Введение (1час)
|
1.
| Физика и познание мира.
|
1
| Комбинированный урок
| Физика как наука. Цель физики. Экспериментальный характер физики. Физические величины и их измерение. Связи между физическими величинами. Теория. Приближенный характер физических законов. Научное мировоззрение.
| Понимать смысл понятия «физическое явление». Основные положения. Знать роль эксперимента и теории в процессе познания природы.
| Фронтальный опрос
|
| Введение.Конспект в тетради ученика.
|
|
МЕХАНИКА (22часа)
Кинематика (7часов)
|
2.
| Механическое движение, виды движений, его характеристики.
|
1
| Лекция
| Механическое движение, его виды и относительность. Описание движения точки. Тело отсчета, система отсчёта. Задание положения точки с помощью координат. Радиус-вектор. Материальная точка, перемещение, путь.
| Знать основные понятия механического движения, его виды, его характеристики
| Фронтальный опрос
| Зависимость траектории от выбора системы отсчёта
| §§1-6
|
|
3.
| Равномерное движение тел. Скорость. Уравнение равномерного движения.
|
1
| Комбинированный урок.
| Скорость равномерного прямолинейного движения, уравнение прямолинейного равномерного движения. Построение и чтение графиков равномерного движения.
| Знать определение равномерного прямолинейного движения, уравнение прямолинейного равномерного движения. Уметь читать и строить графики равномерного движения прямолинейного
| Физический диктант.
| Демонстрация равномерного прямолинейного движения.
| §§7,8.
Упр.1(1,2)
|
|
4
| Скорость при неравномерном движении. Прямолинейное равноускоренное движение
|
1
| Комбинированный урок.
| Определение мгновенной скорости движения. Правило сложения скоростей. Ускорение
(определения модуля и направления). Единица ускорения. Движение с постоянным ускорением. Скорость при движении с постоянным ускорением
| Понимать смысл понятия «равноускоренное движение»
| . Фронтальный опрос.
Индивидуальный контроль.
| Демонстрация направления мгновенной скорости с помо щью точильного круга.
Демонстрация равноускорен ного и равнозамедленного движения с помощью капельницы.
| §§9-13
Упр.2 (1,2).
|
|
5.
| Движение с постоянным ускорением.
Свободное падение тел.
|
1
| Комбинированный урок.
| Уравнения и графики движения с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Движение тела вертикально вверх. Движение тела, брошенного горизонтально и под углом к горизонту. Решение задач
| Знать уравнения движения с постоянным ускорением.
Уметь решать задачи на применение уравнений движения с постоянным ускорением
| Фронтальный опрос.
Самостоятельная работа.
| Демонстрации 1.Свободное падение тел в трубке Ньютона. 2.Траектория движения тела, брошенного горизонтально и под углом к горизонту(струя подкрашенной жидкости из шприца, расположенного горизонтально и под углом к горизонту).
| §14,15 Упр.3(2,3)
|
|
6.
| Равномерное движение точки по окружности
Поступательное движение. Угловая и линейные скорости тела.
|
1
| Комбинированный урок.
| Движение точки по окружности, центростремительное ускорение.
Абсолютно твёрдое тело. Поступательное движение тела. Вращательное движение твёрдого тела, угловая скорость
| Знать, как направлены ускорение и скорость тела, движущегося равномерно по окружности.
Уметь вычислять ускорение тела, движущегося по окружности.
Знать, что называется поступательным движением. Знать определение вращательного движения, угловой скорости, линейной скорости, связь между линейной и угловой скоростями
| Индивидуальный контроль.
| Модель карусели для демонстрации поступательного движения тела
| §17.
§18 ,19
|
|
7.
| Решение задач по теме «Кинематика»
|
1
| Урок-практикум
| Кинематика
|
|
|
| Повт §1-19
|
|
8.
| Контрольная работа №1 по теме «Кинематика»
|
1
| Урок контроля знаний
| Кинематика
| Уметь применять полученные знания на прктике
| Контрольная работа
|
|
|
|
Динамика и силы в природе (8 часов)
|
9.
| Взаимодействие тел в природе. Явление инерции. Инерциальная система отсчёта. Первый закон Ньютона.
|
1
| Комбинированный урок.
