РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Тюфаевой Натальи Александровны
учителя физики,
по учебному курсу «Физика»
8 класс (базовый уровень) Пояснительная записка
Рабочая программа для 8 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике. За основу взята авторская программа Е.М.Гутник, А.В. Перышкин из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010. Изучение физики направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о тепловых, электрических, электромагнитных, световых явлений; величинах характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
Основные задачи данной рабочей программы:
сформировать умения проводить наблюдения природных явлений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.
научить использовать полученные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Согласно базисному учебному плану рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Из них:
контрольные работы – 4 чаа;
фронтальные лабораторные работы – 6 часов.
На первом уроке в сентябре и первом уроке в январе учебного года с учащимися 8 класса проводится вводный инструктаж по технике безопасности в кабинете физики. Текущий инструктаж по ТБ проводится перед каждой лабораторной работой.
Резервное время – 1 час из резерва используются на случай проведения контрольных работ (диагностический контроль).
Рабочая программа составлена с учетом учебно-методического комплекта:
Пёрышкин, А.В. Физика.8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.В. Пёрышкин-М.: Дрофа, 2010 г.
Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений/В. И. Лукашик, Е.В Иванова, - М.: Просвещение,2008г
При организации учебного процесса используется следующая система уроков:
Урок – исследование - на уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.
Комбинированный урок - предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок – игра - на основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
Урок решения задач - вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.
Урок – тест - тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования.
Урок – самостоятельная работа - предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок – контрольная работа - урок проверки, оценки и корректировки знаний. Проводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.
Урок – лабораторная работа - проводится с целью комплексного применения знаний.
Требования к уровню подготовки учащихся
Ученик должен знать/понимать:
• смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, свет;
смысл физических величин: внутренняя энергия, сила тока, напряжение, сопротивление ;
смысл физических законов: законы отражения и преломления света;
уметь
описывать и объяснять физические явления: нагревание и охлаждение, плавление и отвердевание ,парообразование, действие магнитного поля на проводник с током, отражение, преломление света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электрических, электромагнитных и световых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
оценки безопасности радиационного фона.
«УТВЕРЖДЕНО» «СОГЛАСОВАНО»
Директор школы Методист по физике
ОУМЦ СВАО
И.В. Годова
Календарно-тематическое планирование уроков по физике в 8 классе
68 часов – 2 часа в неделю
Программа: ФИЗИКА 7-9 классы. Авторы программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин; «Дрофа», Москва, 2004 год
Учебник ФИЗИКА-8, авторы: Перышкин А.В.; Изд-во «Дрофа», 2006 год
Сборник задач по физике (7-9 классы), авторы: Лукашик В. И.,Иванова Е.В.; Изд-во «Просвещение», 2006 год
№ урока
| Тема урока
| Домашнее задание
| 1/1
| Тепловое движение. Температура.
| § 1. Повторить Ф-7 § 63
| 2/2
| Внутренняя энергия.
| § 2, Л. № 920,922.
| 3/3
| Способы изменения внутренней энергии тела.
| § 3, задание 1, Л. № 921,934.
| 4/4
| Виды теплопередачи. Теплопроводность.
| § 4, упр.1, Л. № 948, 954,967*.
| 5/5
| Конвекция. Излучение.
| § 5,6, упр.2, упр.3,Л. № 972,979*.
| 6/6
| Особенности различных способов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике.
| §1 стр.178. Повторить §1-6
| 7/7
| Количество теплоты.
Экспериментальное задание № 1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды».
| § 7, Л. № 990,991.
| 8/8
| Удельная теплоемкость вещества.
| § 8, упр.4(1), Л. № 997,998, 1001.
| 9/9
| Решение задач на расчет количества теплоты и нахождение удельной теплоемкости вещества.
| § 9, упр.4(2,3), Л. № 1015, 1024.
| 10/10
| Лабораторная работа № 1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».
| Л. № 1011,1012. Повторить § 7,8
| 11/11
| Экспериментальное задание № 2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела»
| Повторить § 8, Л. № 1029(а).
| 12/12
| Решение задач на расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.
| Л. №1029(б),1030,1031*.
Повторить § 9
| 13/13
| Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.
| § 10, упр. 5(2,3).
| 14/14
| Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.
| § 11, упр. 6(1,2), Л. № 1053, 1031,
§ 2* стр.181.
| 15/15
| Повторение и обобщение по теме «Тепловые явления». Решение задач. Подготовка к контрольной работе.
| Л. № 965,981, 299(устно),
№ 1002,1022,1054. Подготовка к контрольной работе.
| 16/16
| Контрольная работа № 1 по теме
«Тепловые явления».
|
| 17/17
| Анализ контрольной работы № 1 и коррекция ЗУН.
Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания.
| § 12-14, упр.7 (3-5), Л. № 1059*.
Работа над ошибками.
| 18/18
| Удельная теплота плавления.
| § 15, упр. 8 (1-3), Л. № 1091*,
§ 3* стр.182.
| 19/19
| Испарение и конденсация. Насыщенный и ненасыщенный пар.
| § 16,17, упр. 9(1-3).
| 20/20
| Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации.
| § 18.20, Л. № 1113, 1110*.
| 21/21
| Решение задач на расчет количества теплоты при агрегатных переходах.
| Л. № 1084,1087,1091.
Повторить § 9,15
| 22/22
| Решение задач на расчет количества теплоты при агрегатных переходах.
| Л. № 1092,1093. Повторить § 20
| 23/23
| Влажность воздуха.
Экспериментальное задание № 3 «Измерение относительной влажности воздуха с помощью термометра».
| § 19, Л. № 1147,1149,1161,1162.
| 24/24
| Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания.
| § 21,22, Л. № 1126-1128.
| 25/25
| Паровая турбина. КПД теплового двигателя.
| § 23,24, Л. № 1146.1145*.
| 26/26
| Повторение и обобщение по теме «Изменение агрегатных состояний вещества». Решение задач. Подготовка к контрольной работе № 2.
| Л. № 1116,1121,1167. Повторить
§31,16,18. Подготовка к контрольной работе.
| 27/27
| Контрольная работа № 2 по теме
«Изменение агрегатных состояний вещества».
|
| 28/1
| Анализ контрольной работы № 2 и коррекция ЗУН.
Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов.
| § 25.26, Л. № 1179,1182.
Работа над ошибками.
| 29/2
| Электроскоп. Проводники и непроводники электричества.
| § 27, Л. № 1173,1174,1187.
| 30/3
| Электрическое поле.
| § 28, Л. № 1205,1207,1185,1186.
| 31/4
| Делимость электрического заряда. Строение атома.
| § 29,30, упр.11, Л. № 1218,1222.
| 32/5
| Объяснение электрических явлений.
| § 31, упр. 12
| 33/6
| Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь и ее составные части.
| § 32,33,упр.13(1), Л. № 1239,
1245-1247,1254.
| 34/7
| Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление тока.
| § 34-36, Л. № 1252,1253, 1255*.
| 35/8
| Сила тока. Единицы силы тока.
| § 37, упр.14(1,2).
| 36/9
| Амперметр. Измерение силы тока.
Лабораторная работа № 2 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках».
| § 38, упр.15.
| 37/10
| Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения.
| § 39-41, стр.172.
| 38/11
| Лабораторная работа №3 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».
| Упр.16. Повторить §39-41
| 39/12
| Электрическое сопротивление. Расчет R проводников. Удельное сопротивление.
| § 43,45,46, упр.18(1,2), 20(1,2б).
| 40/13
| Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи.
| § 42,43, упр.19(2,4).
| 41/14
| Реостаты.
Лабораторная работа 4 «Регулирование силы тока реостатом. Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра».
| § 47, упр.20(3), упр.21(1-3),
Л. № 1323.
| 42/15
| Последовательное соединение проводников.
| § 48, упр.22(1), Л. № 1346.
| 43/16
| Параллельное соединение проводников.
| § 49, упр.23(2,3,5).
| 44/17
| Решение задач на применение закона Ома для участка цепи и закономерностей соединения проводников.
| Л. № 1369,1374, упр.21(4).
| 45/18
| Работа и мощность электрического тока.
| § 50, 51, упр.24(1,2),25(1,4).
| 46/19
| Лабораторная работа № 5 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе».
| Л. № 1397,1412,1416.
Повторить § 50,51
| 47/20
| Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца.
| § 53, упр.27(1,4). Повторить § 35
| 48/21
| Повторение и обобщение по теме «Электрические явления». Решение задач. Подготовка к контрольной работе № 3.
| Л. № 1275,1276,1277. Повторить
§ 32,37,39, 48,49. Подготовка к контрольной работе.
| 49/22
| Контрольная работа № 3 по теме «Электрические явления».
|
| 50/23
| Анализ контрольной работы № 3 и коррекция ЗУН.
Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы.
| § 54, Л. № 1450,1454.
Работа над ошибками.
| 51/24
| Короткое замыкание. Предохранители.
| § 55, Л. № 1453.
| 52/1
| Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.
| § 56,57, Л. № 1458,1459.
| 53/2
| Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. Экспериментальное задание № 4 «Сборка электромагнита и испытание его действия».
| § 58, упр.28 (1-3).
| 54/3
| Применение электромагнитов.
| Задание 9(1.2), Л. № 1465,1469.
§ 58
| 55/4
| Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.
| § 59,60 Л. № 1476,1477.
| 56/5
| Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.
Экспериментальное задание № 5 «Изучение электрического двигателя постоянного тока».
| § 61, Л. № 1473,1481.
| 57/6
| Повторение и обобщение темы «Электромагнитные явления». Решение задач. Проверочная работа.
| Л. № 1462,1474, 1475.
Повторить § 56-61
| 58/1
| Источники света. Распространение света.
| § 62, упр.29(1).
| 59/2
| Отражение света. Законы отражения. Экспериментальное задание № 6 «Изучение законов отражения».
| § 63, упр.30(1-3).
| 60/3
| Плоское зеркало. Зеркальное и рассеянное отражение света.
| § 64, Л. № 1528,1540,1556.
| 61/4
| Преломление света.
Экспериментальное задание № 7 «Наблюдение явления преломления света».
| § 65, упр.32(3), Л. № 1563.
| 62/5
| Линзы. Оптическая сила линзы.
| § 66, упр.33(1), Л. № 1612,1615.
| 63/6
| Изображения, даваемые линзой.
| § 67, упр.34(1), Л. № 1565,1613, 1614.
| 64/7
| Лабораторная работа № 6 «Получение изображения при помощи линзы».
| Упр.34(3), Л. № 1557,1596, 1611.
| 65/8
| Повторение и обобщение по теме «Световые явления». Подготовка к контрольной работе № 4.
| Л. № 1589,1595. Повторить § 62-67. Подготовка к контрольной работе.
| 66/9
| Контрольная работа № 4 по теме «Световые явления».
|
| 67/10
| Анализ контрольной работы № 4 и коррекция ЗУН.
Фотографический аппарат. Глаз, зрение, очки
| § 5-7 стр. 184-188.
Работа над ошибками.
| 68
| Повторение.
|
|
Перечень обязательных контрольных работ: № 1 по теме «Тепловые явления».
№ 2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества».
№ 3 по теме «Электрические явления».
№ 4 по теме «Световые явления».
Перечень обязательных лабораторных работ: № 1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».
№ 2 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках».
№ 3 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».
№ 4 «Регулирование силы тока реостатом. Определение сопротивления
проводника при помощи амперметра и вольтметра».
№ 5 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе».
№ 6 «Получение изображения при помощи линзы». Экспериментальные задания выполняются в виде демонстрационного эксперимента, фронтальной лабораторной работы, экспериментальной задачи и др. в зависимости от наличия оборудования, времени, уровня подготовки учащихся. Экспериментальные задания не подлежат обязательной оценке. |