Скачать 84.82 Kb.
|
«Амины. Анилин». Сударева Галина Александровна 10 класс с внутриклассной дифференциацией УМК О.С.Габриелян Цели урока: Образовательные: 1.Расширить понятие о многообразии органических соединений на примере существования азотсодержащих соединений. 2.Расширить представления о ковалентной связи на примере аминов. 3.Рассмотреть электронное строение и свойства аминов в сравнении с аммиаком. 4.На примере анилина показать характерные свойства ароматических аминов. 5.Развить понятие о взаимном влиянии атомов в молекуле. Развивающие: 1. Развитие способности комплексного применения знаний; 2. Работа над формированием логического мышления при составлении шаростержневых моделей молекул. Воспитывающие: 1.Способствовать созданию на уроке ситуации успеха в обучении, как основы саморазвития и самореализации; 2. развитие творческих способностей, духовное совершенство личности в процессе общения с учителем, одноклассниками (соседом по парте); 3. развивать учебно-управленческие умения (владеть различными средствами самоконтроля, оценивать свою учебную деятельность, определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины). Оборудование: проектор, ноутбук (компьютер), экран, презентация. На столах учащихся: 1. шаростержневые модели молекул, инструктивные карты, периодическая система Д.И.Менделеева, таблица «Химические свойства аммиака и аминов». Ход урока. I. Организационный момент, блиц-опрос. 1.Приветствие уч-ся, проверка учителем подготовки уч-ся к работе на занятии (наличие тетради, учебника, таблицы). 2. Блиц-опрос по строению атома азота и свойствам аммиака. Слайд № 1. 3. Взаимопроверка в парах и выставление баллов (0,5 балла за вопрос). II. Объяснение нового материала. Слово учителя. Не случайно последним в опросе прозвучал вопрос об аммиаке. Вы помните, что задолго до появления теории А.М.Бутлерова в органической химии шли интенсивные поиски закономерностей, которые могли бы преодолеть хаос в вопросах классификации и строения веществ «живой природы». Наиболее прогрессивной в то время была теория Лорана и Жерара. Многие органические вещества они относили к типу воды (рисунок на доске), рассматривая их как продукты замещения одного или обоих атомов водорода в этом веществе на радикалы. Любая теория хороша, если с ней согласуется как можно больше экспериментальных фактов. В 1849 году Шарль Вюрц в продуктах гидролиза азотсодержащих органических веществ обнаружил «летучие органические основания». Это были амины. После того, как ученым удалось установить их молекулярный состав, Жерар развил свою теорию новым типом веществ – типом аммиака (рисунок на доске). Тема урока «Амины. Анилин». Слайд № 2. Цель урока, девиз урока, план изучения аминов на доске. Учитель сообщает о том, что на уроке будет изучен класс азотсодержащих соединений и показывает классификацию азотсодержащих органических веществ. Слайд № 3. Учащиеся записывают тему урока: “Амины” и определения в тетрадь. Амины – производные углеводородов, в молекулах которых, атом водорода замещен на аминогруппу. И амины можно считать производными аммиака, в молекулах которых, один или несколько атомов водорода замещены на углеводородный радикал. Учитель обращает внимание на наличие неподеленной электронной пары у атома азота и сообщает, что эта пара электронов будет обуславливать химические свойства аминов. Так же учитель знакомит обучающихся с функциональной группой аминов - аминогруппой.Слайд № 4. Классификация аминов:-по характеру радикала (предельные, непредельные, ароматические); - по числу углеводородных радикалов в молекуле аминов (первичные, вторичные, третичные). Учитель напоминает, что самую первую классификацию аминов обучающиеся наблюдали в теории типов. Слайд № 5. Далее учитель более подробно останавливается на структурной формуле анилина, обращая внимание на связь аминогруппы с бензольным кольцом. Слайд № 6. Учитель знакомит обучающихся с правилами номенклатуры аминов. Слайд № 7. Виды изомерии рассматриваются на слайде и на доске. Учитель составляет формулы изомеров углеродного скелета и называет их. Затем эти формулы обозначаются на слайде № 8, 9. Следующая часть урока посвящена физическим свойствам аминов. Учитель сообщает обучающимся, что амины образуются при гниении рыбы, могут содержаться и в селёдочном рассоле. Слайды № 10, 11. Учитель рассказывает, что низшие амины из-за запаха долгое время принимали за аммиак, пока в 1849 г. Ш. Вюрц не выяснил, что в отличие от аммиака, они горят на воздухе с образованием углекислого газа. В ходе беседы можно вспомнить условия горения аммиака. Учащиеся делают вывод данного этапа исследования о сходстве аминов и аммиака (например, запах, растворимость в воде первых членов гомологического ряда аминов). Отсюда возникает вопрос о возможном химическом сходстве этих соединений. Следующий этап – изучение химических свойств аминов в сравнении со свойствами аммиака (обучающиеся изучают таблицы «Химические свойства аммиака и аминов»). Учитель комментирует таблицу и демонстрирует слайды № 12, 13. ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА АММИАКА И ПРЕДЕЛЬНЫХ АМИНОВ.
Но при сходстве свойств этих веществ как оснований между ними имеются и различия. Учитель напоминает обучающимся положение теории химического строения А.М.Бутлерова: «Атомы и группы атомов, входящие в состав молекулы, взаимно влияют друг на друга. Наибольшее влияние оказывают те атомы, которые стоят непосредственно друг с другом. Влияние атомов или групп атомов несвязанных непосредственно ослабевает по мере их удаления друг от друга». Учитель демонстрирует слайд № 14, на котором изображено смещение электронной плотности в молекулах аммиака, предельных аминов и анилина. В ходе беседы обучающиеся делают вывод, что самыми сильными основаниями являются предельные амины, а самым слабым – анилин. Вывод, вытекающий из этого этапа урока: основания обладают свойством присоединять протон (катион), а кислоты – отщеплять его, поэтому аммиак и амины – основания, причем основные свойства аминов предельного ряда выражены сильнее. Таким образом, основные свойства изменяются в ряду: C6H5NH2 < NH3 < RNH2 < R2NH < R3N (в газовой фазе). Слайд № 15. Далее рассматривается вопрос о взаимном влиянии атомов в молекуле анилина (таблицы на столах обучающихся). Взаимное влияние атомов в молекуле анилина. Бензольное ядро смещает к себе неподеленную электронную пару атома азота аминогруппы. Поэтому электронная плотность на атоме азота уменьшается, и он слабее связывает ион водорода воды, а это значит, что основные свойства анилина уменьшаются по сравнению с аммиаком и предельными аминами. Электроны атома азота, притягиваясь к бензольному ядру, повышают в нем электронную плотность в положениях 2, 4, 6. Этим объясняется более легкое замещение атомов водорода в бензольном радикале хлором, бромом. Реакция с бромной водой – качественная на анилин. белый осадок Демонстрируется видеоопыт «Взаимодействие анилина с бромной водой». Слайд № 16. Учитель рассказывает о реакции Зинина и о значении этой реакции в истории химии. Так же сообщаются сведения о Н.Н.Зинине и о его роли в развитии химии в России. Слайды № 17, 18,19. Учитель рассказывает о применении аминов. Слайд № 20. Также обучающиеся изучают текст об истории применения нейлона (см. приложение) и обсуждают вопрос о применении знаний о свойствах волокон в повседневной жизни. III. Работа с инструктивными картами. На столах обучающихся инструктивные карты. Инструктивная карта к уроку «Амины. Анилин». Общеобразовательная группа
Социально-гуманитарная группа
C4H9NH2 + O2 → CO2 + H2O + N2 C3H7NH2 + O2 → CO2 + H2O + N2
В ходе выполнения задания № 1 обучающиеся объединяются в группы по 4 человека и составляют формулы изомеров и модели молекул. Далее работа идет в парах. Формулы изомеров и уравнения реакций выносятся на доску. Учитель оказывает помощь обучающимся социально-гуманитарной группы. За каждое верно выполненное задание присваивается 1 балл. IV. Рефлексия. Обучающимся предлагается тест. См. приложение. Ответы проецируются на экран (слайд № 21). За каждый правильный ответ присваивается 1 балл. Далее обучающиеся подсчитывают баллы за урок и выставляют себе оценку, отмечают наиболее трудные моменты. На экране дифференцированное домашнее задание (слайд № 21). Урок заканчивается словами Д.И.Менделеева (слайд № 22): Наука бесконечна, в ней являются с каждым днем новые и новые задачи, роль наук служебная, они составляют средство для достижения блага. Тест по теме «Амины. Анилин». 1.Соотнесите: Формулы: I) СН3 – СН2 – NH – CH3 II) C6H5 – NH2 III) CH3 – CH2 – NH2 Тип амина: 1)первичный 2)вторичный 3)третичный 4) ароматический Название: а) анилин б) метилэтиламин в)диметилизопропиламин. г) этиламин 2. Реакция получения амина из нитробензола носит имя:
3. Основные свойства соединений в ряду: С6Н5 NH2 → СН3NH2 → (CH3)2 NH
4. В молекуле амина влияние радикала С6Н5 на группу NH2 проявляется в том, что:
5. Осадок белого цвета образуется при взаимодействии анилина с раствором:
6. Основные свойства аминов обусловлены:
|