| Основное утверждение механики. Выбор системы отсчёта. Что вызывает ускорение тел? Движение с постоянной скоростью при действии на тело сил. Инерциальная система отсчёта. Материальная точка. Первый закон Ньютона. Инерция, инертность
| Знать: основное утверждение механики, первый закон Ньютона, инерциальная система отсчёта
| Решение качественных задач
| Демонстрация: на тележке установить шарик и штатив с подвешенным шариком. Причем
шарики поместить на одном уровне относительно указателя. При равномерном движении тележки положение шариков не меняется. При замедленном движении тележки положение шариков меняется.
| §§20, 21, 22
|
|
10.
| Сила. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея
| 1
| Урок изучения нового материала
| Сила. Сравнение сил. Измерение сил. Динамометр. О силах в механике. Второй закон Ньютона. Масса. Взаимодействия тел. Силы взаимодействия двух тел. Инерциальные и неинерциальные системы отсчета. Принцип относительности Галилея
| Уметь иллюстрировать точки приложения сил, их направление
| Групповая фронтальная работа
|
| §§23,25-27
Упр.6(4,5)
|
|
11.
| Силы в природе. Гравитационные силы.
| 1
| Лекция
| Силы в механике. Принцип дальнодействия. Четыре типа сил. Силы в механике. Явление тяготения. Силы всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения. Определение гравитационной постоянности.
| Объяснять природу взаимодействия. Исследовать механические явления в макромире
| ФК
| Демонстрация таблицы
«определение гравитационной постоянной»
| §29-31, Упр.7(1)
|
|
12
| Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес.
| 1
|
| Вычисление первой космической скорости. Сила тяжести и вес. Невесомость. Использование законов механики для объяснения движения и для развития космических исследований.
| Уметь различать силу тяжести и вес тела. Знать точку приложения веса тела. Понятие о невесомости
| ИК
|
| §32,33
|
|
13
| Деформация и силы упругости. Закон Гука.
| 1
| Комбинированный урок.
| Деформация и сила упругости. Закон Гука. Решение задач.
|
|
|
| §34,35.
|
|
14
| Лабораторная работа №1: «Изучение движения тела по окружности под действием силы тяжести и упругости»
| 1
| Лабораторная работа
| Изучение движения тела по окружности под действием силы тяжести и упругости
| Уметь пользоваться приборами и применять формулы периодического движения
| Лабораторная работа
|
|
|
|
15
| Силы трения
| 1
| Комбинированный урок.
| Роль сил трения. Трение покоя. Трение скольжения. Силы сопротивления при движении твердых тел в жидкостях газа.
|
| ФК
| Силы трения покоя и скольжения.
Трение качения
| §36-38. Упр.7(3).
|
|
16
| Контрольная работа №2 по теме: «Динамика и силы в природе».
| 1
| Урок контроля знаний
|
| Уметь применять полученные знания на прктике
| Контрольная работа
|
|
|
|
Законы сохранения в механике. Статика (7ч)
|
17
| Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение
| 1
| Комбинированный урок.
| Импульс материальной точки. Другая формулировка второго закона Ньютона. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Успехи в освоении космического пространства.
| Знать смысл физических величин: импульс тела, импульс силы; смысл физических законов классической механики; сохранение энергии, импульса. Границы применимости. Знать границы применимости реактивного движения
| ФО
| Закон сохранения импульса. Реактивное движение (развязать надутый детский шарик).таблица «Освоение космического пространства».
| §§39-42. Упр.8(1,2).
|
|
18
| Работа силы. Мощность. Энергия.
| 1
| Комбинированный урок.
| Работа силы. Единица работы. Мощность. Единицы мощности. Энергия.
| Знать определение работы, единицы измерения работы; определение мощности, единицы измерения мощности; понятие энергии
| ИО
СК
|
| §43,44,45
Упр9(4)
|
|
19
| Теоремы об изменении кинетической и потенциальной энергии
| 1
| Урок изучения нового материала
| Кинетическая энергия; теорема об изменении кинетической энергии. Потенциальная энергия; теорема об изменении потенциальной энергии. Работа силы тяжести и силы упругости
| Знать понятия кинетической и потенциальной энергии; формулы для вычисления кинетической и потенциальной энергии, работы силы тяжести и силы упругости
| ГК, СК
|
| §46-49
|
|
20
| Закон сохранения и превращения энергии в механике
| 1
| Комбинированный урок.
|
|
|
|
| §50,51
Упр9(1,2)
|
|