МКОУ Нежитинская СОШ Зайцева З.В 2013г
Этапы и части
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Длительность(мин)
| Примечания
| Подготовительный этап
| Орг.момент
| Приветствует учащихся
Когда-то давным-давно жил-был на свете один человек. Он построил себе дом. Не из дерева, а из обыкновенного стекла. А потом, уходя, по забывчивости хлопнул дверью - дом разлетелся вдребезги: ведь стекло хрупкое.
Построил себе этот человек другой дом: не из дерева, не из камня, не из стекла – из воска слепил. Солнце пригрело пожарче - дом потек, растаял, превратился в вязкую массу: ведь воск так легко плавится.
Тогда этот человек сделал еще один дом: не из дерева, не из камня, не из стекла, не из воска - из бумаги склеил он его. Как только подул ветер сильный, легкий бумажный домик поднялся в воздух и улетел. Где он теперь – никто не знает.
Вот каким неудачником был тот человек! А почему?
| Приветствуют учителя
Он не изучал строение вещества.
| 2
| 1слайд
| Основной этап
| Актуализация знаний
| Сегодня мы с вами совершим путешествие на остров Знаний. В увлекательной форме расширим знания о строении вещества повторим основные понятия (физика, тело, вещество, приборы), проявив внимательную находчивость, умение помочь друг другу найти правильную дорогу, совместными усилия преодолеем все трудности на своем пути, побываем при этом в бухте Чародеев, заливе эрудитов, Проливе неразгаданных тайн, море мыслителей, лагуне загадок, Мысе полиглотов, Архипелаге фантазий.
И попадем на остров Знаний. Чтобы к нему попасть надо плыть, не сесть на мель, обойти водоворот, не попасть в руки пиратов, суметь уйти от хищной рыбы.
Вы готовы идти вперед? Тогда в путь!
Чтобы отплыть, надо построить «Шхуну». А для этого надо ответить на вопросы:
Ответить на вопросы:
1. Как называются окружающие нас предметы?
2. Из чего состоят все окружающие нас физические тела?
3. Что можно сказать о строении вещества?
4.Что называется диффузией?
5. Делимы ли молекулы? На доске выписывается цепочка из ключевых слов: физические тела–вещества–молекула–атом.
Эта связь была известна древнегреческому ученому Демокриту. В 460 г. до н.э. он написал: «Атомы бесчисленны по величине и многообразию, носятся они во Вселенной, кружась в вихре, и таким образом рождается все сложное: огонь, вода, воздух, земля».
Атомы и молекулы – это строители, которые носятся во Вселенной и создают окружающее нас многообразие тел: камень, лежащий у дороги, красивый цветок, пушистые облака на голубом небе.
|
– Все окружающие нас предметы называются физическими телами.
Все физические тела состоят из вещества Все вещества состоят из молекул.
-Явление самопроизвольного проникновения молекул одного вещества между молекулами другого называется диффузией Молекулы состоят из атомов.
| 4
| Слайд
4 слайд
5слайд
| Знаете ли Вы?
| Значение явлений «диффузия», «смачивание и несмачивание в нашей жизни: диффузия играет большую роль в круговороте веществ в природе, в быту (приготовление пищи), в образовании ветров, в солевом обмене ряда обитателей морей (крокодиловы слёзы) и снабжении кислородом организма человека и животных.
Это явление имеет и отрицательную сторону: вредные вещества могут проникать в почву и загрязняют грунтовые воды, распространяются по воздуху выбросы промышленных предприятий, по рекам переносятся вредные химические соединения, отравляя рыбу.
Несмачивание позволяет выживать птицам в холодную погоду, т.к. смазывая перья жиром, они защищают своё тело от холода и попадания воды. Загрязнение вод нефтепродуктами приводит к их гибели, так как происходит смачивание.
Вывод: нужно многое знать, изучать и понимать, чтобы правильно использовать явления природы и не наносить ей вред, природа – это наш с вами дом.
|
| 3
| 6слайд
| «Найди правильную дорогу»
| Шхуна построена, выберем маршрут. «Найди правильную дорогу» - один человек у доски, остальные по карточкам отмечают стрелками соответствие
|
| 3
| 7слайд
| Кроссворд «Приборы»
| Чтобы отправиться по выбранному маршруту, нам нужен пропуск – отгадать кроссворд «Приборы»
Поочередно показываю приборы, названия которых учащиеся последовательно записывают в сетку кроссворд (держатель, пробирка, мензурка, штатив, муфта, колба)
Что получилось в выделенном столбике? (динамо – у кого правильный ответ, дать одному жетону 1б,2б). В дальнейшем, мы заполним весь кроссворд, когда познакомимся с устройством и назначением других приборов.
|
| 3
| 8слайд
| Игра «Третий лишний»
| Но у нас на пути хищная рыба.
Чтобы попасть в море Мыслителей, нам надо найти « Третьего лишнего» ( на доске задания, поднять карточку с цифрой 1,2 или 3, которая соответствует правильному ответу)
А) 1) парта 2) доска 3) вода (3)
Б) 1) мензурка 2) колба 3) линейка (2)
В) 1) сантиметр 2) масса 3) время (1)
( за правильный ответ - жетоны 1б,2б)
По щучьему хотению, по моему велению, быть нам в море Мыслителей
|
| 3
| 9слайд
| Отгадать ребус?
| Отгадать ребус?
Сажень - русская мера длины 2,134 м
Фут – английская мера длины 30,5 см
( Каждому на парту выдается ребус, объясняется, как их отгадывать, попутно выясняя, знают ли они внесистемные меры длины – сажень, фут 1б,2б)
|
| 5
| 10слайд
| Ответить на вопросы
| На нашем пути водоворот, что бы не попасть в него, чтобы нас не затянуло в его губительные объятия, мы должны дружно и хором ответить на вопросы.
Спирт – это жидкость?
В газах молекулы двигаются хаотично?
Вода – не сохраняет свою форму?
Твердые тела имеют объем?
Мы любим физику?
Вы очень дружно отвечали на вопросы, поэтому мы благополучно проходим водовод (передвигаем парусник вперед 1б)
| Да
Да
Да
да
| 2
| 11слайд
| Шифрованная записка
| Мы получили шифрованную записку в которой объясняется, как не попасть в руки пиратов. Кто прочитает? Кто расшифрует?
Ohne fleiβ kein Preiβ? (2б)
| Без труда не вынешь рыбку из пруда.
| 5
| 12слайд
| Эксперимент
| Кто проведет опыты? Вызываются три ученика.
Пройдет ли яйцо в колбу? 2б
Как достать монету, не смочив рук? 2б
Расширение твердых тел при нагревании 2б
|
| 5
|
| Тестирование
| Вот и остров Знаний.
Но на остров нужен пропуск – ответить на вопросы теста.(по вариантам, даются тесты, проверяются, подсчитываются количество полученных жетонов баллов, выставляются оценки).
Наше путешествие сегодня подошло к концу. Мы благополучно прибыли на остров Знаний благодаря вашим знаниям, умениям, навыкам. Что же необходимо делать, чтобы не попадать впросак , как попал «неудачный» строитель дома?
внимательно и серьезно изучать законы и применять их в жизни.
Да. Внимательно и серьезно изучать законы и применять их в жизни.
|
Внимательно и серьезно изучать законы и применять их в жизни.
| 7
| 13слайд
| Привал
| Народные пословицы и загадки
| Народные пословицы
1. Нарезанный лук пахнет и жжёт глаза сильнее.
2. На мешке с солью и верёвка солёная.
3. Овощной лавке вывеска не нужна.
4. Волка нюх кормит?
|
| Сла14
| Закрепление.
| Узнай, что изображено на рисунках?
|
| 2
| 15-22
| Рефлексия
|
|
|
|
| Итог
| Спасибо за работу. Д/З – составить сказки на физическую тему. 18-22 балла «5»
11-17 баллов «4»
6- 11 баллов «3»
|
| 1
| 23слайд
|
|