Скачать 56.07 Kb.
|
Атмосферное давление. Урок по организации проектной деятельности. Физика, 7-й класс Цели: Образовательная: вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс; формирование навыков по исследовательской деятельности. Воспитательная: воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам одноклассников; воспитание личной ответственности за выполнение коллективной работы Развивающая: развитие умений и способностей учащихся работать самостоятельно; расширение кругозора, повышение эрудиции, развитие интереса к экспериментальной физике. Оборудование: стакан, открытка, бутылка с водой, колба, пробка с подключенной трубкой, насос, пол литровые банки (3 шт), газета, огарок свечи, две пробирки, входящие друг в друга, пластиковые бутылки, спиртовка, шило или спица, кусок оконного стекла, воронка, вантуз или присоска, стеклянная трубка с поршнем, фанерная дощечка 10х10 см, волейбольная камера, кнопки, или зажимы, спички, бутылка с широким горлышком, вареное яйцо. Презентация “Атмосферное давление” Видеофильм “Вес воздуха” “Раздувание шарика под колоколом воздушного насоса” ХОД УРОКА. 1-й этап. Погружение в проект Урок начинается с видеофильма “Вес воздуха”. Нашу Землю окружает газовая оболочка, называемая атмосферой. А так как воздух имеет вес, то он должен оказывать давление. (слайд №1) Впервые это давление было измерено итальянским ученым, математиком и физиком Эванджелисто Торричелли. Он взял стеклянную трубку длиной 1 метр, запаянную с одного конца, наполнил ее полностью ртутью и перевернул, опустив открытый конец в чашку со ртутью (слайд №2). К удивлению окружающих, из трубки вылилась лишь не большая часть ртути. В трубке остался столбик ртути высотой 76 см (760 мм). Торричелли утверждал, что столбик удерживается атмосферным давлением. Именно ему впервые пришла эта мысль. (слайд №3) Чтобы наглядно продемонстрировать это давление, в 1654 году был проведен знаменитый опыт с магдебургскими полушариями. В нем, из плотно прижатых друг к другу металлических полусфер был откачан воздух. Атмосферное давление настолько сильно сжимало их снаружи, что снова разделить полушария не смогли даже 16 лошадей (восемь пар) лошадей, тянущих полушария в разные стороны. Проведен этот эксперимент немецким физиком, бургомистром Магдебурга Отто фон Герике. (Cлайд №4) Эксперименты, которые мы с вами рассмотрели, очень трудно проделать: Ртуть для нас ядовита, лошади мы даже одной не найдем, поэтому я предлагаю каждой группе выполнить проект. Задача проекта: выполнить эксперимент, наглядно демонстрирующий наличие атмосферного давления. В процессе работы над проектом вы должны: Выбрать эксперимент Подобрать необходимое оборудование Изготовить пояснительный рисунок Показать эксперимент Объяснить его Эксперименты должны быть наглядными, простыми и доступными. 2-й этап. Организация деятельности Учащиеся разбиваются на группы, распределяют роли в группе, выбирают из литературы, какой эксперимент они будут показывать. (перечень экспериментов – приложение 1) 3-й этап. Осуществление деятельности Учащиеся работают активно, самостоятельно, сообща и каждый в соответствии со своим амплуа. Выбирают нужные приборы, изготавливают самодельные конструкции. Пробуют провести эксперимент. По необходимости консультируются с учителем. 4-й этап. Презентация Ученики демонстрируют свои эксперименты, объясняют их. Рефлексируют свою деятельность и оценивают результат своей работы, а так же работу других групп. Дают взаимооценку деятельности и ее результативности. Результаты само- и взаимооценки заносят в оценочный лист и обсуждаются. (см. приложение – 2) Литература “Физика-7” под.ред А.А. Пинского, В.А. Разумовского Москва “Просвещение” 2002. “Физика-7” А.В. Пинский, Н.А. Родина Москва “Просвещение” 1991. Б.Ф. Билимович “Физические викторины в средней школе” Издательство “Просвещение” Москва 1968. С.Ф. Покровский “Опыты и наблюдения в домашних заданиях по физике” Академия педагогических наук РСФСР Москва 1951. Библиотека электронных наглядных пособий “Физика 7-11” Министерство образования РФ “Кирилл и Мефодий” 2003. Учебное электронное издание “Физика 7-11” практикум “Физикон” 2004. Л.А. Горев “Занимательные опыты по физике” Москва “Просвещение” 1977. А.Е. Гуревич “Физика 7 класс” Дрофа Москва 2001. “Физическая смекалка. Занимательные задачи и опыты по физике для детей”. Москва “Омега” 1994. Ведущие: Здравствуйте, дорогие друзья! Друзья науки и искусства! Мы рады приветствовать вас в этом зале. Сегодня в нашей школе праздник День науки. Над буйным хаосом стихийных сил Сияла людям Мысль, как свет в эфире. Исканьем тайн дух человека жил, Мощь разума распространялась в мире. - Упали в прах обломки суеверий, Наука в правду превратила сон: В пар, в телеграф, в фонограф, в телефон, Познав составы звезд и жизнь бактерий. - Как наша прожила б планета, Как люди жили бы на ней Без теплоты, магнита, света И электрических лучей? - Что было бы? Пришла бы снова Хаоса мрачная пора. Лучам приветственное слово. Науке - громкое “Ура”! - звучит музыка. Слово предоставляется директору школы, Яковлевой Е.С. и приглашенным гостям. Ведущие: - Опять апрель на белом свете, На школьной радостной планете. Природа снова оживает: Звенит, поет, благоухает. - И снова чудо в нашем зале: Каких людей мы здесь собрали! Здесь море умных, чистых глаз, Здесь мудрость очарует нас! Вручение сертификатов 1) физико-математический цикл - Мы математику грызем, Других наук не замечаем, И в результате твердо знаем: Эйнштейнами мы скоро станем! - Физика для нас, как день рождения, С радостью идем мы на урок. Плитки, утюги, электролампы - Физика дает нам знанья впрок. 2) Информационно коммуникационные технологии - Компьютер, ах, компьютер! Ты и сила, и ловкость ума. Компьютер, ах, компьютер, Ты сведешь поколенье с ума! 3) общественные науки - Понимаем мы, что трудно, очень трудно Нам историю сейчас преподавать. Ведь так много в ней происходило, Что попробуй все осмыслить и понять. 4) языкознание - Великий, могучий, Правдивый, свободный, Нам русский язык так доступен всегда. Нас с Дубровским и Машей, С Му-му и Грушницким Невидимой нитью связал навсегда. 5) спорт - Чтоб расти и закаляться, Нужно спортом заниматься. Закаляйся, детвора, В добрый путь, физкульт-ура! 11. Вручение значков ШНО - Побольше чтоб из нашей школы Шагнули дети в мир науки. Так передадим им по реестру что ли Побольше знаний в золотые руки. - Пронесут по жизни, словно знамя, Полученные в школе знания, Они применят их в дела умело, И будем мы гордиться ими смело. Клятва. Мы, учащиеся Медведевской средней школы №1, вступая в школьное научное общество, клянемся: всегда пытаться проникнуть в суть окружающего мира; учиться черпать силу духа в том светлом и вечном, что создала человеческая культура; высоко нести честь нашей школы; своими знаниями и успехами укреплять ее позиции в поселке, городе, районе, республике; овладевать преподаваемыми предметами с постоянным упорством; штурмовать читальные залы библиотек, сайты сети Интернет. Презентация (Приложение 1) музыка Ведущие: - Да здравствуют музы, да здравствует разум! Ты, солнце святое, гори! Как эта лампада бледнеет Пред ясным восходом зари, - Так ложная мудрость мерцает и тлеет Пред солнцем бессмертным ума. Да здравствует солнце, да скроется тьма! По окончании торжественной части работа школьного научного общества продолжилась по секциям: русского языка и литературы математики (Рисунок 2) истории и географии естественных наук иностранных языков. |