Русская пословица). Физика- это наука понимать природу. Ход урока. Учитель: Мы завершили изучение разделов физики посвященных тепловым и электрическим явлениям. Физические явления окружают нас повсюду: на улице, в лесу, дома , на кухне, в сказке. Сегодня мы вновь будем говорить о тепловых и электрических явлениях, но в необычной форме. По вашим лицам вижу, что сегодня настроение у вас хорошее. Давайте поработаем так, чтобы оно не испортилось. Ум имей, хоть маленький…. да свой. Учись не для оценки, а…. для себя. А теперь за дело. Конкурс « Разминка». Вопросы для 1 – ой команды.
Вопросы для 2 – ой команды. 1. Электрическое напряжение измеряется…(Ответ: в вольтах (В)). 2. Амперметр включается в цепь….(Ответ: последовательно с тем прибором, силу тока в котором измеряют). 3. Положительный ион- атом…(Ответ: потерявший один или несколько электронов, уже не является нейтральным, а будет иметь положительный заряд) 4. В ядре атома находятся…..( Ответ Протоны и нейтроны) 5. Единица силы тока -….( Ответ: 1 ампер) 6. Одноименные заряды…..(Ответ: взаимно отталкиваются) Конкурс «Загадки с подсказками» Вопросы для 1-ой команды. 1 подсказка. Без него люди умирают, растения тоже, у детей возникает грипп. Чтобы его получить, раньше наши бабушки и дедушки в корытах месили коровьи лепешки, делали из них кирпичи, сушили их, а потом сжигали. А сейчас для этого нужны фабрики с трубами. 2 подсказка. Когда его много, хочется в душ. Когда его очень мало, мы не можем жить. У него странное поведение: наверху в комнате всегда больше, чем внизу. 3подзказка. Когда оно есть, все люди веселые и ходят на работу и в школу, а когда его нет, дети прячутся по домам. Животные и растения получают его от Солнца ( Ответ: тепло) Вопросы для 2- ой команды. 1 подсказка. Оно может быть повышенным, пониженным, нормальным. С его помощью мы пьем и едим. А на высоте оно другое. 2 подсказка. От него зависит жизнь не только человека, но и животных. 3 подсказка. Его измеряют барометром. ( Ответ: атмосферное давление) Вопросы для 1 – ой команды. 1подсказка. Он очень мал, может быть равным нулю и не может существовать отдельно от материи. 2 подсказка. От него зависит взаимодействие некоторых тел, больших и малых, черных и белых, горячих и холодных, странных и ужасных. 3 подсказка. Его можно обнаружить электроскопом. (Ответ: заряд). Вопросы для 2 – ой команды. 1 подсказка. Эта «штучка» очень маленькая. Она может летать с очень большой скоростью, а может просто качаться. 2 подсказка. Она находится во всех веществах и в разных веществах различная. 3 подсказка. Она состоит из атомов. ( Ответ: молекула ) Вопросы для 1 – ой команды. 1 подсказка. Оно бывает разным. Мы можем видеть это в природе, а может получить на опыте. 2 подсказка. Оно может оттолкнуть, а может притянуть, может светить, а может греть. 3 подсказка. Бывает электрическое, механическое, световое, тепловое, магнитное. ( Ответ: физическое явление ) Интеллектуальный спринт. Вопросы для 1-ой команды.
(Ответ: влажной, она впитывает быстрее т. к.в порах между нитями сухой тряпки находится воздух, он выходит не сразу, поэтому сухая тряпка плохо намокает ). 2. Почему легко поскользнуться на банановой шкурке, попавшей под ногу? (Ответ: банановая шкурка уменьшает силу трения). 3.Какого цвета водяной пар? (Ответ: бесцветный) 4.Назовите ученого, фамилия которого состоит из пяти букв: первая- первая в названии электрода, присоединенного к положительному полюсу источника тока; вторая- вторая в названии единицы сопротивления ; третья- третья в названии прибора для измерения силы тока; четвертая- четвертая в названии единицы силы тока; пятая – последняя в названии прибора для измерения напряжения. ( Ответ: Ампер). 5.Кому принадлежат слова: « Теперь я знаю, как выглядит атом»? (Ответ: английскому физику Э. Резерфорду) 6. Зачем при перевозке горючих жидкостей к корпусу автоцистерны прикрепляют цепь, которая при движении волочится по Земле? (Ответ: при перевозке в автоцистернах горючие жидкости взбалтываются и электризуются. Чтобы избежать искр и пожара, используют цепь, которая отводит заряды в землю). 7. Почему в сауне человек может выдержать до 130С, а в русской бане вдвое меньше. (Ответ: в сауне сухой воздух, и испарение влаги охлаждает кожу). Вопросы для 2-ой команды.
( Ответ: мокрая газета мешает теплообмену льда с внешней средой)
(Ответ: чтобы вода успела растечься, ровным слоем, не замерзнув). 4-й конкурс. « Дальше, дальше, дальше». Вопросы для 1-ой команды.
( Ответ: теплопроводность.)
Вопросы для 2-ой команды.
Учитель: Слышу я природы голос, Порывающийся крикнуть, Как и с кем, она боролась, Чтоб из хауса возникнуть, Может быть, и не во имя Обязательно нам с вами, Но чтоб стали мы живыми, Мыслящими существами. И твердит природы голос: В вашей власти, в вашей власти, Чтобы все не раскололось На бессмысленные части! Л. А. Мартынов. Эти слова можно отнести к замечательной науке- физике подарившей нам много открытий. Физика- наука о природе. Постигая законы природы, и используя их в своей практической деятельности, ускоряя научно- технический прогресс, человек становится все более могущественным. А сколько еще непознанного вокруг! Какое поле деятельности для вашего ума, умелых рук и любознательной натуры! Наша игра подошла к концу. Я надеюсь что ирония, с которой я и « куклы» задавали вопросы, вам понятна. Мне хотелось , чтобы вы показали знания и просто улыбнулись. Конкурс «Болельщик» 1.Одной итальянской студентке на экзамене был задан вопрос: « Как вам известно, точка кипения прованского масла выше, чем точка плавления олова. Как вы объясните, почему можно жарить пищу на прованском масле в луженной оловом кастрюле?» Что должна была ответить студентка? ( Ответ: когда жарят, кипит не масло, а вода, содержащаяся в пище. И действительно, пока не выкипит вся вода. Температура не поднимается выше 1000С. По этой же причине можно вскипятить воду в бумажной воронке) 2.Известно, что с понижением давления температура кипения воды уменьшается. Почему бы в таком случае не устраивать в кухонных кастрюлях отсасывания воздуха? Ведь это позволило бы экономить большое количество топлива. ( Ответ: с уменьшением давления вода закипает при низкой температуре. Поэтому в горах, где атмосферное давление меньше, чем на уровне моря, кипяток может иметь температуру 800С и даже ниже, так как понижение точки кипения составляет примерно 30 на каждый километр подъема. Но кому нужен « кипяток» с температурой, например 500С, 600С?! В таком « кипятке» не разварится мясо или рыба, чтобы их сварить необходимо 6-7 часов, но он не пригоден для стерилизации медицинских инструментов.) 3. Во время учебных военных тренировок на полигоне замечено, что в сырую погоду дым от разрывов снарядов и дымовых гранат стелется над поверхностью земли. Почему? ( Ответ: частицы дыма , при большой влажности воздуха служат центрами конденсации водяных паров и , покрываясь слоем воды, становятся более тяжелыми). 4.Электрические лампы накаливания наполняют газом под давлением, которое меньше атмосферного. Почему? ( Ответ: нить лампы нагревается до крайне высокой температуры, а это вызывает нагревание газа в баллоне и увеличение давления газа на стенки колбы. Это может стать причиной разрушения баллона. Чтобы избежать этого лампы заполняют газом под давлением, меньше атмосферного. Если не заполнить газом, то это может привести к взрыву при ударе лампы, к быстрому испарению вольфрама) 5. Акулы и скаты используют свои электрорецепторы при поисках добычи. Эти хищники способны обнаружить скрытую под слоем песка камбалу только по электрическим полям, генерируемым ее мышцами при дыхательных движениях. Сомы могут обнаружить электрические поля, создаваемые закопавшимися в землю червями. Вопрос. Объясните, как ведут поиск добычи рыбы- хищники. ( Ответ:электрическое поле, которое генерирует электрорецепторы хищников, искажается при попадании в него посторонних предметов или живых организмов. Нервные окончания особого органа улавливают малейшие изменения этого поля.) Литература. 1.Боброва С. В. Нестандартные уроки. Издательство « Учитель». 2.Семке А.И, Нестандартные задачи по физике- Я; « Академия наук»2007. 3. Ланге В.Н. Физические парадоксы, софизмы и занимательные задачи.-М;1963. 4.Дик Ю.И., Турышева И.К. и др. Межпредметные связи курса физики в средней школе.-М;1987. 5. Петрухина М.А. Нестандартные занятия .- Волгоград; Издательство « Учитель» |