Интегрированные уроки как средство формирования ключевых компетенций
Учитель физики МОУ гимназия № 14
Кузьмичёва Валентина Ивановна.
Всё в мире цепью связано нетленной,
Всё включено в единый круговорот:
Сорвешь цветок, а где-то во Вселенной
В тот миг звезда взорвётся и умрет.
Л. Куклин
В наше время, в эпоху Интернета и электронных справочников, современному человеку требуется умение ориентироваться в информационном пространстве. «Развивающему обществу, -подчеркивается в «Концепции российского образования»-нужны современно образованные , нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, …прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью, … способны к сотрудничеству, … обладают чувством ответственности за судьбу страны, её социально- экономическое процветание»
С этих позиций главной задачей общеобразовательной школы является формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Естественно-математическое образование в системе общего среднего образования занимает одно из ведущих мест, является основой научного миропонимания. Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, её влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.
В практике образования развиваются различные технологии организации учебного процесса. Одна из них, получившая широкое распространение, технология интегрированного обучения. Методической основой интегрированного подхода к обучению является формирование знаний об окружающем мире и его закономерностях в целом, установление и усиление межпредметных связей. Иными словами, это межпредметные уроки, которые могут проходить в форме семинаров, конференций и т.п.
В моей педагогической деятельности есть несколько интегрированных уроков. Один из них я назвала урок ФАМ. Что означает- интегрированный урок физика + астрономия + математика. Тема урока физики в 9 классе «Гравитация и Вселенная» (по учебнику С.В. Громова-.-и Н.А. Родиной)
Цели урока:
Расширить представления учащихся о строении Вселенной; рассмотреть место нашей планеты Земля , Солнечной системы, нашей галактики Млечный Путь во Вселенной.
Познакомить учащихся с астрономическими единицами измерения космических расстояний: астрономическая единица, парсек , килопарсек, мегапарсек ,световой год.
.Повторить математический материал: стандартный вид числа, сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень чисел, записанных в стандартном виде.
Научить учащихся решать задачи с астрономическим содержанием с использованием записи космических величин в стандартном виде.
Форма проведения урока- групповая. Класс разбит на 4 группы, которые условно можно назвать: «Астрономия», «Луна», «Солнце», «Млечный путь». Каждая группа получила задание : подготовить презентацию на 2-3 минуты по своей теме. Ход урока представлю в виде таблицы:
Содержание урока
| Методы и приёмы
| Оргмомент
| Тема урока и план работы
| Компьютерная
презентация групп
| 1 группа «Астрономия»
2 группа «Луна»
3 группа «Солнце»
4 группа «Млечный Путь»
| Астрономические сведения
| Даёт учитель, обобщая и дополняя сведения учащихся.
| Математическая информация: «Стандартный вид числа и действия с числами в стандартном виде
| Повторение проводится с помощью ИКТ
| Решение физических задач
| Групповая работа по карточкам
| Проверка решённых задач
| По одному ученику от группы на доске записывает решение задачи своей группы
| Заключитель ный тест
| Предлагается тест из пяти вопросов с выбором ответа
| Подведение итогов урока
| Даётся домашнее задание
| Интегрированный урок по теме «Тепловые явления» я проводила в 8 классе с использованием метода проектов. Как показывает мировая практика, метод проектов- это технология, поддерживающая компетентностный подход в образовании. Основные требования к использованию метода проектов следующие:
-Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения.
-Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, сообщение или доклад на уроке, на школьном Дне науки и т.д.
-Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время
-Использование исследовательских методов, что предполагает определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования; оформление конечных результатов ;анализ полученных данных; подведение итогов; корректировка; выводы, использованные в ходе совместного исследования «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчётов, защиты проектов и пр.
Интегрированный урок физика и биология можно провести по теме «Тепловые явления» в 8 классе .В этой теме уделяется большое внимание физическим свойствам воды .Вода играет большую роль в жизни всех живых организмов. Ученикам было предложено всесторонне рассмотреть значение и свойства воды с биологической и физической точки зрения в проекте «Вода- удивительное вещество». На школьном Дне науки ученица 8 класса Палагина Е. заняла первое место среди предметов естественно-математического цикла с проектом «Вода – удивительное вещество»
Ученики седьмых классов охотно принимают участие в проведении исследовательских мини-проектов, например: «Почему на табуретке сидеть жёстко, а на стуле – нет?», «Расчёт давления человека на пол в разной обуви», «Построение действующего макета автопоилки на основе фонтана Герона» .
Преимущества современных технологий проявляются в том, что ученики вовлечены в активный творческий процесс получения новых знаний; самостоятельно выполняют выбранную работу , приобретают исследовательские навыки, участвуют в совместном труде и общении .Таким образом у учащихся формируются основные ключевые компетенции.
Принцип интеграции содержания образования для создания целостной картины мира является проявлением метапредметности будущего школьного образования .
Литература:
1. И.Г. Агапов, Н.В. Эфендиева. Интерактивная методика. – М.,2007
2. И.С. Сергеев, В.И. Блинов. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочное деятельности. -- М.,2007
3. К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. – М., 2002
4. Е.С. Полат. Методология учебного проекта. – М.,2000 |