Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 92.77 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации22.02.2014
Размер92.77 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Физика > Урок
Тема урока: Ядерные реакции

Продолжительность: 45 минут.

Класс: 9.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Цели урока:

  • обобщить и систематизировать знания по теме “Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер”,

  • подготовить учащихся к тематическому оцениванию знаний.

Задачи урока:

  1. Закрепить навыки работы со справочной литературой.

  2. Проверить знания учащихся на основе выполнения работ тренирующего типа, индивидуальной работы с тестовыми заданиями.

  3. Воспитание чувства патриотизма по отношению к своей стране.

  4. Развивать интерес к предмету;

  5. Воспитывать в детях стремление к овладению знаниями, к поиску интересных фактов.

Учебно-наглядный комплекс:

  • Презентация в Microsoft Power Point.

  • Справочные таблицы “Относительная атомная масса некоторых изотопов, а. е. м. ”, “Периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева”.

  • Компьютер, экран, мультимедиапроектор.

  • Электронное издание – 1С: Физика, 7-11 классы из серии “Библиотека наглядных пособий”

  • Раздаточный дидактический материал (тестовые задания) для учащихся.

Структура урока.

  1. Организационный момент.

  2. Мотивационная основа урока.

  3. Повторение темы “Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер” с помощью презентационного материала.

  4. Тематическое тестирование.

  5. Подведение итогов, оценки за урок.

  6. Домашнее задание.

Ход урока

Прав ли был Прометей, давший людям огонь?

Мир рванулся вперед, мир сорвался с пружин,

Из прекрасного лебедя вырос дракон,

Из запретной бутылки был выпущен джин.

- Человечество сделало главный вывод: в третьей мировой войне не будет победителей, не будет и побежденных.

Хиросима и Нагасаки навсегда запомнят те черные дни и тяжелые последствия неизвестной болезни. Память о них будет передаваться из поколение в поколение.

4. Слайд – Беккерель.

- Давайте вспомним, какие научные открытия привели человечество к этой страшной трагедии?

- Кто этот человек и какое открытие принадлежит ему? (Беккерель открыл явление радиоактивности)

- Что такое радиоактивность? (самопроизвольное излучение)

- Как ему удалось обнаружить это явление? (ответ учащихся)

- Какие исследования проводил с радиоактивными препаратами на себе? (ответ учащихся)

5. Слайд – Кюри.

- Чем прославили себя эти люди? (ответ учащихся)

- Какой химический элемент открыла мари Склодовская-Кюри? Почему так назвала? (ответ учащихся и проверка с помощью презентации (Приложение 1))

- Почему радий называют лучистым? (ответ учащихся)

- Где наблюдали его свечение супруги Кюри? (ответ учащихся)

6. Слайд - Радиоактивность – как доказательство сложного строения атома.

- Почему радиоактивность доказывает, что атом имеет сложное строение? (ответ учащихся)

- Какую структуру имеет радиоактивное излучение? (ответ учащихся)

- - излучение? Почему отклонение слабое? (ответ учащихся)

- – излучение? Почему сильное отклонение? (ответ учащихся)

- – излучение? (ответ учащихся)

- Из какой части атома берутся эти частицы? (ответ учащихся)

- Итак, что такое радиоактивность? (ответ учащихся)

7. Слайд – Строение атома.

- Кто впервые заговорил об атомарном строении вещества? (ответ учащихся)

- Первая модель атома имеет историческое название? Почему? (ответ учащихся)

- Вскоре появилась еще одна модель? Ее название? Как устроен атом? (ответ учащихся)

- Ядро – это уже неделимая часть или нет? (ответ учащихся)

8. Слайд - Резерфорд.

- Кем была предложена планетарная модель атома? (ответ учащихся)

- Принципиальная схема опыта Резерфорда? (ответ учащихся)

- Объяснение результатов опыта. (ответ учащихся)

9. Слайд - Строение атомного ядра.

- Какие частицы входят в состав ядра? (ответ учащихся)

- Как звали человека, открывшего нейтрон? Кто еще стоял на пороге открытия этой частицы? (Резерфорд предполагал, Ирен и Фредерик Жолио-Кюри)

- На доске запишите условное обозначение протона, нейтрона и электрона.

- Масса протона и нейтрона, что о них скажете. (ответ учащихся)

- Почему масса электрона не учитывается и приравнивается к нулю? (ответ учащихся)

- На слайде -? Х-? (ответ учащихся)

- Z-?(!) Какие характеристики химического элемента скрывает эта буква? (ответ учащихся)

- М-? (!) В этой букве какие параметры спрятаны? Что можно определить? (ответ учащихся)

-Воспользуемся для работы таблицей Менделеева, тетрадью и интерактивной моделью (экран). (С места проговариваем характеристики химического элемента, затем проверяем на экране. Работа учащихся).

10. Слайд – Радиоактивные превращения.

- Итак, радиоактивность – это самопроизвольное излучение атомов, НО что еще происходит? (меняется состав ядра и появляется новый хим. элемент)

- Задолго до открытия атома об этом заговорил Фредерик Содди. Им были сформулированы правила? О чем? (ответ учащихся)

- Значит, они называются – правило смещения.

- Для –распада какие изменения? (ответ учащихся).

- Для –распада? (ответ учащихся). - А –распад вносит какие-нибудь изменения? (ответ учащихся)

- В тетради и на доске применим правила смещения (работа учащихся у доски):

Задача 1: Уран 92, 235 подвергается альфа распаду, какой хим. элемент образуется. (+)

Задача 2: Кислород 8, 17 - распадается, определите получившийся элемент.

(+)

- При написании ядерных реакций, о каких законах следует помнить. (ответ учащихся)

11. Слайд - Изотопы.

- Дайте определение изотопов? (ответ учащихся)

- Еще раз , что у изотопов одинаковое? (ответ учащихся)

- Что у изотопов разное? (ответ учащихся)

- С помощью чего можно получить изотопы искусственные?

(ядерные реакции. )

- У истоков искусственных изотопов находились Ирен и Фредерик Жолио-Кюри.

- Продолжите реакции (работа у доски):? ?

? ? Не забывайте проверять законы!!!

12. Слайд - Методы регистрации частиц.

- Счетчик Гейгера- Мюллера. Устройство? Принцип его работы? Какое физическое явление происходит внутри трубки? (ответ учащихся)

- Камера Вильсона. Как устроена? Принцип работы? использование, какого физического явления используется? (ответ учащихся)

13. Слайд – Жизнь без “старости”.

- Я – отвечаю на ваш вопрос: “ Сколько живут радиоактивные вещества? Теряют ли они свою радиоактивную силу?

- Т – период полураспада!!! (модель включить - Период полураспада)

- Например, уран примерно 1600 лет.

Еще пример: среди радиоактивных загрязнений, вызванных аварией на Чернобыльской АЭС, наиболее опасными являются долгоживущие продукты деления, такие, как стронций-90 и цезий-137. Период полураспада - 28 лет, - 30 лет.

14. Слайд – Деление атомного ядра.

- Внутри атомного ядра находятся разные частицы-протоны и нейтроны. Почему ядро остается стабильным, т. е. не распадается, для этого есть весомые причины (протоны, одноименно заряженные)? (ответ учащихся)

- Какие еще силы присутствуют внутри ядра? (ответ учащихся)

- Масса осколков и масса ядра, по закону сохранения массового числа должны быть равные. На самом деле как все обстоит? (ответ учащихся)

- ?m когда о ней говорим еще? В чем измеряется масса? Где ее можно найти? (ответ учащихся)

- В результате любой ядерной реакции возникает дефект масс. Какие последствия разницы в массе? (ЭНЕРГИЯ) (ответ учащихся)

- Как определите, выделяется или поглощается энергия? (ответ учащихся)

- Рассмотрим Задачу: определите, выделяется или поглощается энергия в результате ядерной реакции. Найдите ее. (ответ учащихся, работа у доски)



m1= m(N)+ m(Не)= 18,00567 а. е. м.

m2= m(О) + m(р)= 18,00696 а. е. м.

m= m1-m2 = -0, 00129 а. е. м. – энергии поглощается

E=m·931МэВ= 1,2 МэВ

- Ганн и Штрассман деление ядер урана при проникновении нейтрона внутрь ядра. (ответ учащихся)

- Почему нейтрон? (ответ учащихся)

- Расскажите о механизме деления ядер, желательно изобразить на доске с пояснениями. (ответ учащихся)

- Давайте теперь посмотрим, как это происходит? (включить видеозапись “Деление ядра” – электронное издание 1С: Школа. Физика, 7-11 классы. Библиотека наглядных пособий)

15. Слайд - Цепная ядерная реакция.

- Цепная ядерная реакция? (ответ учащихся)

- Механизм цепной реакции на рисунке. Проанализируйте. (ответ учащихся)

- В каких двух направлениях она может идти? (ответ учащихся)

16. Слайд - Неуправляемая ядерная реакция.

- На фотографии изображен страшный гриб из радиоактивных веществ. Это следствие неуправляемой ядерной реакции.

- Следующие фотографии представляют нашему взору предметы, в которых и происходит эта реакция – атомная и водородная бомбы.

- На видеофрагменте взрыв атомной бомбы.

17. Слайд - Атомная энергетика. Перспектива атомной энергетики

- Атом приручили и спрятали под толстым слоем бетона и свинца. Сегодня он используется только в мирных целях.

- Итак, 2-е направление развитии цепной ядерной реакции – управляемая.

- Что вы видите на слайде? (ядерный реактор)

- Что это за устройство? Его определение? (ответ учащихся)

- Желающие рассказать о скрытом от глаз человека процессе (ответ учащихся).

- Термоядерный синтез. (рассказ учащихся с дополнениями учителя)

И. В. Курчатов. – рассказ учителя.

Главная идея научной деятельности - физика атомного ядра

1923-1924 гг. - первое самостоятельное исследование радиоактивности снега

Работа над реакцией, дающей нейтроны. (книга "Расщепление атомного ядра" (1935).

Практические расчеты замедления нейтронов в ядерных реакторах.

1946г. – первый европейский реактор под руководством И. В. Курчатова в Обнинске.

- Защита от радиации.

- Условное обозначение. (показ на экране)

- Основные источники радиации.

- Как защитить себя от , , излучений. (подсказка на экране) (ответ учащихся)

Применение. Биологическое действие. (учащиеся с подготовленными сообщениями. )

- А. Д. Сахаров. - Рассказ учителя.

Да, пора эйфории безвозвратно ушла.

На науке лежит преступленье,

Но к ученым, повинным в создании зла,

Постепенно приходит прозренье.

Итак, всю тему повторили. Давайте вернемся к началу урока и сравним величину своего багажа (три мешка). Перед словами “старт”- даю обратный отсчет. Последняя тренировка – небольшой тест, который вы выполняете в рабочей тетради. Проверь себя!

1 вариант.

1. Кто открыл явление радиоактивности?

А) М. Кюри;
Б) Дж. Томсон;
В) Беккерель;
Г) Э. Резерфорд

2. Изменяется ли атом в результате радиоактивного распада?

А) не изменяется;
Б) изменяется запас энергии атома, но атом остается того же химического элемента;
В) атом изменяется, превращается в атом другого химического элемента;
Г) в результате радиоактивного распада атом полностью исчезает.

3. Что такое - излучение?

А) поток быстрых двухзарядных ионов гелия;
Б) поток быстрых электронов;
В) поток квантов электромагнитного излучения высокой энергии;
Г) поток нейтральных частиц.

4. Какой прибор позволяет наблюдать следы заряженных частиц в виде полосы из капель воды в газе?

А) фотопластинка;
Б) счетчик Гейгера-Мюллера;
В) камера Вильсона;
Г) электронный микроскоп.

5. В атомном ядре содержится 25 протонов и 30 нейтронов. Каким положительным зарядом, выраженным в элементарных электрических зарядах +е, обладает это атомное ядро?

А) +5е;
Б) +30е;
В) +25е;
Г) 0.

6. Из каких частиц состоят ядра атомов?

А) из протонов;
Б) из нейтронов;
В) из протонов, нейтронов и электронов;
Г) из протонов и нейтронов.

7. Сколько электронов содержится в электронной оболочке нейтрального атома, у которого ядро состоит из 6 протонов и 8 нейтронов?

А) 6;
Б) 8;
В) 2;
Г) 14.

8. Какие частицы из перечисленных ниже легче других способны проникать в атомное ядро и вызывать ядерные реакции?

А) электроны;
Б) нейтроны;
В) -частицы;
Г) все перечисленные в выше.

9. Какая частица Х образуется в результате реакции Li + ?

А) гамма-квант;
Б) электрон;
В) позитрон;
Г) нейтрон.

10. Массовое число – это:

А) число протонов в ядре;
Б) число нейтронов в ядре;
В) число электронов в электронной оболочке;
Г) число нуклонов в ядре.

2 вариант.

1. По какому действию было открыто явление радиоактивности?

А) по действию на фотопластинку;
Б) по ионизирующему действию;
В) по следам в камере Вильсона;
Г) по вспышкам света, вызываемым в кристаллах ударами частиц.

2. Что такое -излучение?

А) поток быстрых двухзарядных ионов гелия;
Б) поток быстрых электронов;
В) поток квантов электромагнитного излучения высокой энергии;
Г) поток нейтральных частиц.

3. Что такое -излучение?

А) поток быстрых двухзарядных ионов гелия;
Б) поток быстрых электронов;
В) поток квантов электромагнитного излучения высокой энергии;
Г) поток нейтральных частиц.

4. Что одинаково у атомов разных изотопов одного химического элемента и что у них различно?

А) одинаковы заряды и массы атомных ядер, различны химические свойства атомов;
Б) одинаковы заряды, различны массы ядер и химические свойства;
В) одинаковы заряды ядер и химические свойства, различны массы ядер;
Г) одинаковы массы ядер, различны химические свойства и заряды ядер.

5. Какой прибор при прохождении через него ионизирующей частицы выдает сигнал в виде кратковременного импульса электрического тока:

А) счетчик Гейгера;
Б) фотоэлемент;
В) динамик;
Г) камера Вильсона.

6. В атомном ядре содержится Z протонов и N нейтронов. Чему равно массовое число М этого ядра?

А) Z;
Б) N;
В) Z-N;
Г) Z+N.

7. Энергия связи рассчитывается по формуле:

А) Е=m·c;
Б) Е=m·c2;
В) Е=m·c2;
Г) Е=m·V2.

8. Для вычисления энергии связи ядра в СИ в каких единицах нужно выразить значение дефекта массы?

А) в а. е. м. ;
Б) в МэВ;
В) в мг;
г) в кг.

9. В реакции ядром какого изотопа является ядро Х?

А) ;
Б) ;
В) ;
Г) .

10. Ядро изотопа содержит:

А) 3р и 7n;
Б) 3р и 4 n;
В) 3р и 10n;
Г) 7р и 3 n.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск