Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 78.57 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации10.03.2014
Размер78.57 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Физика > Документы
Локтева Ирина Михайловна

Учитель физики высшей категории

МБОУ лицей № 58, г. Ростов-на-Дону

м.т. 8-918-589-88-63, дом.т. (8863) 292-07-81, e-mail: lokteva.61@mail.ru

Для аттестации.

Личностно-ориентированное обучение средствами эксперимента.

В этой статье описывается мой опыт использования фронтального лабораторного эксперимента на примере урока «Отражение света. Зеркала», как одного из методов личностно-ориентированного обучения.

Сегодня учащиеся переживают новую «информационную» революцию. И чтобы знания, полученные ими из различных источников информации стали для них личностно значимыми, необходимо в процессе обучения ориентироваться на развитие ребенка средствами учебного процесса. Нельзя превращать курс физики в запоминание формул и решение задач на подстановку чисел. У физики как предмета огромный потенциал: она показывает высокие примеры служения истине, учит человека полагаться не на везение, а на законы природы и на самого себя, умеющего использовать эти законы. В процессе познания важны все компоненты человеческой деятельности: и эмпирические исследования нового явления, и теоретическое осмысление и математическое описание этого явления, и практическое использование его выводов и следствий, и научное предвидение. И именно при выполнении эксперимента учащиеся получают такую возможность пройти по «цепочке» познания «от начала до конца».

Этот урок я разработала для поурочного планирования по УМК Н.М. Шахмаев, Ю.И. Дик, А.В. Бунчук, В.А. Коровин – 7 кл.,(середина октября), и для предпрофильной подготовки учащихся 8,9 классов (май).

Урок: «Отражение света. Зеркала».

Фронтальные опыты. (7,8 кл.)

Цели: систематизировать знания о законах отражения света, практическом использовании зеркал.

Тип урока: фронтальный эксперимент.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать понятия зеркального и рассеянного отражения, мнимого изображения в зеркале, знание законов отражения света; применять изученные закономерности при постановке и объяснении опытов.

Развивающие: развивать умение работать с оптическими системами, анализировать и строить изображения объектов в плоском зеркале; выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем; получать многократные изображения; развивать эмоциональную сферу учащихся, привлекая материал по литературе.

Воспитательные: показать безграничность познания природы путем анализа художественного текста и распознавания в нем физических законов и явлений; формировать культуру общения и поддержки при работе в группах.

Оборудование: плоские зеркала, экран со щелью, свеча, светофильтры, транспортир, карандаш; персональный компьютер учителя, проектор с экраном.

Ход урока:

1. Вводная беседа.

Учитель: Предмет, о котором пойдет разговор, лежит в черном ящике.

В Средние века он был редкостным и ценным: «…золотая и серебряная посуда. Между этими богатствами выдавался предмет драгоценный по своей редкости. Это было венецианское зеркало в раме черного дерева, в тридцать три сантиметра вышины и ширины, зеркало, в которое смотрелась Изабелла Баварская. Позднее оно оказывало ту же услугу Маргарите Анжуйской, супруге Карла VII. Хроника…утверждает, что Людовик ХI часто смотрел в это зеркало… От короля к королю это зеркало дошло до Франциска I… Наконец, Екатерина Медичи, которой оно досталось, любила отражать в нем… свои черты…» [6 c,438].

(слово «зеркало» надо пропускать, чтобы уч-ся назвали предмет сами)

- Вы, конечно же, догадались, что речь пойдет о зеркале. Оно действительно было очень дорогой вещью, да и сейчас хорошие зеркала высоко ценятся.

- В жизни каждого человека зеркало играет важную роль: с него начинается утро – человек умывается, приводит себя в порядок, заглядывает в него и в течение дня… Без него не обойдутся подводники, астрономы, с ним связана магия, волшебство, сказки, гадания.

Зеркало нашло отражение и в художественной литературе. Как точно и высокохудожественно передает Данте сущность известного физического закона:

(на экране появляется стихотворение Данте)

Как от воды иль зеркала углом

Отходит луч в противном направленье,

Причем с паденьем сходствует подъем,

И от отвеса в равном отдаленье,

Уклон такой же точно он дает,

Что подтверждается при наблюденье.

Данте. Божественная комедия.

- О каком явлении говорится в стихотворении?

(отражение света).

- Вспомните законы этого явления (проговаривают).

- От любой ли поверхности происходит отражение света?

- Какие бывают поверхности?

- К каким видам поверхности можно отнести асфальт, воду, полированную мебель, землю, стекло, бумагу?

- Одинаково ли отражается свет от этих поверхностей?

(уч-ся описывают, что одни лучи отражаются параллельным пучком, а другие под разными углами)

Сделайте вывод: (уч-ся) Отражение света бывает зеркальным и рассеянным.

Задание: Приведите свои примеры

(Лучше всего свет рассеивают поверхности с ничтожно малыми неровностями, например чертежная бумага, гипс, мел… Сильно рассеивают свет частицы пыли и тумана. Рассеянный свет более приятен для глаз, чем зеркально отраженный, он меньше утомляет глаза).

2. Построение изображения в зеркале

(на экране появляется стихотворение Лукреция)

Ну, а теперь ты узнай,

почему нам за зеркалом виден

Образ; ведь кажется нам,

что он вглубь отодвинут далеко.

Тит Лукреций Кар. О природе вещей.

Учитель: Вспомним построение светящейся точки в плоском зеркале (вызываю к доске ученика. рис.1). Лучи SA и SB, исходящие от точечного источника S, отразившись от плоского зеркала, попадают в глаз наблюдателя, который воспринимает как лучи, исходящие из точечного источника S1, расположенного за зеркалом симметрично S.

рис.1 зззз

- Как называется такое изображение? (мнимое)

Ученик: Изображение называют мнимым, если формирующие его лучи не пересекаются – изображение находится на пересечении продолжений этих лучей. Мнимое изображение нельзя получить на экране. Однако для глаза мнимое и действительное изображения ничем не отличаются. Мы способны видеть предметы только лишь по прямолинейному направлению, по которому свет от предмета непосредственно попадает нам в глаза. Эта способность является врожденным свойством, приобретенным в процессе длительного развития и приспособления к окружающей природе.

3. Фронтальный эксперимент.

Фронтальный эксперимент 1: изучение свойств зеркального отражения

Ход работы: (выдаются инструкции 1 и 2 с описаниями действий и заданий).

1.Положите на тетрадный лист зеркало ребром.

2.Поставьте перед зеркалом свечу. Получите изображение свечи в зеркале.

3.Измените расстояние от свечи до зеркала. Пронаблюдайте, как меняется положение изображения в зеркале?

4.С помощью экрана со щелью выделите световой луч от свечи и направьте его на зеркало. Получите отраженный луч.

5.Обведите эти лучи и проведите перпендикуляр в точку падения луча к зеркалу. Измерьте угол падения и угол отражения. Сравните их между собой.

6.Повторите опыт при 2-х – 3-х других углах падения. Сделайте вывод.

(угол падения равен углу отражения)

7.Сделайте вывод о свойствах изображения в плоском зеркале.

(мнимое изображение расположено на таком же расстоянии от плоского зеркала, на каком находится и сам предмет перед зеркалом; оно всегда прямое, но повернуто к предмету – лицом к лицу.)

8.* Дополнительное задание: Пропустить луч через светофильтр и повторить опыт. К какому выводу вы пришли? (законы отражения от цвета не зависят).

Учитель:

- А можно ли получить несколько изображений от одного предмета? Как это можно сделать? (предлагают свои варианты)

- Поверьте свои гипотезы на опыте.

Фронтальный эксперимент 2: получение многократных изображений.

1.Расположите 2 зеркала под прямым углом и поместите между ними любой предмет. Сколько изображений вы получили? (3). Какие они? (мнимые)

2. Измените угол между зеркалами и получите другое количество изображений.

3. С помощью транспортира измерьте угол между зеркалами и сделайте вывод о зависимости числа изображений от угла между зеркалами.

(при уменьшении угла между зеркалами число мнимых изображений предмета увеличивается; при 900 – 3; 720 – 4; 600 – 5, см. рис.2)

рис.2

4. Объясните, как образуется многократное изображение?fichki

Ученики: Когда на предмет падает свет, он отражается. При этом отраженные лучи несут информацию о предмете. Но если на его пути поставить зеркало, луч отразится вторично. Таким образом, многократное отражение создается лучами, испытавшими отражение от обоих зеркал.

- Предложите область применения многократных отражений света.

Ученики: оптические приборы, калейдоскоп, составление орнамента на ткани, дереве, бумаге для обоев, фокусы.

4. Подведение итогов:

Что вы узнали, что повторили, чему научились?

5. Заключение.

(слова учителя)

Можно найти много аллегорий и мудрых мыслей, где так или иначе фигурирует зеркало:

Суть в существе твоем отражена,

Не может долго тайной быть она,

Не потому ль, что суть любой натуры

В поступке, словно в зеркале видна.

Авиценна

Помните, что зеркало – это прежде всего средство для отражения настоящего.

6. Домашнее задание: повторить § 4-6, подберите пословицы и поговорки о зеркале.

Список литературы

1. Данюшенков В.С., Коршунова О.В. Эмоциональные ситуации как средство реализации индивидуально-ориентированного обучения физике //Физика в школе. 2003. №7.

2. Буров В.А., Зворыкин Б.С., Кузьмин А.П. и др.; Под редакцией Покровского А.А. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе. Ч. 2. //Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1979.

3. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике. – М.: Просвещение,1985

4. Перельман Я.И. Занимательная физика. Кн.1,2. – М.: Наука, 1971

5. Тихомирова С.А. Дидактический материал по физике. 7-11 класс. Физика в художественной литературе. – М.: Просвещение, 1996.

6. Гегель Г.В.Ф. Соч. Т.4. Система науки. Ч.1. Феноменология духа. – М.: Л.: АН СССР, 1959.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск