Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 113.49 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации13.03.2014
Размер113.49 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Физика > Урок
Учебно-методический комплекс занятия
учителя физики МАОУ «Гимназия № 5»
Дьяковой Ирины Владимировны


Физика (7 класс)

Тема: «Движение молекул»

Цель урока: Дать понятие о явлении диффузия.

Задачи урока:

  1. Развивающие: развитие логического мышления, воображения и творческих способностей.

  2. Общеобразовательные:

а) изучение движения молекул в различных состояниях вещества и явления диффузии;

б) установление зависимости скорости протекания диффузии от температуры;

в) обоснование необходимости диффузии в жизни человека и животных, в технике.

Актуализация знаний


Знания

Умения
  • Эмпирические понятия:


  1. Механическое движение;

  2. Скорость тела при равномерном движении.


Закрепить навыки объяснять и предсказывать явления природы на основе эмпирических и теоритических закономерностей

Изучение нового материала


Знания

Умения
  • Эмпирические понятия:

Диффузия


  • Сформулировать (уяснить) проблему исследования.

  • Выдвинуть и обосновать гипотезу, благодаря которой проблема разрешается.

  • Провести эксперимент.

  • Проанализировать результаты эксперимента.

  • Сформулировать выводы.





Дидактическая структура урока


Этапы урока

Методы

Приемы

Актуализация ранее изученного материала.

Беседа.

Восстановление в памяти учащихся представлений о механическом движении и его характеристиках.

Прием: системное представление материала.


Изучение нового материала.

Частично-поисковый метод.

Демонстрация диффузии в газах.

Проблемная ситуация: Каким образом распространяется аромат?

Включение учащихся в самостоятельную частично поисковую деятельность в соответствии с уровнем их готовности к решению проблемы.

Работа в парах.

Элементы проблемной беседы по системе направляющих вопросов.

Частично-поисковый метод.

Проблемная ситуация: Почему скорость движения молекул в нашем эксперименте отличается от расчетной скорости?

Частично-поисковый метод.

Демонстрация диффузии в жидкостях.

Проблемная беседа о протекании диффузии в твердых телах.

Использование ранее полученных теоретических знаний для объяснения явления.

Проблемная беседа о скорости протекании диффузии.

Использование ранее полученных теоретических знаний для объяснения явления.

Рассказ

Броуновское движение.

Этап контроля усвоения и коррекции знаний.

Проблемная беседа


Заполнение и анализ таблицы

Предъявление домашнего задания.

Комментарий к выполнению домашнего задания.

Использование ранее полученных теоретических знаний для объяснения реальных природных явлений.


Движение молекул


учитель

ученик

Добрый день! (звучит гонг)

Внимание! Черный ящик!

(звучит музыка из передачи Что?Где?Когда?

Помощник учителя проносит между рядами черный ящик внутри которого разрезанный цитрус)

Как вы думаете, что находится в черном ящике?

Почему вы так решили?

Каким образом до вас дошел запах?
Значит, молекулы движутся, но как? Что вы знаете о движении молекул?



Знаю

Хочу узнать

Узнал










А есть ли те вопросы, о которых вам еще не известно и вы хотите узнать?

Тогда вперед!

Как будет звучать тема нашего урока?

Записываем.

Итак, молекулы движутся, какая физическая величина поможет охарактеризовать движение?

Как вы думаете: какова скорость движения молекул?

Проведем эксперимент. Измерим скорость движения молекул. Что нам для этого понадобится?

Каждый из вас сейчас будет участником эксперимента. Как будем его проводить?

Верно. Я разбрызгиваю молекулы пахучего вещества на доску, вы с помощью секундомера определяете время распространения аромата до вашей парты. Затем, измеряете расстояние от доски до парты. Используя формулу для расчета скорости, рассчитываете скорость движения молекул.

Какая величина у вас получилась?

А почему разные результаты?


Согласна. Но ученые тоже измерили скорость движения молекул. У них получилась величина примерно 400-500 м/с. Кто ошибся?

Но почему? Мы, вроде бы, все верно сделали.

А что?

Верно. Молекулы ароматного вещества в воздухе сталкиваются с молекулами воздуха, поэтому постоянно меняют направление движения, т.е. движутся беспорядочно, хаотически. Каждый у себя в тетради нарисуйте траекторию движения молекулы духов.

(хожу, проверяю, если возникают затруднения рисуем на доске)

Смотрим видео.

В результате хаотического движения молекулы духов перемешались с молекулами воздуха. Это явление называется диффузией.

Диффузия - это явление взаимного проникновения молекул одного вещества между молекулами другого.

Хаотическое движение молекул происходит всегда, а диффузия - это следствие этого движения.

Мы наблюдали диффузию в воздухе (газе). А может ли происходить диффузия в жидкостях?

Приведите пример.

Молодцы. Верно. Молекулы соли и др. веществ, проникают в промежутки между молекулами воды.

Проведем опыт. Возьмем мензурку с водой и добавим кристаллики калия перманганата. Что вы наблюдаете?

Мы наблюдаем диффузию.

А возможна диффузия в твердых телах?

Возможна, но она происходит очень медленно. Пр, если взять отшлифованную пластинку золота, положить ее на отшлифованную пластинку свинца и придавить, то при комнатной температуре за 4-5 лет золото и свинец проникают друг в друга на расстояние около 1 мм.

Итак, диффузия происходит во всех агрегатных состояниях. Сравните скорости протекания диффузии.
Но, скорость протекания диффузии зависит не только от агрегатного состояния. Как вы думаете, от какой характеристики еще зависит скорость протекания диффузии?

Почему?
Согласна. Увеличивается расстояние между молекулами. Это первое, а второе?
Значит, какой мы делаем вывод?

Молодцы.

К числу основных опытных доказательств того, что молекулы движутся, относится явление, которое впервые наблюдал в 1827 году английский ботаник Роберт Броун, рассматривая в микроскоп споры растений, находящиеся в жидкости.

Подобный опыт можно проделать, пользуясь краской, предварительно растертой до таких мельчайших крупинок, которые видны лишь в микроскоп. Размешав краску в воде, рассматривают полученную смесь в микроскоп.

Можно увидеть, что крупинки краски непрерывно движутся. Самые мелкие из них беспорядочно перемещаются с одного места в другое, более крупные лишь беспорядочно колеблются. Такое перемещение спор растений в жидкости и наблюдал Броун. Поэтому движение очень мелких твердых частиц, находящихся в жидкости, и называют броуновским движением.

Пишем. Броуновское движение – это хаотичное движение взвешенных в жидкости или газе частиц.

Вот у нас имеется броуновская частица








Как, вы поняли: в чем заключается причина броуновского движения?


Причина броуновского движения частицы заключается в том, что удары молекул о частицу не компенсируют друг друга.

Наблюдения показывают, что это броуновское движение никогда не прекращается ни летом, ни зимой.

Открытие броуновского движения имело большое значение для изучения строения веществ. Оно показало, что тела действительно состоят из отдельных частиц – молекул и что молекулы находятся в непрерывном беспорядочном движении.

Посмотрите, как много мы сегодня узнали на уроке.

Вспомните наши рассуждения и самостоятельно заполните колонку «Узнал» в таблице.

- Сравним 2 и 3 колонки, на все ли вопросы вы получили ответы?

А как вы думаете, диффузия играет роль в процессах пищеварения и дыхания в организме человека, быту, кулинарии и т.д.? Дома напишите мини сочинение о роли диффузии.

Мандарин.

Почувствовали аромат.

Молекулы пахучего вещества долетели до наших носиков.
(Ответы детей учитель вносит в таблицу, заранее подготовленную на доске)

(Ответы детей учитель вносит в таблицу)
Движение молекул.

Скорость.

Молекулы пахучего вещества; линейка, чтобы измерить расстояние и часы для измерения времени.
(выдвигают предположения)

0,5 м/с; 0,4 м/с; 0,6 м/с и т.д.

Возможно, мы допустили погрешность. Ведь наши органы обоняния не совершенны. Кто-то лучше чувствует запах, кто-то хуже.
Наверно, мы.

Быть может, что-то мешало распространению молекул пахучего вещества?

Молекулы воздуха. Молекулы духов летели, на своем пути сталкивались с молекулами воздуха.

(рисуют)


(записывают)
Да.

Когда солим воду, кладем сахар в чай и др.

Молекулы марганцовки, двигаясь непрерывно и беспорядочно, распространяются по всему объему.

???(выдвигают предположения)

Всех быстрее диффузия протекает в газах, всех медленнее в твердых телах.


От температуры.

Чем выше температура, тем больше расстояние между молекулами.

Увеличивается скорость движения молекул.

Чем выше температура, тем диффузия протекает быстрее.

(записывают)


О броуновскую частицу ударяются молекулы воды. С той стороны, где число ударов в данный момент времени меньше, туда и будет двигаться частица.
(записывают и дорисовывают)

Проводят анализ таблицы



Литература для учителя


  1. Ерунова Л.И. Урок физики и его структура при комплексном решении задач общения. - М.: Просвещение, 1988.

  2. Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики. – М.: Просвещение, 1988.

  3. Малафеев Р.И. Проблемное обучение в средней школе: Из опыта работы. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980.

  4. Межпредметные связи курса физики в средней школе. Под ред. Ю.И.Дика, И.К.Турышева. – М.: Просвещение, 1987.

  5. Оспенникова Е.В. Проблемное обучение. Понятийный аппарат: Дидактический материал. / Перм.гос.пед.ун-т. – Пермь, 2001.

  6. Оспенникова Е.В. Технология разработки учебных занятий по физике в средней общеобразовательной школе: Методы и приемы обучения: Дидактический материал. / Перм.гос.пед.ун-т. – Пермь, 2001.

  7. Оспенникова Е.В. Формы организации учебных занятий по физике. Ч.1. Учебное пособие по спецкурсу. / Перм.гос.пед.ун-т. – Пермь, 1998.

  8. Усова А.В., Бобров А.А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. – М.: Просвещение, 1988.


Литература для учащихся


  1. Доусвелл П. Неизвестное об известном. Пер. с англ. Е.В.Комиссарова. – М.: Росмэн, 1995.

  2. Естествознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. / А.И.Воробьев, Р.Г.Иванова, И.Г.Кириллова и др. Под ред. И.С.Суравегиной – 2-е изд.- М.: Просвещение, 1998.

  3. Золотов В.В. Лесная мозаика.- М.: Просвещение, 1993.

  4. Колвин Л., Спиэр Э. Живой мир. Энциклопедия. Пер. с англ. Г.И.Рожковой. – М.: Росмэн, 1996.

  5. Малов В.И. Хочу все знать: Тайны и загадки Земли. – М.: ООО "Издательство АСТ", ООО "Издательство Астрель", 2000.

  6. Оммани Ф. Рыбы. Пер.с англ. Л.Петровой. Под ред. В.М.Макушка. "Мир", 1975.

  7. Плешаков А.А. Зеленые страницы.- М.: Просвещение, 1993.

  8. Фадеева А.А. Физика. Окружающая среда – 7. Учебное пособие. – М.: Тобол, 1997.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск