Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 284.16 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации20.03.2014
Размер284.16 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Физика > Рабочая программа
 I. Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы «Физика. Химия. 5-6 классы» А.Е. Гуревича и учебника «Физика. Химия. 5-6 классы» авторов А.Е. Гуревич, Д.И.Исаев, Л.С. Понтак. ( 68 часов, 2 часа в неделю)

Кружок «Удивительная физика» предназначен для ознакомления учащихся 6 класса средней школы с широким кругом явлений физики, с которыми учащиеся непосредственно сталкиваются в повседневной жизни. Занятия в кружке должны способствовать развитию учащихся, повышению их интереса к познанию законов природы, подготовке их к систематическому изучению курса физики.

Изложение материала основано на учете психологических особенностей детей данного возраста. Используются разнообразные приемы работы,  стремление ребят к игре, интерес к истории, легендам, сказкам. Особое внимание уделяется эксперименту. В процессе занятий учащиеся должны выполнить лабораторные работы, простые опыты, изготовить ряд самодельных приборов.

К концу изучения курса учащиеся должны иметь первые представления о физических явлениях, быть знакомы с основами молекулярно-кинетической теории строения вещества, знать устройство атома, уметь обращаться с простейшим физическим оборудованием, производить простейшие измерения, снимать показания со шкалы прибора.
С одной стороны, \данный курс должен обобщить знания учащихся о природе, полученные в начальной школе, в их личном опыте общения с природой, сведения, полученные из книг, телевидения и других источников информации. В то же время обобщение этих представлений не ставит своей целью дальнейшее развитие их в системе понятий, предусмотренных для учащихся начальной школы т.к. сведения о природе, усвоенные учащимися в начальной школе при изучении курса «Природоведение» носят достаточно упрощенный характер, с серьёзными отступлениями от требований научности обучения. В 11-12 лет ребёнок начинает чувствовать себя достаточно взрослым и физика позволяет ему осваивать и объяснять реальный, окружающий его мир. Законы физики наиболее простые и в тоже время наиболее общие законы природы. Они лежат в основе всех без исключения природных явлений и самое главное их можно изучать на уроках в режиме реального времени.

Таким образом, основными целями раннего обучения физике следует считать:

Формирование:

  • цельного, системного взгляда на мир;

  • эволюционного взгляда на мир;

  • ценностного взгляда на мир;

  • активного отношения к процессам преобразования мира;

  • представлений о тенденциях интеграции наук и гуманитаризации естественных наук;

  • первоначальных сведений о научном методе познания.

Приобретение:

  • Опыта разнообразной деятельности (познавательной, ценностно-ориентированной, коммуникативной, преобразовательной)

Подготовка:

  • к дальнейшему активному функционированию знаний, умений и навыков, приобретённых при изучении данного интегрированного курса;

  • к выделению места каждой науки в системе наук и дальнейшему осознанному движению к индивидуальной траектории обучения и выбора профессиональной деятельности.

В программе курса «Физика. 6 класс» предусмотрено большое количество экспериментальных заданий для работы в классе и дома, а также лабораторных работ, которые выполняются весь урок. Учащиеся делают самостоятельный вывод о необходимости использования в повседневной практике измерительных приборов, осваивают приёмы получения информации и обработки полученных результатов. Знакомятся с методами научного познания:

Наблюдение, классификация фактов и выводов.

Интерпретация фактов.

Формирование гипотезы.

Конструирование эксперимента для проверки гипотезы или следствий из неё.

Управление – проведение исследования в целом.

Программа направлена, прежде всего, не на получение большого объёма новой информации, а на построение определённой системы мышления и восприятия природы. Но и информация, в больших количествах, входит в данный курс. Большой объём информации ученики получают при выполнении и анализе различных наблюдений и опытов.

В программу входят многие вопросы курса физики и химии (молекулярное строение вещества, механические, тепловые, электрические, магнитные, световые, химические явления, человек и природа, человек и космос). Все эти темы в обязательном порядке будут изучаться в старших классах – более глубоко и уже на новом уровне восприятия – когда системное мышление будет сформировано, и когда каждый новый раздел будет восприниматься не сам по себе, а контексте синтетического, цельного восприятия. При работе по данной программе мы обращаем внимание на то, что кроме натурного эксперимента большую помощь для создания наглядных образов физических явлений, решения целого ряда задач играет мультимедийный проектор и интероактивная доска.

В результате изучения курса « Физика. 6 класс» ученики должны:

Знать/понимать

  • смысл понятий: физическое и химическое явление, физические тела и вещества, опыт, наблюдение, гипотеза, закон, теория, взаимодействие, гравитационные взаимодействия, электрические взаимодействия, магнитные взаимодействия, атом, ион, атомное ядро;

  • смысл физических величин: масса, температура, плотность, сила, давление, путь, время, скорость, сила тока, напряжение, механическая работа, энергия;

  • смысл физических и химических законов: Всемирного тяготения, Паскаля, Архимеда, сохранения массы.

Умеют:

  • описывать и объяснять: различные состояния вещества, делимость вещества, диффузию, взаимодействие частиц различных веществ, строение атома и иона, теплопроводность, плавление, отвердевание, испарение, конденсацию, взаимодействие тел, передачу давления твёрдыми телами, жидкостями и газами, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действия электрического тока, образование тени и полутени, реакции соединения и разложения веществ;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин:расстояния, времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, высоты светила над горизонтом;

  • приводить примеры практического использования физических и химических знаний: о механических, тепловых, электрических, магнитных, химических явлениях природы;

  • решать простейшие задачи на применение изученных законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников;

  • использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.



Требования к знаниям и умениям обучающихся

В результате изучения темы «Введение» обучающиеся должны знать понятия:

природа живая и неживая, явления природы;

тела и вещества;

приводить примеры физических (механических, тепловых, световых, электромагнитных) явлений;

знать методы исследования природы (наблюдение, опыт, теория).

Обучающиеся должны уметь:

вычислять цену деления шкалы измерительного прибора, измерять размеры тела (длину, ширину, высоту), измерять объём жидкости и тела с помощью мензурки.

В результате изучения темы «Тела и вещества» обучающиеся должны знать:

характеристики тел и веществ (форма, цвет, объём, запах);

характеристики состояния вещества (твёрдое, жидкое, газообразное);

правила измерения массы тела на рычажных весах;

понятие массы, температуры тела;

строение вещества (молекула, атом, ион), строение твёрдых тел, жидкостей и газов, основные свойства веществ;

знать отличия простых веществ и сложных;

расположение элемента в таблице Д. И. Менделеева (группа, ряд, период);

строение молекул водорода, кислорода и воды, основные свойства этих веществ;

знать определение плотности вещества.

Обучающиеся должны уметь:

измерять массу и температуру тела, плотность вещества;

 разделять растворимые и нерастворимые в воде вещества фильтрованием;

решать простые задачи на расчёт плотности, объёма и массы вещества;
описывать основные особенности состояния твёрдых тел, жидкостей и газов (сохраняют ли объём, форму)различать простые и сложные вещества, зная химическую формулу вещества;

пользоваться таблицей Менделеева для определения заряда ядра атома; описывать положение химического элемента в таблице (группа, период, порядковый номер)

В результате изучения темы «Взаимодействие тел» обучающиеся должны знать:

определения сил тяжести, упругости, трения, силы всемирного тяготения; направление и проявления этих сил, точки приложения;

определение электрических и магнитных сил;

движение планет, причину приливов и отливов, проявление и применение     этих сил в природе и технике;

виды и проявления деформации в природе и технике;

условия плавания тел в жидкости;

формулы для вычисления силы тяжести, давления твёрдого тела на опору;

единицы силы, давления;

закон Паскаля, закон сообщающихся сосудов;

применение сообщающихся сосудов.

Обучающиеся должны уметь:

измерять силы динамометром;

измерять силу, выталкивающую тело из жидкости;

изображать силы на чертеже;

решать простые задачи на расчёт давления и силы тяжести по известным формулам;

объяснять причины падения тел на Землю, плавания тел в жидкостях;

объяснять причины возникновения сил упругости и трения.

В результате изучения темы «Механические явления» обучающиеся должны знать:

понятия механического движения, траектории, пройденного пути, скорости, времени движения;

относительность движения;

источники звука, явление отражения звука;

формулы для расчёта скорости, пути и времени движения.

Обучающиеся должны уметь:

решать простые задачи на расчёт пройденного пути, скорости и времени равномерного прямолинейного движения по известным формулам.

В результате изучения темы «Тепловые явления» обучающиеся должны знать:

определение процессов плавления, отвердевания, испарения и конденсации с точки зрения строения вещества;

явления теплового расширения, теплообмена, примеры проявления этих явлений в природе и технике;

зависимость скорости испарения от рода жидкости, температуры и площади свободной поверхности.

Обучающиеся должны уметь:

объяснять процессы плавления, отвердевания, испарения и конденсации с точки зрения строение вещества;

наблюдать теплопроводность воды и воздуха.

В результате изучения темы «Электромагнитные явления» обучающиеся должны знать:

понятия электрического тока, напряжения, электрической силы;

основные виды источников тока;

основные элементы электрической цепи;

законы последовательного и параллельного соединения проводников;

действия электрического тока (тепловое, магнитное, химическое);

явления отражения и преломления света;

зеркала и их применение;

линзы, оптические приборы, очки, глаз;

понятия цвета, дисперсии.

Обучающиеся должны уметь:

собирать цепи по схемам;

чертить схемы по предложенным цепям;

наблюдать действия тока;

изучать последовательное и параллельное соединения проводников;

В результате изучения тем «Световые явления» обучающиеся должны знать:

явления отражения и преломления света;

зеркала и их применение;

линзы, оптические приборы, очки, глаз;

понятия цвета, дисперсии.

Обучающиеся должны уметь:

изготавливать камеру-обскуру;

наблюдать за преломлением света;

измерять фокусное расстояние линзы;

наблюдать изображение в линзе.

В результате изучения тем «Земля – планета Солнечной системы» обучающиеся должны знать:

строение Солнечной системы;

предмет астрономии;

понятие созвездия;

названия созвездий;

причину солнечных и лунных затмений.

Обучающиеся должны уметь:

Изготавливать астролябию и определять с её помощью высоту звёзд.

В результате изучения тем «Химические явления» обучающиеся должны знать:

примеры химических явлений;

закон сохранения массы;

реакции соединения и разложения, понятия оксидов, кислот, солей, оснований;

понятия крахмала, белков, углеводов.

Обучающиеся должны уметь:

наблюдать химические явления;

проверять действия кислот и оснований на индикаторы;

уметь распознавать крахмал.

В результате изучения тем «Земля – место обитания человека» обучающиеся должны знать:

строение Земли (литосфера, гидросфера, мантия, ядро);

историю судостроения;

историю исследования морских глубин;

строение атмосферы, понятие влажности.

Обучающиеся должны уметь:

измерять влажность воздуха;

пользоваться психрометром.

В результате изучения тем «Человек дополняет природу» обучающиеся должны знать:

понятие простых механизмов и их практическое применение;

понятие света и тени, энергии;

источники энергии;

понятие тепловых двигателей (двигатель внутреннего сгорания);

устройство микрофона,

принцип работы радио, телевидения;

современные материалы с заданными параметрами;

примеры искусственных волокон, кристаллов, полимеров.

Обучающиеся должны уметь:

выяснять правила равновесия рычага;

работать с неподвижным блоком;

распознавать природные и химические  волокна;

изучать свойства полиэтилена.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, т.е. 68 часов в год.

II. Содержание курса «Физика. 6 класс»


Раздел 1. Введение (5 часов)

Содержание

Знания

Умения










Природа. Человек преобразует природу. Тела и вещества. Что изучает физика. Что изучает химия. Научные методы. Лабораторное оборудование и измерительные приборы.

Физика и химия - основа естественнонаучного метода познания мира.

смысл понятий: тела и вещества; физические и химические явления.

Определять цену деления и предел измерения приборов. Производить измерения линейных размеров и площади поверхности деревянного бруска при помощи линейки; объёма тел произвольной формы при помощи мерного цилиндра.










Тела и вещества (10часов)

Свойства тел и веществ. Состояния вещества. Масса и правила измерения массы на рычажных весах. Температура и её измерение. Строение вещества. Молекулы, атомы, ионы. Движение и взаимодействие частиц в веществе. Частицы вещества и состояния вещества. Строение атома. Атомы и ионы. Химические элементы. Вещества простые и сложные. Кислород. Водород. Вода. Растворы и взвеси. Плотность вещества.

смысл физических величин:масса, плотность, температура.

смысл понятий: диффузия, агрегатное состояние вещества, молекула, атом, ион, химические элементы, простые и сложные вещества.

Описывать и объяснять физические явления: диффузия, взаимодействие молекул.

Измерять физические величины: температуру, массу.

Вычислять плотность по массе и объёму.

Разделять растворимые и нерастворимые вещества фильтрованием.

Решать задачи на определение плотности.

Приводить примеры практического использования физических и химических знаний о строение и свойствах вещества




 

Взаимодействие тел (12часов)

Действие одного тела на другое. Силы. Противодействие. Всемирное тяготение. Деформация. Сила упругости. Условие равновесия тел. Измерение сил. Трение. Электрическое взаимодействие. Магнитное взаимодействие. Давление. Давление в жидкостях и газах. Давление на глубине. Сообщающиеся сосуды. Выталкивающая сила. Плавание тел.

  • смысл физических величин:сила, давление.

  • смысл понятий: действие и противодействие, деформация, условия равновесие тел, электризация тел, плавание тел.

  • смысл физических законов:Всемирного тяготения, Архимеда.

 

  • Описывать и объяснять физические явления: взаимодействия.

  • Измерять: силу трения, силу Архимеда.

  • Вычислять: давление твёрдых тел на опору и жидкостей на дно и стенки сосуда; силу Архимеда.

  • Приводить примеры практического использования физических знаний: о силах Всемирного тяготения, трения, упругости, электрических и магнитных силах; условиях равновесия и плавания тел.

  • · Решать задачи на применение изученных физических законов и понятий.

Физические явления (28 часов)

Механические явления.Механическое движение, Путь и время. Скорость. Относительность движения. Звук. Источники звука. Распространение звука. Тепловые явления. Тепловое расширение. Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Теплопередача. Электромагнитные явления. Электрический ток. Напряжение. Источники тока. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Действия тока: тепловое, магнитное, механическое, химическое. Световые явления. Свет и тень. Законы отражения и преломления света. Зеркала. Линзы. Оптические приборы. Глаз и очки. Цвет. Химические явления. Закон сохранения массы. Реакции соединения и разложения. Оксиды. Кислоты. Основания. Соли. Белки. Жиры. Углеводы. Крахмал.

  • смысл физических величин:путь, время, скорость, сила тока, напряжение.

  • смысл понятий:механическое движение, относительность движения, звук, тепловые явления, плавление и кристаллизация, испарение и конденсация, свет и тень.

  • смысл физических законов: отражения и преломления света, закона сохранения массы.

    • Описывать и объяснять физические и химические явления: механические, тепловые, электрические, магнитные, световые, химические.

    • Измерять физические величины: силу тока и напряжение.

    • Вычислять: скорость, путь, время.

    • Собирать электрические цепи с последовательным и параллельным соединением проводников.

    • Приводить примеры практического использования физических знаний о изменении агрегатных состояний вещества, об электрических и магнитных явлениях, о свете и использовании оптических приборов.

    • Распознавать кислоты и основания по их действию на индикаторы, распознавать крахмал.

    • Решать задачи на применение изученных законов.




 

Астрономия (12 часов)

Земля – планета Солнечной системы. Наука астрономия. В мире звёзд. Названия созвездий. Карта звёздного неба. Луна естественный спутник Земли. Космические исследования.

  • смысл понятий: планета, звезда, спутники планет.

  • Приводить примеры практического использования астрономических знаний для нужд человечества.

  • Изготавливать астролябию и с её помощью определять высоту звёзд.

  • Пользоваться подвижной картой звёздного неба.





Тема 1. Введение(5ч)  

Урок 1-2/1-2. Что изучает физика? Природа.

Тела и вещества.
Основной материал. Природа живая и неживая. Понятие о явлениях природы. Человек – часть природы, зависит от нее, преобразует ее. Необходимость изучения природы. Многообразие явлений природы. Физические явления: механические, тепловые, электромагнитные, световые. Тела и вещества.

Выполнение упражнений.1. Учитель читает отрывки из стихотворений о природе, демонстрирует репродукции картин и предлагает учащимся назвать физические явления, описанные в них. 2. Из предложенного учителем текста учащиеся должны выделить названия веществ, физических тел и физических явлений.

Демонстрации. Демонстрации различных физических явлений.


Урок 3/3. Методы исследования природы.

Основной материал. Научный подход к изучению природы. Наблюдения, опыт, теория. Лабораторное оборудование. Правила пользования и правила безопасности. Простейшие измерительные приборы и инструменты: линейка, измерительный цилиндр, динамометр. Шкала прибора: цена деления, предел измерения. Алгоритм нахождения цены деления и предела измерения.
Урок 4-5/4-5. Измерения. Измерительные приборы

Лабораторный практикум.

Лабораторные работы. «Измерения объема жидкости», «Измерение вместимости стакана», «Измерение объема твердого тела».

Тема 2.Тела и вещества (10 ч)

Урок 6/1. Состояние вещества.

Основной материал. Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества. Сохранение формы и объема твердыми телами, сохранение объема и несохранение формы жидкостями, несохранение формы и объема газами.

Лабораторная работа «Наблюдение различных состояний вещества»

Демонстрации. Различные твердые тела. Переливание подкрашенной жидкости из мензурки в сосуды разной формы. Перевязав нитью резиновый шар, наполняют одну его часть воздухом, а затем развязывают нить. Испарение воды и ее конденсация. Плавление стеарина и его отвердевание.

Урок 7-8/2-3.Строение вещества.

Лабораторный практикум.

Основной материал. Делимость вещества. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Примеры диффузии в природе, быту, технике. Взаимодействие частиц вещества: притяжение и отталкивание.

Демонстрации. Делимость мела. Диффузия пахучего вещества (дезодорант). Диффузия раствора марганца и воды. Прилипание стекла к поверхности воды. Сжатие и растяжение упругих тел.

Лабораторные работы «Наблюдение делимости вещества», «Наблюдения явления диффузии»
Урок 9/4. Температура.

Основной материал. Температура. Методы измерения температуры. Измерительные приборы. Из истории измерения температуры.

Лабораторная работа «Измерение температуры воздуха и воды», «Сравнение температур».

Урок 10/5. Молекулы. Атомы. Строение атомов

Основной материал. Молекулы. Атомы. Первое представление о строении атомов. Строение атома: ядро (протоны и нейтро-ны), электроны; массы и заряды этих частиц.

Демонстрации. Строение вещества.
Урок 11/6.Масса. Измерение массы.

Основной материал. Масса. Первые представления о массе как о количестве вещества. Необходимость измерения массы. Из истории измерения массы. Меры и эталон массы. Рычажные весы, правила работы с ними.

Лабораторная работа «Измерение массы тела на рычажных весах»
Урок 12/7. Объемы тел. Строение вещества.

Основной материал. Объемы тел. Способы измерения объемов тел из различных веществ.

Лабораторные работы «измерение объема»
Урок 13-14/8-9. Плотности веществ.

Основной материал: Понятие плотности. Сравнение тел одинакового объема и одинаковой массы. Расчетные задачи на нахождение плотности вещества. Плотность вещества. Единицы плотности. Нахождение плотностей различных веществ по таблицам и их сравнение.

Лабораторная работа «Определение плотности цилиндра и определение вещества»
Урок 15/10. Решение задач на определение плотности по массе и объему.

Тема 3. Взаимодействие тел (12ч)

Урок 16/1. К чему приводит действие одного тела на другое? сила.

Основной материал. Изменение скорости и формы тела при действии на него других тел. Сила как характеристика взаимодействия. Силы различной природы: Сила тяжести, сила упругости, электрическая и магнитная силы, сила трения, сила давления. Зависимость результата действия силы от ее значения, направления, точки приложения. Действие и противодействие.

Демонстрации. Опыт с тележками. Пластилиновый шарик, упав на поверхность стола, изменяет свою форму. Груз на пружине. Демонстрация сил различной природы.

Урок 17/2. Всемирное тяготение. Сила тяжести.

Основной материал. Сила тяжести. Ускорение свободного падения. Зависимость силы тяжести от массы тела. Вес тела. Притяжение к Земле. Притяжение на других планетах.

Демонстрации. Динамометр. Определение силы тяжести различных предметов. Лабораторные работы «Измерение силы с помощью динамометра»,
Урок 18/3. Деформация. Сила упругости.

Основной материал. Различные виды деформаций: растяжение, сжатие, изгиб, сдвиг и кручение. Проявление деформации в природе, в быту, учет и использование в технике. Возникновение силы упругости при деформации тел. Направление силы упругости. Исследование зависимости силы упругости от деформации.

Демонстрации. Прибор для демонстрации различных видов деформации.

Лабораторная работа «Наблюдение возникновения силы упругости при деформации»
Урок 19/4измерение силы. Динамометр

Устройство динамометра. Шкала прибора, определение цены деления, предела измерений.
Урок 20-21/5-6. Сила трения. Измерение силы.

Основной материал. Повторение: шкала прибора, определение цены деления, предела измерения. Устройство динамометра. Сила трения; ее проявление в природе, в быту, условия ее возникновения; причины возникновения трения. Трение скольжения и трение качения – их сравнение. Учет и использование трения в технике.

Демонстрации. Динамометры различного типа.

Лабораторные работы «Измерение силы трения».
Урок 22/7. Равновесие тел.

Основной материал. Равновесие. Условия равновесия тел. Равнодействующая сила.

Демонстрации. Условия равновесия.
Урок 23/8.Электрические силы
Урок 24/9. Магнитные силы
Урок 25-26/10 -11/Выталкивающие силы.

Основной материал. Знакомство с выталкивающей силой. Выяснение условий плавания тел. зависимость выталкивающей силы. Выталкивающая сила и её измерение на опыте. Зависимость архимедовой силы от рода жидкости и от объёма погруженной части тела.

Лабораторная работа « выяснение условий плавания тел».
Урок 27/12. Воздухоплавание.
Тема 4. Механические явления (8ч)

Урок 28/1-29/2. Механическое движение.

Основной материал. Механическое движение. Траектория. Различные виды движения: прямолинейное. Криволинейное, движение по окружности. Вращательное, колебательное волны. Примеры различных видов движения в природе и технике. Путь и время движения, измерение пути и времени.

Демонстрации. Демонстрация различных видов движения.
Урок30-31/3-4. Скорость движения.

Основной материал. Скорость равномерного движения. Единицы измерения скорости (м/с, км/ч). Ускоренное и замедленное движение, примеры ускоренного и замедленного движения.

Решение экспериментальных задач типа: 1. Рассчитать время, за которое легкоподвижная тележка поедет длину стола.2.Рассчитать путь, который пройдет тележка за 20 с.

Демонстрации. Вычисление скорости движения ученика по классу. Вычисление скорости тележки.

Лабораторная работа «Вычисление скорости движения бруска»
Урок 32/5.Относительность механического движения.

Основной материал. Повторение: Решение задач на расчет скорости, пути и времени движения.  Представления об относительности движения.

Демонстрации. Демонстрация относительности движения.

Лабораторная работа «Наблюдение относительности движения»
Урок 33-34/6-7. Звук. Скорость звука. Источники звука

Основной материал. Звук как источник информации человека об окружающем мире. Источники звука. Колебания – необходимые условия возникновения звука. Скорость звука в различных средах. Явление отражения звука. Эхо. Использование явления отражения звука в технике. Голос и слух, гортань и ухо.

Демонстрации. Разнообразные источники звука и колеблющиеся детали. Порождающие звук: камертон, и музыкальные инструменты, громкоговорители.
Урок 35/8. Свободное падение тел.

Основной материал. Движение тела при свободном падении.

Демонстрация. Свободное падение тал разной массы в вакууме.

Тема 5. Тепловые явления. (4 ч)

Урок 36/1.Температура. Теплопередача.

Основной материал. Температура как важная характеристика тел и веществ, различных явлений природы. Измерение температуры. Термометры и правила работы с ними. Процесс теплопередачи, примеры проявления теплопередачи в природе, учета и использования в технике

Демонстрации. Теплопроводность различных металлов. Нагревание термоскопа излучением от лампы, от горячего тела.

Лабораторная работа «Наблюдение теплопроводности воды и воздуха»
Урок37/2. Тепловое расширение.

Основной материал. Тепловое расширение жидкостей и газов. Сообщения учащихся – примеры учета и использования теплового расширения в технике. Проверочная работа «Тепловые явления»

Демонстрации. Расширение тел при нагревании с помощью прибора «шар с кольцом».
Урок.38/3-39/4. Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация.

Основной материал. Процессы плавления и отвердевания, их объяснение с точки зрения строения вещества. Процессы испарения и конденсации, их объяснение с точки зрения строения вещества. Испарение и конденсация в природе.

Демонстрации. Наблюдение таяния льда в воде. Конденсация капель воды на холодной поверхности металла, помещенного над кипящей водой.

Тема 6.Электромагнитные явления (8 ч).

Урок40/1. Электризация.

Основной материал. Электризация. Условия электризации. Заряды. Знаки зарядов

Демонстрация. Взаимодействие заряженных тел. Делимость заряда.
Урок 41/2. Электрическое поле.

Основной материал. Электрическое поле. Строение атома. Электрон. Закон сохранения электрического заряда.
Урок 42/3Электрический ток. Источники тока.

Основной материал. Электрический ток как направленное движение заряженных частиц. Источники постоянного  и переменного тока.

Демонстрации. Источники тока.

Урок 43/4. Напряжение.

Основной материал. Сила тока. Единицы измерения силы тока – 1ампер (А). Напряжение, единица измерения напряжения – 1вольт (В). Амперметр и вольтметр, включение амперметра и вольтметра в электрическую цепь. Зависимость силы тока от напряжения.

Демонстрации. Амперметры, вольтметры. Зависимость силы тока от напряжения.
Урок 44/5.Электрические цепи.

Основной материал. Составные части электрических цепей и их обозначение на схеме.

Демонстрации. Таблица обозначений элементов цепи. Демонстрация приемов сборки простейших электрических цепей, измерения тока и напряжения в цепи.
Урок 45-46/6-7. Действие тока.

Основной материал. Тепловое действие тока, его применение в бытовых приборах. Магнитное действие тока. Электромагниты и их применение. Химическое действие тока, его применение. Проверочная работа «Электромагнитные явления».

 Демонстрации. Нагревание спирали действием тока. Действие тока на магнитную стрелку. Электромагнит.
Урок 47/8. Магнитизм. Магнитное поле

Основной материал. Магнитные свойства вещества. Взаимодействие магнитов. Линии магнитного поля.

Тема 7. Световые явления (9 ч)

Урок 48-49/1-2.Свет. Источники света.

Основной материал. Световые явления. Свет как источник информации человека об окружающем мире. Источники света: горячие и холодные. Образование тени от преграды. Объяснение солнечных и лунных затмений.

Демонстрации. Излучение света различными источниками. Образование тени от преграды. Прибор солнечного и лунного затмения.

Лабораторная работа «Свет и тень»
Урок 50-51/3-4. Отражение света.

Основной материал. Зеркальное и рассеянное отражение. Зеркала плоские, выпуклые и вогнутые. Использование зеркал.

Демонстрации. Демонстрация плоского, выпуклого и вогнутого зеркал. Демонстрация закона отражения.

Лабораторная работа «Получение изображения в плоском зеркале»
Урок 52-53/5-6. Преломление света.

Основной материал. Явление преломления света. Изменение направления светового луча при переходе из одной среды в другую.

Демонстрации. Преломление света на границе воздух – вода, воздух – стекло.

Лабораторная работа «Наблюдение за преломлением света»

Урок 54-55/7-8. Линзы. Оптические приборы.

Основной материал. Различные типы линз: собирающие и рассеивающие. Фокус линзы. Увеличение линзы. Назначение и использование оптических приборов: фотоаппарата, проекторов, микроскопа, телескопа.

Демонстрации. С помощью прибора по геометрической оптике.

Лабораторная работа «Измерение фокусного расстояния линзы»
Урок 56/9.Разложение белого света в спектр.

Основной материал. Разложение белого света с помощью призмы. Спектр. Порядок следования цветов в спектре. Радуга. Объяснение цвета тел.

Демонстрации. Разложение белого цвета в спектр. Круг Ньютона.
Тема 8. Астрономия ( 12 часов)

Урок 57/1. Земля – планета солнечной системы

Урок 58/2 Строение солнечной системы

Урок 59/3. Спутник Земли – Луна

Урок 60/4. Солнце

Урок 61/5. Звезды. Карта Звездного неба.

Урок 62/6. Созвездия.

Урок 63-64/7-8. Небесные тела: метеоры, метеориты, астероиды, кометы.

Урок 65-66/9-10. Космические исследования.
Резерв- 2 часа

Примерные темы рефератов.

Физика в нашем городе.

Почему погода бывает такая разная?

Почему трава зеленая?

Почему улетел воздушный шарик?

О чем говорит появление на небе радуги?

Что такое молния?

Почему за городом дышится легче?

История авиации: самолеты, вертолеты.

Список литературы.

  1. Гальперштейн Л. Забавная физика. -  М.: Детская литература, 1993 г.

  2. Древо познания. Энциклопедия.

  3. Ланина И.Я 100 игр по физике. – М.: Просвещение, 1995 г.

  4. Ландау Л.Д., Китайгородский А.И. Физика для всех. – М.: Наука, 1974 г.

  5. Меркулов А. Раскрывая тайны природы. – М.: Московский рабочий, 1972 г.

  6. Перельман Занимательная физика. 1 и 2 часть – М.: Наука. 1991 г.

  7. Тихомирова С.А. Физика в пословицах, загадках и сказках. – М.: Школьная пресса, 2002 г.

  8. Тихомирова С.А. Дидактический материал по физике: физика в художественной литературе. – М.: Просвещение, 1996 г.

  9. Усова А.В. Краткий курс истории физики. – Челябинск, Факел, 1995 г .

  10. Физическая смекалка. Занимательные задачи и  опыты по физике для детей. – М.: Омега, 1994 г.

  11. Шабловский В. Занимательная физика. – С-Пб., Тригон, 1997 г.

  12. Я познаю мир. Энциклопедия.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск