Скачать 59.27 Kb.
|
МОУ Владимирская средняя общеобразовательная школа Открытый урок по технологии, 7 класс Учитель Сафонова Наталья Ивановна Тема: мучные изделия. Цели: обучения: формировать знания учащихся о видах теста, продуктах и инвентаре для приготовления теста, о значении мучных изделий в питании; формировать умения по приготовлению печенья из пресного теста; воспитания: воспитание уважения к труду, трудолюбия, ответственного отношения к выполняемой работе; развития: развитие навыков безопасного труда, умений учебного труда. Тип урока: 1 урок: изучения нового материала; 2 урок: закрепления полученных знаний. Вид урока: 1 урок: беседа с применением ИКТ, 2 урок: практическая работа. Методы: рассказ, беседа, проблемный вопрос, использование иллюстративного материала, практическая работа. Оборудование: оборудование для демонстрации слайдов; слайды с иллюстрациями, схемами, домашним заданием; индивидуальные карточки с инструкциями по приготовлению печенья; оценочные бланки для членов жюри; тетрадь для записей; фартук и косынка для каждой ученицы; продукты для приготовления домашнего печенья (3 стакана муки, 2-3 яйца, ¾ стакана сахара, соль и питьевая сода на кончике чайной ложки, 200-250 г (1 пачка) сливочного масла или маргарина, вкусовые добавки по желанию (ванилин, ванильный сахар, изюм или другие сухофрукты, орехи, мак, кокосовая стружка, кунжут и т.д.)) для каждой бригады; посуда для приготовления теста, выпечки и подачи печенья к столу (1 большая, 1 средняя и 1 маленькая миска, сито, 2 стакана и 2 столовые ложки для определения количества сыпучих продуктов, 4 разделочные доски, 4 скалки, 4 различных выемки для теста, 2 вилки для взбивания яиц и масла, 1 противень для выпечки печенья) для каждой бригады; электрические плиты, полотенца, прихватки, губки для мытья посуды и уборки рабочих мест; салфетки и посуда для сервировки стола. Предварительная подготовка к уроку: учащиеся получили задание принести продукты, рабочую форму; учитель подготовил слайды для демонстрации на уроке, оценочные бланки, индивидуальные карточки-инструкции. Ход урока:
Вступительное слово учителя: вы знаете, что в ежедневный рацион любого человека обязательно входят разнообразные блюда из мяса, рыбы, молочных продуктов, круп, овощей. Они вкусны и полезны. Но каждый приём пищи обязательно сопровождается ещё одним продуктом, без которого невозможно представить стол. Назовите этот продукт. Учащиеся отвечают: это хлеб. Вопрос учителя: из чего делают хлеб? Учащиеся отвечают: из зерна, из муки. Вопрос учителя: из муки делают не только хлеб, но и другие мучные изделия. Об этом и пойдёт речь на уроке. (Появляется слайд №1, заголовок «Мучные изделия») Задание: запишите тему урока и приведите примеры известных вам мучных блюд. Учащиеся отвечают: булочки, пирожки, торты, печенье и т.д. (Появляются иллюстрации с изображение различных мучных изделий).
Слово учителя: о том, как важен хлеб и другие изделия из муки в питании человека, можно судить по большому числу пословиц и поговорок о хлебе—главном мучном изделии на нашем столе. Какие пословицы о хлебе и других мучных изделиях вам известны? Учащиеся отвечают: «Горька работа, да сладок хлеб», «Худ обед, когда хлеба нет», «Хлебушка калачу дедушка», «Хлеб всему голова», «Изба красна не углами, а красна пирогами» ит.д. Проблемный вопрос: как вы думаете, почему мучные изделия так важны в питании человека? Учащиеся предполагают: возможно, эти блюда полезны, стоят недорого, в них есть витамины и т.п. Обобщение учителя: действительно, мучные изделия дают нам много сил, энергии, изделия из муки грубого помола или с отрубями содержат витамины и минеральные соли, а вот мучные изделия из пшеничной муки высшего сорта не так полезны, хотя и вкусны. Проблемный вопрос: как вы думаете, можно ли сделать мучные изделия из такой муки полезнее? Что для этого можно сделать? Учащиеся предполагают: можно добавить к муке какие-нибудь полезные продукты: например, масло, яйца, орехи, отруби, сухофрукты, творог, молоко и т.д. Обобщение учителя: из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, какие продукты необходимы для приготовления теста для вкусных и полезных мучных изделий. Задание: запишите в тетрадь схему «Продукты для теста» (появляется слайд № 2, по ходу объяснения учителя появляются части схемы): продукты для теста, мука, жидкость, другие добавки. Учащиеся делают запись. Слово учителя: какие жидкости можно использовать для приготовления теста? Учащиеся отвечают: воду, молоко, кефир, взбитые яйца ит.д. Задание: дополните схему в тетради этими примерами. Слово учителя: что, кроме муки и жидкости, можно добавить в тесто? Учащиеся предлагают: масло, корицу, изюм и т.д. Задание: дополните схему в тетради примерами. Проблемный вопрос: все ли мучные изделия делают из одинакового теста? Чем отличается тесто для различных мучных изделий? Учащиеся отвечают: тесто может быть жидким или плотным, жёлтым или почти белым, иногда тесто раскатывается легко, а иногда рассыпается и ломается, оно может быть сладким или солёным и т.п. Обобщение учителя: таким образом, можно выделить различные виды теста (появляется слайд №3, заголовок «Виды теста», по ходу рассказа учителя появляются части схемы): пресное (бездрожжевое) и кислое (дрожжевое). Слово учителя: для чего в тесто добавляют дрожжи? Что можно добавить в пресное тесто, чтобы сделать его пышнее? Что готовят из дрожжевого теста? Из пресного? Учащиеся отвечают: дрожжи делают тесто мягким, пышным; в пресное тесто для придания пышности добавляют питьевую соду; хлеб, булки, пирожки готовят из дрожжевого теста, а печенье, торты, макароны, пельмени—из пресного. Задание: дополните схему в тетради своими примерами. Учащиеся делают запись в тетрадь. Слово учителя: пресное тесто также можно разделить на несколько видов в зависимости от того, каких компонентов в тесте больше. (появляется слайд №4, заголовок «Виды пресного теста» и части схемы по ходу рассказа учителя: бисквитное ( много яиц), слоёное (слои теста чередуются с маслом), песочное (много масла), заварное (в муку добавляют горячую жидкость), жидкое (для блинов), лапшовое (несдобное)). Задание: запишите эту схему в тетрадь. Учащиеся делают запись. Слово учителя: сегодня вы будете готовить печенье из такого теста, в котором много масла. Как называется такое тесто? Учащиеся отвечают: песочное. Слово учителя: продукты вы приготовили в соответствии с заданием (появляется слайд №5 с перечнем необходимых продуктов). Перечислите их. Учащиеся отвечают: мука, яйца, масло, сахар, сода, соль, вкусовые добавки. Слово учителя: что нужно сделать перед началом работы? Учащиеся отвечают: одеть фартук, спрятать волосы под косынку, приготовить рабочее место, посуду, продукты, вымыть руки с мылом. Слово учителя: вы будете работать с электрической плитой. Каковы основные правила при работе с ней? Учащиеся отвечают: не оставлять без присмотра, выключать после использования. Слово учителя: вам могут потребоваться острые предметы (нож или вилка). Как правильно обращаться с ними? Учащиеся отвечают: передавать тупой стороной от себя, не разбрасывать, использовать только по назначению. Слово учителя: что нужно сделать по окончании работы? Учащиеся отвечают6 убрать рабочее место, вымыть посуду. Слово учителя: что нужно сделать с мукой перед приготовлением теста? Для чего? Учащиеся отвечают: муку нужно просеять, что очистить от примесей, комочков, обогатить воздухом, изделие получится более пышное и вкусное. Слово учителя: какими должны быть яйца? Как проверить свежесть яиц? Учащиеся отвечают: яйца должны быть свежими. Для проверки нужно опустить яйцо в солёную воду: если оно всплывёт, значит несвежее. Слово учителя: масло вы будете разминать и взбивать. Что нужно сделать заранее, чтобы масло легко разминалось? Учащиеся отвечают: вынуть из холодильника за 30 минут до приготовления теста.
Дома нужно прочитать § 5 учебника и записать рецепт мучного блюда, которое любят готовить в вашей семье (появляется слайд №5)
Вступительное слово учителя: вашу работу будет оценивать жюри. Наши гости оценят не только вкус вашего печенья, но и чистоту и порядок на рабочих местах, соблюдение вами гигиенических правил, сервировку стола. Бригадиры, получите карточки с инструкциями. Внимательно ознакомьтесь с порядком выполнения работы и приступайте к приготовлению печенья. Практическая работа состоит из нескольких этапов:
|