Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №118 г.Барнаула
Урок по теме: Взаимодействие тел
(7 класс)Название учебника: ФизикаСписок авторов учебника: Перышкин А.В. Предмет: Физика Класс: 7кл. Издательство: Дрофа Статус: рекомендовано Тип образовательного учреждения: общеобразовательное Завершенность предметной линии: завершенаУчитель: Шелепова Ольга Ивановна
Барнаул,2010гУрок физики 7 класс«Взаимодействие тел»Цель урока:
формирование понятия взаимодействиятел, как о причине изменения скорости,
формирование экспериментальных умений и навыков; умение делать вывод
воспитание коммуникативной культуры
Методы:полилог, проблемная беседа, Групповая самостоятельная работа, фронтальный опрос, рефлексивный, запись на доске, применение научных методов исследования: выдвижение гипотезы,наблюдение, сопоставление, теоретический вывод.
Средства: наглядные, словесные
Оборудование: 2 шара с желобом,
2 тела, подвешанные на нити
Карточки с алгоритмом действий для работы группы
Листы рефлексии
Листы самооценки
План урока:
оргмомент -1-2 мин
актуализация или выравнивание знаний- 3 мин
мотивация учебной работы, постановка проблемной задачи, целеполагание - 2-2,5мин
получение новых знаний- 12-15 мин
закрепление новых знаний- 7-10 мин
рефлексивно - оценочный этап: подведение итогов, самооценка-6- мин
домашнее задание-1-1,5 мин.
Тип урока:Урок изучения нового материала
Место урока в системе:5 урок по теме «Механическое движение»,
урок, на основе которого будет вводиться понятие о массе тела.
Содержание учебного материала: Этап урока
| Деятельность учителя Методический
| Деятельность учащихся комментарии
| Методический коментарий
|
1. оргмомент
| Приветствие учащихся. Выяснение кто отсутствует. С какого урока пришли? Предлагается сделать запись даты урока в тетрадях
| Записывают дату
|
|
2. актуализация
| Проводится
фронтальный опрос (чтение
вопросов)
1.при каких условиях тело может двигаться в относительном покое?
2. при каких условиях тело может двигаться равномерно?
3. как движется тело, если на него не действуют другие тела?
| Дети слушают вопрос, обсуждают его в парах, отвечают с места
| выравнивание знаний
работа в парах
вопросы на слайде№2 для визуалов и прочитываются для ребят аудиалов
|
3. мотивация учебной работы: постановка проблемной задачи, Целепологание
| «Слышали ли вы про барона Мюнхгаузена?
Однажды он рассказал историю: «Я разбежался и прыгнул через небольшое болото. Во время прыжка я заметил, что не допрыгну до другого берега, тогда я в полёте повернул обратно и вернулся на тот берег, с которого прыгнул» А ведь на уроке физкультуры вы тоже прыгали в длину.
| Про Мюнхгаузена говорят
| Полилог с учащимися
|
Может быть вы повторите действия Мюнхгаузена?
| Предлагают попрыгать, не получается
| Физкультминутка по выбору
|
Что должно произойти со скоростью тела в результате такого полёта
| Отвечают«Изменится должна»
|
|
Что нужно чтобы изменилась скорость?
| Другое тело
|
|
И только?
| 2 тела
Действия других тел
| Проблемная беседа
|
Как доказать?
| На опыте или из учебника, др.мсточников знаний
|
|
|
|
|
|
| Тема урока:
| Записывают в
|
|
| «Взаимодействие тел»
| тетрадях
|
|
|
Какова же будет цель урока?
|
|
|
| Формулируют:
«выяснить является
ли действие другого тела причиной изменения скорости тела»,
| Выдвижение
|
| гипотезы
|
|
|
4. получение
|
| 2 тела и как они
действуют друг на
друга
| Моделирование
|
новых
| При каких условиях
меняется скорость
смоделируем, что
нужно проверить?
Предлагается работа в группах
Формируем группы
Выдаю оборудование.
Провожу инструктаж
работы в группах
|
|
знаний-
|
|
|
|
|
|
3 группы
| Наблюдение,
|
| 1 -работают с
|
| учебником
|
| 2,3-
|
| экспериментаторы
|
|
|
| Работа в группах по
| сопоставление.
|
| алгоритму
| теоретический вывод
|
| Подводим итог работы в группах
Вывод: Скорость тела изменится при действии другого тела.
Если тела действуют друг на друга они взаимодействуют
В результате взаимодействия оба тела могут изменить свою скорость.
Взаимодействие тел является причиной изменения скорости взаимодействующих тел
| Делают вывод по работе
Записывают в тетрадях
|
|
5.Рефлексия в группах
| Предлагаю подвести итоги работы группы, Заполните лист рефлексии
Прошу сесть на свои места по парам
| Работают с листом рефлексии
| Листы сдаются учителю для анализа урока
|
5. Закрепление
знаний
| Немного отдохнём занимательная задача
Ну, а теперь письменно в течении
3 мин с целью контроля за усвоением знаний полученных на уроке поработайте с задачами, предложенными на доске,
выбрать можно любую, можно решить обе.
| Отвечают индивидуально
| Психол, разгрузка
|
6. рефлексивно —
оценочный этап:
подведение
итогов,
самооценка
| Подведём итоги
1. какова была
цель урока?
2. какова же
причина
изменения
скорости тела?
3. Приведите
Примеры
примеры
взаимодействия тел
Сделайте итоговую самооценку своей
| проговаривают
| Контроль за
уровнем усвоения
материала
|
6. домашнее
| Работа с доской
| Записывают д/з
* сочинить
рассказ о
взаимодействии тел
проделать опыт по
взаимодействию
** почитать про
Мюнхгаузена
| Развитие ТВ.
|
задание
|
| Способностей
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
|
|
|
|
Педагогический комментарий Впервые данный урок был дан на класс с количеством 12-15 учащихся. Поэтому предложены в разработке организовать работу 3 групп. 2 группы - экпериментаторы,1 работает с учебником. Такая система позволяет на последующих уроках менять работу в группах по принципу « вертушки». Мною же формировались группы по алгоритму :Продолжи предложение: «Я сегодня пришел на урок с целью..
Поработать с учебником
Поработать с приборами
Пообщаться
Поработать с доской
Детьми были выбраны варианты ответа
1 и 2,1 ученик пришёл пообщаться( что и было достигнуто им в процессе работы в группе)
Возможно использование данного ресурса и в классе с количеством 25и более учеников. В таком случаи учителю нужно подготовить оборудование на 3,4 группы и задания для работы с учебником иметь для нескольких групп.
Карточки с алгоритмом действий для работы группы1 группа
Цель работы:
Используя рисунки в учебнике, выяснить при каких условиях изменяется скорость тел.
Рассмотритерисунок.44, стр.43,ответьте на вопросы Ответьте на вопросы
| Рассмотрите рисунок 45, стр.43 Ответьте на вопросы
|
1. что происходит между лодками?
|
| •
|
2 Что происходит со скоростью 1 лодки? Почему?
|
|
|
3. Что происходит со скоростью 2 лодки? Почему?
|
|
|
4. Изменилась ли скорость обоих лодок?
|
| -•
|
5. Вывод
(подсказка 2 последних обзаца,
стр 43)
|
|
|
|
;2 группа
Цель работы:
Провести эксперимент с 2 гирькамии, подвешанными на нити пронаблюдать при каких
условиях изменяются скорости тел
| Отведите гирьки в противоположные стороны и отпустите
| Отведите гирьку в сторону, а другую оставьте в покое. Отпустите гирьку.
|
1. Что произошло?
|
|
|
2. Действовали ли оба шара друг на друга?
|
|
|
3. что произошло со скоростями их движения?
|
|
|
4. сделайте вывод
|
|
|
3 группа
Цель работы:
Провести эксперимент с 2 шарами , пронаблюдать при каких условиях изменяются
скорости тел
[
|
| Толкните 1 шар и приведите в движение 2 шар, который покоится
| Толкните шары навстречу \ друг другу
|
1. что произошло
|
|
|
2. действуют ли оба шара друг на друга?
|
|
|
3. что произошло со скоростью 1 шара? Почему?
|
| 1
|
4. что произошло со скоростью 2 шара? Почему?
|
|
|
5. Поменялись ли скорости обоих шаров? Почему?
|
|
|
Вывод
|
|
|
Лист рефлексии для группы1. Смогла ли группа сформулировать вывод по предложенному плану ?
2. Все ли в группе участвовали в обсуждении результатов работы?
3. смогли ли распределить обязанности в группе
4. Были ли трудности в работе? Какие ? Почему7
Лист самооценкиРаботал активно в группеСделал правильный вывод по теме урокаЗнаю причины изменения скоростиЗнаю определение взаимодействия телСмог привести примеры взаимодействия
тел
Смог решить 1 задачуСмог решить 2 задачуМоя оценка
На что усилить внимание при подготовке дома?