Скачать 59.38 Kb.
|
«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться». В.А. Сухомлинский Формирование мотивации учения и познавательного интереса в школьном возрасте является одной из центральных проблем современной школы. В настоящее время наблюдается тенденция на снижение мотивации и познавательного интереса у учащихся к обучению в общем и к физике в частности. Это объясняется тем, что:
Логичнее всего формировать мотивацию и познавательный интерес к обучению физики на начальной стадии обучения данной дисциплины. Этот возраст выбран не случайно: именно на этом этапе развития, по мнению психологов, ребенок наиболее активно участвует в творческом процессе, учащиеся много спрашивают, спорят, стараются самостоятельно найти ответы на свои вопросы и вопросы товарищей. В первый год закладываются основные понятия предмета, терминология, работа с технической литературой и познавательный интерес. Таким образом, начало обучения физики является ключевым моментом. Очень важно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для учеников в скучное и однообразное занятие. А познавательный интерес способствует активности учащихся на уроках и росту качества знаний. Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она создает у учащихся представления о научной картине мира. Анализируя литературу по методике и психологии можно сделать вывод, что:
Для повышения познавательной активности и мотивации к обучению предмета можно использовать методы, в следующих видах педагогической деятельности:
Основная форма объяснения материала – урок. Проблемный урок – один из методических приемов объяснения нового материала. Проблемное обучение значительно повышает познавательную активность, так как предполагает интригу, поиск ответов на поставленные вопросы, развивает любознательность, зарождает интерес. Проблемный урок предполагает организацию поисковой деятельности учащихся, а также овладение методами добывания знаний. В целях повышения познавательной активности и закреплении пройденного материала можно использовать «Эвристический дневник». Методическая система состоит в том, чтобы заинтересовать учеников не только во время уроков, но и во время внеурочной деятельности. Формы проведения внеклассной работы по физике и их тематика разнообразны. Хотелось бы остановиться на экскурсиях и неделе физики. В 7 классе целесообразно посещение политехнического музея либо с курсом лекций, либо единичной экскурсии по теме «Познавательная физика» в Игротехе, что позволяет учащимся ознакомиться с основными явлениями в природе и направлениями в изучении предмета в занимательной и доступной для них форме. Также интересны для этого возраста тематические выставки, которые проводятся в выставочном зале «Манеж» («Зазеркалье», «Электромагнетизм»), посещение различных производств, где также затрагиваются области физической науки в процессе различных технологий. Экскурсионный материал может быть использован в последующем учебном процессе, а также во внеклассной работе. После увиденного во время экскурсий у детей усиливается интерес к познанию. Неделя физики проводится раз в год и тщательно заранее готовится и планируется. Каждый день недели расписан по мероприятиям. За несколько дней вывешивается объявление о начале недели физики и ее содержании, определяется состав жюри. 1 день – Конкурс плакатов, кроссвордов и докладов на тему «Физика в нашей жизни». После обеда вывешиваются все работы учащихся, и жюри определяет победителей по разным номинациям. 2 день – Школьная олимпиада по физике. Участвуют 7-11 классы. Очень важно, чтобы в школьной олимпиаде участвовало как можно больше учащихся. Для этого необходимо правильно составить объявление с точки зрения психологии и педагогики. Многих учеников «пугают сложные олимпиадные задачи, поэтому задания должны быть составлены таким образом, чтобы ученик знал, что у него будет возможность решить часть заданий. Олимпиада включает задания нескольких типов: основной «теоретический» проверки знаний и умения решать задачи повышенной сложности, «задачи на смекалку», «экспериментальный». Дополнительные задания дают возможность попробовать свои силы ученикам, которые не всегда имеют по физике оценку «отлично», которым просто интересно отыскивать в научно-популярной литературе новое, необычное, проводить опыты и решать экспериментальные задачи. 3 день – Занимательные опыты для учащихся 1-4 классов (проводят учащиеся 9-11 классов) 4 день – Урок-сказка (конкурс между командами 7»А» и 7 «Б» классов с презентацией) «Первичные сведения о строении вещества» 5 день – Конкурс «Урок-презентация на тему «Увлекательный мир физики» Подведение итогов недели, награждения. Физический КВН можно провести в рамках недели физики и как отдельный вечер. Составлять задания и тематику необходимо, исходя из возраста и состава команд Работа в команде при подготовке внеурочных мероприятий воспитывает коммуникативную культуру учащихся. В ходе подготовки ребята учатся работать с научно-популярной литературой, готовить и проводить занимательные опыты, связанные с темой внеклассного мероприятия, подбирать интересные вопросы о мире, который нас окружает, о явлениях, происходящих в нём и искать ответы на них. Рисунки, стенгазеты, презентации готовятся учениками, ученики пишут стихи. Каждый может себе выбрать дело по душе, применить и показать свои знания, навыки и умения. Внеклассная работа должна быть ориентирована на рост познавательной активности учащихся, развитие творческого мышления, формирование у учащихся положительного отношения к физике, как к школьному предмету. Помимо вышеперечисленных методов на уроках объяснения нового материала полезно использовать дополнительную литературу, экспериментальные задачи на уроках и дома. Повышать познавательную активность и формировать мотивацию к обучению можно и на таких уроках как: решение задач, лабораторные работы, контроль знаний, обобщающие и повторяющие уроки. Наиболее способствует закреплению материала решение задач и проведение лабораторных работ. По опыту работы можно сказать, что чем активнее применяются вышеперечисленные методы, тем более высокий уровень мотивации и познавательной активности выявляется в процессе обучения. Внедрение предполагаемой разработки в преподавание физики позволит разнообразить учебный процесс, достичь интенсивной мыслительной деятельности учащихся, актуализировать уже полученные знания. Список используемой литературы
|