Скачать 63.96 Kb.
|
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (7 вида) №480 Кировского района Санкт - Петербурга. Методическая разработка урока по физике, 9 класс. «Радиоактивные превращения атомных ядер.» (С использованием проблемного обучения) Из опыта работы учителя ГбС(К) ОУ № 480 Баркановой Е.В. Урок №53. 9 класс. Тема: «Радиоактивные превращения атомных ядер.» Цели: 1. Дать представление о радиоактивных превращениях атомных ядер. 2. Воспитание чувства уверенности в своих знаниях, самодисциплины . 3. Развитие умения находить необходимую информацию, ориентироваться в материале. 4. Отработка навыка сосредотачиваться на вопросе, концентрировать внимание. Задачи: 1. Вспомнить названия и характеристики элементарных частиц. 4. Выполнить проверочную работу. 3. Рассмотреть материал новой темы. 4. Закрепить полученные знания путем самостоятельной работы с учебником. 5. Получить домашнее задание и рассмотреть способы его выполнения. Ход урока.
3. Проверочная работа-тест.. 1 уровень. 1) Атом состоит из а. молекул; б. электронов; в. ядра и электронов. 2) Признанная на сегодняшний день модель атома а. планетарная; б. Томсона; в. Резерфорда-Бора. 3) Радиоактивность- это а. способность атомов легких элементов самопроизвольно испускать частицы; б. способность атомов тяжелых элементов самопроизвольно испускать частицы; в. когда как. 4) Ядро атома состоит из а. электронов; б. нуклонов; в. излучения.
а. протоны и нейтроны; б. протоны, нейтроны и электроны; в.положительные и отрицательные частицы.
а. положительный заряд; б. не имеет заряда ; в. отрицательный заряд.
а. протонов, нейтронов и электронов; б. протонов и нейтронов; в. протонов и нуклонов. 8) Радиоактивное излучение включает а. только потоки частиц; б.только электромагнитное излучение; в. электромагнитное излучение и потоки частиц . 2 уровень. 1) Нуклоны это - а. протоны и нейтроны; б. протоны, нейтроны и электроны; в.положительные и отрицательные частицы 2) Бета-частица состоит из а. протонов, нейтронов и электронов; б. протонов и нейтронов; в. электрона. 3) Радиоактивность- это а. способность атомов легких элементов самопроизвольно испускать частицы; б. способность атомов тяжелых элементов самопроизвольно испускать частицы; в. когда как. 4) Гамма-частица – это а. протоны и нейтроны; б. электрон; в. электро-магнитное излучение. 5). Атом состоит из а. молекул; б. электронов; в. ядра и электронов. 6)Ядро атома имеет а. положительный заряд; б. не имеет заряда ; в. отрицательный заряд. 7)Альфа-частица состоит из а. протонов, нейтронов и электронов; б. протонов и нейтронов; в. протонов и нуклонов. 8) Радиоактивное излучение включает а. только потоки частиц; б.только электромагнитное излучение; в. электромагнитное излучение и потоки частиц . 5. Новая тема. Как предполагают физики, для равновесия в ядре должно быть определенное сочетание количества протонов и нейтронов. При этом нейтронов для придания устойчивости ядру должно быть больше по мере роста порядкового номера химического элемента. Однако, если имеет место чрезмерный избыток нейтронов, то ядро становится неустойчивым, что вызывает превращение нейтрона в протон. При этом образуется химический элемент с порядковым номером на единицу больше, а материнское ядро испускает электронЕсли в ядре избыток протонов по сравнению с нейтронами, то протон превращается в нейтрон с испусканием позитрона и нейтрино. При этом образуется химический элемент с порядковым номером на единицу меньше материнскогоСпособность некоторых неустойчивых атомных ядер самопроизвольно превращаться в ядра других элементов с испусканием различных видов радиационных излучений называют радиоактивностью, а изотопы, ядра которых способны самопроизвольно распадаться - радионуклидами.Радиоактивный распад описывается при помощи уравнений на основе равенства сумм зарядов и массовых чисел:(1).Здесь М - массовое число, равное сумме протонов и нейтронов в ядре:M = Z+n, (2),где: Z - число протонов в ядре; n - количество нейтронов в ядре.Выполнение закона сохранения массового числа:М1 = М2 + М3 (3).Выполнение закона сохранения электрического заряда:Z1 = Z2 + Z3 (4).В более тяжелых элементах больше нейтронов. Начиная с номера 82 таблицы Д.И. Менделеева, ядра изотопов химических элементов нестабильны и распадаются, несмотря на избыток нейтронов. Рассмотрим примеры альфа- и бета-распадов, как наиболее часто встречающиеся.Альфа-распад - характерен для ядер тяжелых элементов. Пример: При альфа-распаде ядро атома испускает два протона и два нейтрона, связанные в ядро атома гелия 42Н, т.е. альфа-частица по массе и заряду аналогична ядру атома гелия. Таким образом, в результате альфа-распада образуется атом элемента, смещенный на два места от исходного радиоактивного элемента к началу периодической системы И.Д. Менделеева. Бета-распад (в-распад) - это процесс превращения в ядре атома протона в нейтрон или нейтрона в протон с выбросом бета-частиц ,с поглощение одним из протонов ядра атома электрона с ближайшей орбиты. При этом заряд ядра уменьшится на единицу. Таким образом, в результате бета-распада образуется атом элемента, смещенный на одно место от исходного радиоактивного элемента к концу периодической системы И.Д. Менделеева. Приведем примеры таких распадов. 1) α-распад Правило смещения Содди для α-распада: . Пример: . В результате α-распада элемент смещается на 2 клетки к началу таблицы Менделеева, массовое число дочернего ядра уменьшается на 4. 2) β-распад Правило смещения Содди для -распада: Пример: Другой отличительной особенностью деления является огромное энерговыделение (в миллионы раз больше, чем при сжигании органического топлива). И, наконец, продукты деления являются радиоактивными. Ядра-осколки перегружены нейтронами и поэтому испускают нейтроны, бета-частицы и гамма-кванты. То есть, при делении тяжелых ядер появляются различного рода ионизирующие излучения. Количество ядерных превращений тяжелых радионуклидов может быть различным, но последним элементом, ядра которого не распадаются, является свинец. 6. Закрепление материала. Работа с учебником: 57, вопросы после параграфов. 7. Домашнее задание: § 57, упр.43 (1, 2, 3) |