Скачать 41.04 Kb.
|
Валеологические аспекты методики решения задач по физике при работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья. Из опыта работы учителя физики государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы ( VII типа) № 480 Кировского района г. Санкт-Петербурга Баркановой Е. В. Вопросы, связанные с сохранением здоровья школьников являются на сегодняшний день наиболее насущными в образовательном процессе. Одна из основных целей здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за время обучения в школе. Для достижения этой цели, помимо исключения физического и интеллектуально переутомления, необходимо гарантировать ребенку психологически комфортную, бесстрессовую атмосферу на уроках. Преподавание в образовательном учреждении для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предполагает особенно тщательное соблюдение требований валеологии. Для того, чтобы урок был рационален с точки зрения здоровьесбережения учащихся, необходима смена видов учебной деятельности, причем от 4 до 7 за урок. Это может быть лекционная форма преподавания, самостоятельная деятельность учащихся, работа с книгой, физический эксперимент, решение задач, игровые формы и т. д. Рассмотрим более подробно валеологические аспекты методики решения задач. Учитывая специфику преподавания физики детям с ЗПР, начать урок решения задач необходимо с подробного повторения материала, на который предполагается решать задачи. Это повторение целесообразно проводить в коллективной форме, по возможности иллюстрируя наглядными пособиями, причем устно, предлагая учащимся проговаривать необходимые формулы с последующей записью их на доске или выведением на экран. При работе с данным контингентом учащихся рекомендуется решение задач "по образцу", поэтому следующий этап - решение первой задачи учителем на доске, сопровождаемое необходимыми пояснениями и разбором принципиальных моментов, а также созданием алгоритма решения. Если условие задачи дает возможность сделать пояснительный рисунок – его необходимо выполнить пошагово, сопровождая каждый этап разъяснениями, не загромождая рисунок незначительными деталями. Следующую задачу можно предложить для решения учащимися у доски. Часто встречается негативное отношение школьников именно к работе у доски, так как такой вид учебной деятельности фактически является публичным выступлением . Поэтому целесообразно применить элементы игровых технологий: например, провести это решение в виде своеобразной эстафеты. Ребята выходят к доске по очереди и выполняют определенную часть задания. Такая эстафета хороша так же тем, что позволяет осуществить дифференцированный подход к учащимся с различным уровнем возможностей, не акцентируя внимание класса на различной сложности заданий, выполняемых отдельными детьми. Наиболее слабые учащиеся приглашаются для оформления начального этапа решения, читают условие вслух, пишут, что "дано" в рассматриваемой задаче, что требуется найти. Более сильные записывают формулы, осуществляют подстановку в формулы численных значений, производят необходимые расчеты. Для написания ответа можно снова пригласить не самого способного учащегося. Подобный метод позволяет обеспечить на уроке непринужденную обстановку, создать ситуацию успешности для учащихся разной степени подготовленности и различного уровня способностей к обучению. В результате применения данного метода, уже к концу первой четверти в классе не остается учеников, которые боятся выходить к доске для решения задач. Кроме того, подобная эстафета может служить своего рода динамической паузой, так как игровые варианты динамических пауз не всегда приемлемы на уроках решения задач. Физические разминки, будучи безусловно необходимым элементом любого урока, тем не менее сильно отвлекают учащихся от темы урока. Учащимся с ЗПР довольно сложно сосредоточиться и, тем более построить логическую цепочку рассуждений. Поэтому не стоит вынуждать учащихся восстанавливать с середины порванную логическую цепочку, так как это может оказаться для многих чрезмерно сложной задачей. Также хочется обратить внимание на такой момент, как решение задач из учебника или сборника задач. Этот вид учебной деятельности, безусловно, хорош тем, что кроме, непосредственно, решения задачи, подразумевает прочтение текста с последующим его анализом, что часто совсем не просто для детей с ЗПР. Разнообразие текстов задач, их вариативность, позволяет учащимся научиться выделять смысл, "переводить" содержание технического текста в физико-математическую форму. В конце урока, когда учащиеся уже заметно утомлены, можно разрядить обстановку позволив художественно оформить рисунок задачи, задаваемой на дом. Ребята с большим энтузиазмом рисуют машинки, движущиеся с такой-то скоростью и человечков, идущих из пункта "А" в пункт "Б". При этом задействуется мелкая моторика рук, стимулируя мыслительные процессы, воображение, память, которые ослабевают к концу урока. Кроме того, при этом происходит в определенном смысле адаптация учащегося: увидев в дальнейшем едущую машину или наблюдая за течением реки, ребенок сможет легче сопоставить увиденное с тем, что он не просто услышал, а сам нарисовал при решении подобной задачи на уроке физики. Все вышеизложенные приемы позволяют сделать обстановку на уроке психологически безопасной для учащегося, а так же сменить достаточное количество видов учебной деятельности, избежать физического и интеллектуального переутомления и стресса, не нарушая при этом рабочий настрой и дисциплину на уроке. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физики позволяет реализовать программу пропедевтики основных заболеваний, пропаганду здорового образа жизни, формированию основных навыков по сохранению здоровья. Ведь как заметил еще Гиппократ: « Единственное, что дается человеку один раз в жизни и расходуется всю жизнь – это здоровье». |