Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 163.1 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации13.03.2014
Размер163.1 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Физика > Урок
Урок «Тепловые явления. Температура» - это первый урок в теме «Тепловые явления» и первый урок в курсе 8 класса. Учащиеся познакомятся с тепловыми явлениями, установят их признаки, проведут сравнение механического движения тела с движением частиц вещества, из которых состоит тело, т.е. с тепловым движением. Для характеристики тепловых процессов будет введена физическая величина – температура. Учащиеся должны будут усвоить правила измерения температуры.

Тип урока - комбинированный урок

Цели урока:

Образовательные: в результате сегодняшнего урока учащиеся смогут привести примеры и назвать признаки тепловых явлений, выделить особенности теплового движения частиц, из которых состоят тела, узнают, что характеризует температура, как связана температура со скоростью движения молекул и их кинетической энергией, на чем основано действие термометров, усвоят правила измерения температуры.

Развивающие: формирование умений наблюдать, работать с физическим прибором – термометром, применять полученные знания для решения познавательных и практических задач, работать с текстом ( выделять главное), развитие мыслительных способностей учащихся: умений выделять главное, анализировать, сравнивать.

Воспитательные: формирование убежденности в возможности познания природы, интереса к предмету, формирование ценностных отношений друг к другу, учителю.

Методы и приемы обучения: эвристическая беседа, наблюдение, анализ, сравнение, работа с учебником, фронтальный эксперимент, демонстрационный эксперимент, работа в парах.

Ресурсы урока: учебник – А.В. Перышкин. Физика 8, телевизор с DVD-плеером, единая коллекция ЦОР по физике – 8 класс, прибор - «Модель теплового движения молекул газа и броуновского движения», термометры

Хронометраж урока



Этапы урока

Время

1

2

3

4

5

6

7

Организационный момент.

Мотивационный этап

Актуализация знаний, необходимых для понимания нового материала.

Изучение нового материала.

Закрепление изученного материала и применение полученных знаний

Рефлексия

Инструктаж по домашнему заданию.

1 мин.

3 мин.

5 мин.

20мин.

12мин.

2 мин.

2 мин.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

Ожидаемый результат

1.Организационный момент

2.Мотивационный этап

3.Актуализация знаний, необходимых для понимания нового материала


4. Изучение нового материала

5.Закрепление изученного материала


Применение полученных знаний

6. Рефлексия



7) Информация о домашнем задании


Напоминает правила поведения в кабинете физики.

Фронтальная беседа.

Давайте вспомним, что такое физика и что она изучает?

Почему физику называют экспериментальной наукой?

Изучая физические явления, мы обязательно будем ставить опыты, проводить наблюдения, выполнять лабораторные исследования.

Вашим помощником в приобретении знаний будет учебник «Физика. 8 класс.» , он написан А.В. Перышкиным, которым написан учебник и для 7 класса, по которому вы учились.
Давайте ознакомимся с учебником. Учебник построен также : параграф, вопросы после параграфа, могут быть упражнения, задания. В конце учебника располагается материал для дополнительного чтения и проведения лабораторных работ.

Откройте оглавление учебника. Посмотрите название глав и скажите, какие физические явления мы будем изучать в 8 классе? Какие явления мы начнем изучать первыми?

В результате сегодняшнего урока каждый сможет приводить примеры тепловых явлений, формулировать их признаки, узнает определения новых понятий и величин, характеризующих тепловые явления. Многие знания вы будете получать самостоятельно, проводя наблюдения и опыты.

Для лучшего понимания материала урока, необходимо вспомнить, какие физические явления мы изучали в 7 классе? ( Если будет заминка, то демонстрируется движение тележки)

Возьмите задание №1. (смотри приложение)

у вас на столе и заполните пропуски в предложениях.

Давайте попробуем вспомнить формулу, по которой определяется кинетическая энергия.


А что мы знаем о строении вещества?

Возьмите задание №2.(смотри приложение)

у вас на столе и заполните пропуски .
Посмотрите на экран.

Демонстрация из единой коллекции ЦОР по физике №9 : расположение и движение молекул в разных агрегатных состояниях. Почему в разных агрегатных состояниях вещества одни и те же молекулы двигаются по –разному?
А сейчас внимание на экран телевизора.

Демонстрируется с помощью DVD -плеера фрагмент из фильма «Тепловые явления».
Эвристическая беседа.

Назовите тепловые явления, которые вы видели. Делается запись на доске: Тепловые явления.

Примеры :…

По каким же признакам мы узнаем тепловое явление?

( Какие изменения мы наблюдаем?)

Демонстрация модели движения молекул газа, броуновского движения- изменение скорости движения. Что изменилось, почему?


Демонстрация из единой коллекции ЦОР по физике №10

Какие изменения с молекулярной точки зрения происходят в процессах плавления и отвердевания?

Определение:

Непрерывное , беспорядочное (хаотичное)

движение огромного числа частиц в теле назвали тепловым. Чем отличается определение в учебнике?

Какие слова отсутствуют? Имеют ли они значение для выделения признаков теплового движения, как особого движения?
Как вы думаете, почему движение молекул назвали тепловым?
Давайте сравним механическое движение тела и тепловое движение молекул внутри тела. Заполним таблицу.

Механическое движение тела

Тепловое движение молекул



























Движение одной молекулы можно считать механическим. Как вы думаете, почему?

Для изучения тепловых явлений необходимо ввести физическую величину, которую можно будет измерить и выразить числом. Назовите эту величину.

Обозначение температуры – t0.
Прочитайте параграф 1( с карандашом в руках) и найдите всю информацию о температуре. Заполните пропуски в тексте « Паспорт физической величины – температуры»

( смотри приложение)

Демонстрация из единой коллекции ЦОР по физике №11.

Что доказывает данная интерактивная модель?

Можно ли степень нагретости тела определять по нашим ощущениям?

Всегда ли можно доверять нашим ощущениям? Опыт с холодной, горячей и теплой водой.

Как же определить температуру тела? ( с помощью какого прибора?)

На вашем столе лежит лабораторный термометр. Возьмите его в руки, держите правильно: подальше от резервуара. Какую самую низкую и какую самую высокую температуру можно этим термометром измерить? Записи на доске.
Какова цена деления лабораторного термометра?

Обхватите резервуар другой рукой.

Какие изменения вы наблюдаете? Почему?
На чем основано действие термометра и как строится его шкала.

Демонстрация из единой коллекции ЦОР по физике №4 и №6.

Очень важно правильно пользоваться термометром! Демонстрация из единой коллекции ЦОР по физике №5.
Состояние, когда температура перестает изменяться, называется состоянием теплового равновесия.

Для учащихся составлена памятка правил измерения температуры( смотри приложение)
1)Можно ли движение одной молекулы считать тепловым?

2)Может ли механическое движение тела полностью перейти в тепловое?

3)Возможен ли полный переход теплового движения молекул в механическое движение тела?

4)Почему тело покоится как целое, хотя все его молекулы находятся в непрерывном движении?

5)Что такое температура?

6)Какие две отправные точки используются при построении шкалы Цельсия?

7)Можно ли лабораторным термометром измерить температуру плавления свинца?(используйте информацию на стр.32 учебника).

8)Можно ли лабораторным термометром измерить температуру капли воды?
Положите перед собой листок с заданиями «Проверь себя»( смотри приложение).

Проверка тестовых заданий.
Положите перед собой листок «Маршрут познания» .

(смотри приложение)

1)Выберите правильный ответ.

Энергия и скорость молекул – это

  1. единица измерения

  2. физическая величина

  3. физическое явление

  4. физическое понятие

2)Оцените по 10-ти бальной шкале свою деятельность на разных этапах урока.

3) По линейке баллов от 0 до 10 укажите на каком уровне знаний по теме «Тепловые явления. Температура» вы находились в начале урока и на каком в конце урока.

Прочитать параграф №1 в учебнике. Оформить в тетради «Паспорт физической величины – температуры», вклеить памятку « Правила измерения температуры».

Для желающих творческое задание на выбор:

  1. Сравните шкалу Фаренгейта и шкалу Кельвина со шкалой Цельсия (сделайте рисунок). Определите чему равна нормальная температура человеческого тела (36,60С) по шкале Фаренгейта и шкале Кельвина.

  2. Сделайте презентацию «Виды термометров».



Слушают.


Отвечают на вопросы, слушают.


Берут учебник и знакомятся с ним, отвечают на вопросы.


Работа в парах:

заполняют пропуски.

Проверка ответов.

Обсуждение от чего зависит энергия.

Запись формулы.

Работают в парах.

Заполняют пропуски.

Проверка ответов.

Отвечают.

Сравнивают промежутки между молекулами, взаимодействие молекул.

Смотрят фрагмент.


Отвечают.

Делают записи в тетради
Учащиеся должны выделить два признака:

1. изменение температуры, или

2. переход из одного агрегатного состояния в другое. Записать в тетрадь.


Учащиеся анализируют и дают ответы:

при нагревании увеличивается скорость молекул, при охлаждении скорость молекул уменьшается.

При плавлении молекулы начинают обмениваться местами, при отвердевании молекулы перестают обмениваться местами, колеблются.

Найдите определение в 1 параграфе учебника.
Сравнивают.

Отвечают.

Записывают определение.
Отвечают: скорость движения молекул зависит от температуры.
Обсуждение. Сравнение.

Заполнение таблицы.

(дома ее нужно вклеить в тетрадь)
Анализ: порядок, траектория, скорость равномерное движение.
Подсказка в названии первого параграфа – это температура.


Работают с текстом, выделяют главное.

Обсуждение.

(образец берется домой для оформления в тетради)

Отвечают : связь температуры со средней кинетической энергией молекул.

Приводят примеры.

Ученик рассказывает о результатах исследования :

ощущения могут обмануть.

Слушают.
Рассматривают термометр.
Записывают в тетради:

Лабораторный термометр.

Нижний предел измерения –

Верхний предел измерения -

Рассказывают как определить цену деления.

Записывают в тетради.

Наблюдают и

делают выводы.

Обсуждение

по демонстрации


Записывают в тетрадь.
Читают памятку.

Анализируют, сравнивают,

Отвечают на вопросы.


Работа в парах


Индивидуальное задание


Записывают задание в тетради


Приложение

Задание №1

1.Механическое движение – это………………..положения тела в
пространстве …………….других тел с течением………….

2. Траектория – это…….., вдоль которой движется тело.
3. Скорость – это ф.в., характеризующая……………движения.
4.Движущееся тело обладает ………….. ……энергией.

Задание№2
1.Вещества состоят из …………., между которыми есть…………..

2.Частицы непрерывно и беспорядочно ………….
3. Скорость движения молекул зависит от …………

4.Молекулы взаимно…………….и ……………
5.Характер движения ( как двигаются ) молекул зависит от……………вещества.
Определение: Непрерывное , беспорядочное (хаотичное)

движение огромного числа частиц в теле назвали тепловым движением.
Сравнение механического движения тела и теплового движения молекул в теле


Механическое движение тела

Тепловое движение молекул























Сравнение механического движения тела и теплового движения молекул в теле


Механическое движение тела

Тепловое движение молекул

Тело может изменять положение в пространстве или находиться в покое относительно других тел

Существует всегда

Упорядочен-

ность движения ( столкновения рассчитываются)

Хаотичность движения из-за огромного числа частиц(столкновения - норма)

Скорость тела не зависит от температуры

Средняя скорость молекул зависит от температуры

Движущееся тело обладает кинетической энергией

Движущиеся молекулы обладают средней кинетической энергией.


