Скачать 112.39 Kb.
|
УРОК ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ТЕМЕ: «Первоначальные сведения о строении вещества, взаимодействие тел». Учитель физики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№10 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Калуги Горохова Ольга Юрьевна Учитель физики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45» г. Калуги Горохов Виктор Владимирович Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда. Не может быть интересным урок, если ученик постоянно включается в однообразную по структуре и методике деятельность. Под разнообразием форм учебных занятий мы понимаем применение различных организационных приёмов, которые активизируют школьников путём предоставления им возможности участвовать в различных видах деятельности. В методике таких уроков основным активизирующим моментом следует считать положительный эмоциональный настрой на урок, который возникает у учащихся при переходе на новый вид деятельности. Именно этот настрой может привести к развитию познавательных интересов учащихся.Чем более однообразна деятельность учащихся, тем острее у них потребность в смене вида деятельности. Методическое разнообразие урока неразрывно связано с его содержанием, целями урока, возрастными особенностям учащихся. Особенно важны такие уроки на первой ступени изучения физики, когда необходимо привить интерес к изучаемому предмету. В 7 классе мы проводим с ребятами урок-путешествие, который проходит в форме соревнования. Учитель имеет возможность повторить с ребятами весь материал, который был изучен ранее и показать учащимся его практическое применение На уроке учащиеся не решают сложных задач и каждый имеет возможность получить хорошую отметку, кроме того ребята стараются не подвести свою команду. На таких уроках ребята чувствуют себя участниками реально происходящих событий в жизни, им комфортно и они работают с интересом. После таких уроков всегда звучит вопрос: «А когда у нас будет еще такой урок?» Цель урока: повторить материал, изученный на предыдущих уроках, провести повторение в форме игры, воспитывать у учащихся чувство ответственности друг за друга, умения добиваться поставленной цели. Оборудование:большой плакат, на котором изображены этапы игры и маршрут участников путешествия; жетончики, листочки для ответов Ход урока.
Учитель. Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по просторам физики к населенному пункту «Эврика», где живут люди веселые, находчивые люди и хотят много знать. Наш путь будет долгим. На этом пути вы встретите немало препятствий - это физический вопрос. Путь наш будет долгим, нам придётся идти пешком, ехать на машинах, лететь на самолётах, но вместе мы преодолеем все трудности, от работы каждого зависит успех команды! Итак, наше путешествие мы начнём на воздушном лайнере, но чтобы попасть на его борт каждая команда должна предъявить пропуск. Это небольшой рассказ о физике. (Каждая команда представляет свой рассказ на 1-2 минуты). Итак, путь открыт, и мы все поднимаемся с вами на воздушный лайнер «Искатель». Здесь нас встречает капитан корабля «Сила всемирного тяготения», штурманы U и S, радист g = 9.8 Н/кг и их команда t, m, , V, F, P. Казалось бы, что проще познакомиться с такой немногочисленной командой, но тут то и беда, все члены команды перепутались. Наша задача срочно навести порядок, иначе мы не сможем лететь. Задание№1 Команде выдаётся эстафетный лист. На нем записаны формулы с пропущенными величинами. Лист передаётся по партам. (если в команде есть затруднения ,то ребята помогают друг другу). Как только команда заполнила все пустые клеточки, эстафетный лист передается жюри. S = U х , = S / U, = х V, V = / , F = m x , P = q x , R = + F2 , R = F2 – , F= K х , m1 больше m2 в 2 раза следовательно U1 U2 (Код S, t, t, V, m, m, g, m, F1, F2) Учитель. Через несколько секунд мы узнаем результаты и можем ли мы взлетать? Итак, всё в порядке, самолёт набрал скорость, полёт идёт нормально. Прошло 2 часа, всё было хорошо, но вдруг пассажиры начали ощущать запахи, что же это такое, не предвещает ли беды? Все заволновались. Но стюардесса сообщила, что пассажиров будут кормить обедом, а почему распространяются эти запахи непонятно, может быть, пассажиры помогут разобраться в сложившейся ситуации? Задание №2 Отвечает капитан команды №1 и объясняет, в чём состоит явление диффузии и за правильный ответ получает жетон. Учитель. Стюардесса сообщила, что до первой остановки более 2000 км, но мы в полёте уже два часа, а скорость самолёта 720 км/ч. Какой расстояние мы уже преодолели? Задание№3.
S1 = ? Учитель. Итак, сколько же км нам осталось пролететь до пункта назначения и сколько приблизительно времени мы будем в пути? Задание №4 Ученики определяют путь который предстоит пролететь лайнеру до первой остановки и приблизительно оценить время полета до пункта назначения . S2 = S - S1 =2000км -1440км = 560км S2= 560км, t менее часа. Учитель. Ну вот полёт закончился.Колёса коснулись земли, но произошло что-то очень странное, некоторые пассажиры сидели спокойно, а некоторые резко наклонились вперед и еле удержались в кресле? Что произошло? Задание №5 . Отвечает капитан команды №2 и объясняет, в чем состоит явление инерции и за правильный ответ получает жетон. Учитель. Хорошо, что мы имеем дело с грамотными людьми, ведь дорога ещё дальняя и препятствий на пути будет много. Из аэропорта мы добрались до станции, где нам сообщили, что до следующего пункта назначения нам предстоит проехать ещё 3200 км и добраться до него можно поездом. Интересно, за какое время мы преодолеем этот путь, если U поезда 80 км/ч? Задание №6.
Учитель. Интересно, но ведь где-то поезд стоял, где-то ехал быстрее, а где-то медленнее, почему, же мы сказали, что U = 80 км/ч? Задание №7 Отвечает капитан команды №3 объясняя понятие средней скорости. при неравномерном прямолинейном движении и за правильный ответ получает жетон. Учитель. Мы прибыли на конечную станцию, но наш путь еще не окончен и нужно было двигаться дальше. Путь лежал через лес, погода морозная, идти трудно! Но мы дошли до сторожки охотников, где и решили немного отдохнуть. Ужасно хотелось пить, но ничего не было, кроме снега, как же быть? Может быть можно получить воду из снега? А возможно ли это? Задание № 8 Капитаны дают характеристику трех агрегатных состояний воды и объясняют их отличие на основе молекулярного строения вещества ( по жребию № 1-твердое,2-жидкое,3-газообразное) За правильные ответы капитаны получают жетоны. Учитель. Ну что же, давайте растопим снег и посчитаем какой объем воды нам понадобиться, если нас 30 человек и каждому нужно не менее 200 г воды? ( в = 1000 кг/м3). Задание №9
(Жюри проверяет правильность ответов учащихся). Учитель. После небольшого отдыха мы продолжили путь. Мы шли по лесной дороге, впереди был небольшой мост, но когда все пошли по нему, то ужасно испугались, так как он очень сильно прогнулся, и мы думали, что упадём вниз, но он перестал прогибаться, так как что-то задержало его движение? (Fупругости). Задание №10 Капитан 1 команды объясняет действие силы упругости Учитель. Ещё какое-то время мы шли по лесу. Красиво падали на землю снежинки, как вы думаете, почему это происходит (действует Fтяжести). Задание №11 Капитан 2 команды объясняет действие силы тяжести на снежинку. Учитель. Впереди мы увидели пруд, можно было обойти его, но так как он замёрз, мы решили идти прямо, лед был шероховатым, и мы свободно передвигались по нему. Почему?(Fтрения) Задание №12 Капитан 3 команды объясняет действие силы трения. Учитель. Мы все достаточно устали пока дошли до ближайшего населенного пункта, но куда идти дальше мы не знали. Местные жители приветливо встретили нас и согласились показать дорогу, а чтобы идти было легче , предложили нам погрузить вещи в сани. Мы сложили все вещи в сани, которые легко пришли в движение, после того, как в них впрягли лошадь. Почему это произошло? Задание №13 Отвечает член любой команды, который первым поднял руку. За правильный ответ команда получает дополнительный балл. (U изменилась, так как произошло взаимодействие тел). Учитель. Интересно, каков вес груза, который везла лошадь, если рюкзак каждого весил не менее 10 кг ? Задание №14
Учитель. Вес груза оказался 3000 Н, но ещё и сани имели вес 2000 Н. Каков общий вес перевозимый лошадью? Задание №15
Учитель. Налегке идти нам стало легче, но до конечного пункта ещё 10 км и попасть туда мы должны не позднее, чем через 2 часа. С какой скоростью мы должны двигаться? Задание №16
U - ? Итак, мы у цели, и достигли населенного пункта «Эврика» Каждый ученик мог индивидуально получить максимально 30 баллов за 6 решённых задач и получить соответствующую отметку Командное первенство рассчитывалось по числу баллов, которые набрали учащиеся данной команды и ее капитана. Отдельно оценивался конкурс капитанов, за которые они получили дополнительные отметки. Команде-победителю были вручены призы. Ведомость для членов жюри Ведомость 1 для каждой команды
Ведомость 2
Общая ведомость
|