Скачать 71.41 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Солигаличская основная общеобразовательная школа» Урок физики по теме «Закон Ома для участка цепи» 8 класс Подготовила: учитель физики Чистякова И.Н. Цели урока
Структура урока
Ход урока I. Организационный момент. Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Наш урок пройдет в экспериментальной лаборатории, в которой мы проведем опыты и установим закономерности между тремя физическими величинами – напряжением, силой тока и сопротивлением. Немецкий ученый – философ И. Кант сказал так: “Все наше знание начинается с опыта”. Цель урока – установить зависимость между силой тока, напряжением, сопротивлением, сформулировать закон Ома для участка цепи. II. Фронтальная работа. – Назовите три физические величины, с которыми мы имеем дело при сборке любой электрической цепи.(Cила тока, напряжение, сопротивление.) – Что называется электрическим током?(Упорядоченное движение заряженных частиц.) – Как выражается сила тока через заряд и время его прохождения?(I =q/t) – Назовите основную единицу измерения силы тока?(Ампер.) – Каким прибором измеряют силу тока в цепи?(Амперметр.) – Способ включения амперметра в цепь?(Последовательно.) – Что называют напряжением?(Напряжение – это физическая величина, которая характеризует работу электрического тока.) – Назовите основную единицу измерения напряжения?(Вольт.) – Каким прибором измеряют напряжение?(Вольтметр.) – Что называют сопротивлением?(Сопротивление – это свойство проводника ограничивать силу тока в цепи.) – Назовите основную единицу сопротивления?(Ом.) – В чем причина сопротивления?(Причиной сопротивления является взаимодействие движущихся электронов с тонами кристаллической решетки.) – Дана электрическая цепь. Назовите приборы, из которых составлена электрическая цепь.(Источник тока, ключ, амперметр, резистор, вольтметр, реостат.) – Найдите ошибки.(Амперметр – включается в цепь последовательно, вольтметр параллельно резистору.) III. Работа в группах. Класс делится на группы по 4 человека. Каждая группа получает индивидуальное задание. I и II группы устанавливают опытным путем зависимость силы тока от напряжения, при R= const; III и IV группы устанавливают зависимость между силой тока и сопротивлением, при U = const. Затем, каждая группа отчитывается у доски о проделанной работе (один ученик от каждой группы, остальные делают записи в тетрадях). Индивидуальное задание. I группа. (II группа) Цель: Опытным путем установить зависимость силы тока от напряжения при постоянном сопротивлении. Оборудование: источник тока, амперметр, вольтметр, ключ, спираль проволочная, реостат, соединительные провода. Ход работы: 1. Собрать схему. 2. Провести опыт, постепенно увеличивая напряжение R = 2 Ом = const (R= 4Ом). Заполните таблицу.
3. Проанализируйте результаты (при увеличении напряжения увеличивается или уменьшается сила тока?) 4. Сформулируйте вывод (сравнить полученный результат с результатом второй группы). Индивидуальное задание. III группа. (IV группа) Цель: Опытным путем установить зависимость силы тока и сопротивлением при постоянном напряжении. Оборудование: источник тока, амперметр, вольтметр, ключ, резисторы 1 Ом, 2Ом, 4Ом, реостат. Ход работы: 1. Собрать схему. 2. И = const (установить 2В(1В) на вольтметре, с помощью реостата постоянно поддерживайте его). Заполните таблицу.
3. Проанализируйте полученные результаты (при увеличении сопротивления, увеличивается или уменьшается сила тока?) 4. Сделайте вывод (полученные результаты сравните с результатами четвертой группы). IV. Формулировка закона. Подведение итогов работы. I и II группы получили результаты, что во сколько раз увеличивается напряжение, приложенное к одному и тому же проводнику, во столько же раз увеличивается сила тока в нем, следовательно, сила тока в проводнике прямо пропорциональна напряжению на концах проводника, I ~ U. III и IV группы получили результаты, что сила тока в проводнике обратно пропорциональна сопротивлению проводника, I~1/ R. Обобщая результаты работы всех групп, делаем выводы: I~U/R, если I= 1А, U=1В, R= 1Ом, то получаем равенство Зависимость силы тока от напряжения на концах участка цепи и сопротивления этого участка называется законом Ома. Закон Ома читается так: Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению. Историческая справка.(сообщение учащегося). Георг Симон Ом родился 16 марта 1789 года, в семье ремесленника-слесаря. Окончив гимназию, Ом поступил в университет, но скоро бросил учебу и стал школьным учителем математики, занимаясь в промежутках между уроками гальваническими опытами. В 1827 году в своей крохотной лаборатории в Кельне Ом соорудил установку, которая помогла ему прийти к выводу, что электрический ток ведет себя точно так же, как водный поток в наклонном русле: чем больше перепад уровней и свободнее путь, тем поток сильнее. Так же и с током: чем больше электровозбудительная сила батареи и меньше сопротивление току на его пути, тем сила тока больше. Местные физики очень благосклонно отнеслись к результатам работ Ома. Но ни в одной другой стране они известны не были. Профессор прикладной физики Парижской школы искусств и ремесел Клад Серве Пулье в октябре 1831 года сообщил Парижской академии, что открыл количественное соотношение между “электровоздубительной силой”, током и сопротивлением. При этом он ни, словом не упомянул имени Ома. Но затем вынужден был признать, что читал сочинения Георга Ома. Сам же первооткрыватель закона продолжал оставаться скромным учителем. Лишь в 1833 году он получает место профессора физики в Политехнической школе г. Нюрнберга. В 1849 году, когда Ому уже исполнилось шестьдесят два года, его пригласили, наконец, в Мюнхенский университет на должность эксординарного профессора. И лишь за два года до смерти произвели в ординарные профессоры. Ом был всю жизнь великим тружеником. Через двадцать семь лет после смерти Ома его именем назвали общепринятую единицу сопротивления. Тогда в Мюнхене “дорогому соотечественнику” воздвигли памятник. V. Устная работа. Вычислить, применив закон Ома
VI. Решение вычислительных задач по вариантам. Решить самостоятельно по вариантам (на листочках).
(Листочки с решением сдаются учителю на проверку, затем решение проверяется.) VII. Подведение итогов. Каждая группа подводит итоги своей работы. Выставляются оценки. Подводятся итоги урока. VIII. Домашнее задание. § 42,43,44, упр. 19 (1,2,3) |