Паспорт физической величины – температуры t0
Температура – это……… …..ф.в.

-характеризует ………………………………………..

- измеряется ……………..

- выражается в ……………….

- зависит от…………………………………

- связана со ………………………………………………
Паспорт физической величины – температуры t0

Температура – это скалярная ф.в.

-характеризует степень нагретости тела,

- измеряется термометром,

- выражается в градусах Цельсия, t0C

- зависит от скорости движения молекул,

- связана со средней кинетической энергией молекул (t > ,Ек>; t<,Ек<)

Памятка: правила использования термометра

  1. Термометр должен иметь массу значительно меньше массы тела.

2) Определить в каких диапазонах температур можно производить измерения с помощью данного термометра.

3) Определить цену деления шкалы.

4) Тело необходимо привести в тепловой контакт с термометром и выждать время, пока уровень столбика жидкости не перестанет перемещаться, т.е. наступит состояние теплового равновесия.

5) При отсчете показаний термометра его резервуар должен находиться в той среде, температуру которой мы измеряем.

Проверь себя

1)В схеме «паучок» впишите названия тепловых явлений , укажите признак .

2)Выберите правильный ответ ( поставьте крестик)

а)Какие физические явления доказывают существование движения молекул

- деформация тел

- явление всемирного тяготения

- броуновское движение

- диффузия

б) Скорость распространения запаха духов при температуре 200С около 1см/с, средняя скорость движения молекул газа при этой температуре 400 м/с. Значительная разница между скоростями свидетельствует о

- значительно меньшей скорости молекул духов по сравнению со скоростями молекул газов воздуха

- ошибочных измерениях средней скорости движения молекул при комнатной температуре

- зависимости скорости движения молекул от их количества в данном объеме

- хаотическом характере движения молекул

в) В баллоне находится смесь кислорода и азота. При тепловом равновесии у этих газов обязательно одинаковы

- температуры

- плотности

- давление каждого из газов

г) Температура тела А равна 3000С, температура тела Б равна 00С. Температура какого из тел повысится при тепловом контакте тел?

- тела А

- тела Б

- температуры тел А и Б не изменятся

- температуры тел А и Б могут только понижаться.

д) Действие термометра основано на

- увеличении скорости молекул при увеличении температуры

- уменьшении средней кинетической энергии молекул при уменьшении температуры

- увеличении скорости протекания диффузии при повышении температуры

- расширении жидкости при нагревании и сжатии при охлаждении.

е) Как температура вещества зависит от кинетической энергии молекул вещества

- чем больше средняя кинетическая энергия молекул, тем ниже температура вещества

- чем меньше средняя кинетическая энергия молекул, тем ниже температура вещества

- температура вещества и кинетическая энергия молекул не связаны между собой.

3) На рисунке изображен термометр. Определите предел измерения температуры, цену деления и снимите показания.

«Маршрут познания»

1)Выберите правильный ответ. Энергия и скорость молекул – это

  1. единица измерения

2. физическая величина

  1. физическое явление

  2. физическое понятие

2)Оцените по 10-ти бальной шкале свою деятельность на разных этапах урока.

  • Выполнили задание №1 (заполнить пропуски в тексте)

  • Выполнили задание №2 (заполнить пропуски в тексте)

  • Назвали тепловые явления

  • Указали признаки тепловых явлений

  • Заполнили таблицу сравнения механического движения тела и теплового движения молекул

  • Составили паспорт физической величины – температуры

  • Изучили памятку о правилах измерения температуры

  • Определили предел измерения термометра

  • Определили цену деления

  • Измерили температуру

  • Выполнили самостоятельную работу


3) По линейке баллов от 0 до 10 оцените на каком уровне знаний по теме «Тепловые явления. Температура» вы находились в начале урока и на каком в конце урока.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск