Скачать 95.78 Kb.
|
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Гимназия № 1540 ___________________________________________________________________________ «Утверждаю» «Рассмотрено» Директор Гимназии _____________ на заседании методического М.В.Моисеева объединения учителей «____» _____________ 2013г. естественнонаучно цикла, физической культуры, ОБЖ «____» _____________ 2013г. Рабочая программа по физике 7 класс 2 часа в неделю (всего 68 часов). Составитель: Петрова И.А., учитель физики высшей квалификационной категории. Москва 2013-2014 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Физика – фундаментальная наука, имеющая своей предметной областью общие закономерности природы во всем многообразии явлений окружающего нас мира. Физика – наука о природе, изучающая наиболее общие и простейшие свойства материального мира. Она включает в себя как процесс познания, так и результат – сумму знаний, накопленных на протяжении исторического развития общества. Этим и определяется значение физики в школьном образовании. Физика имеет большое значение в жизни современного общества и влияет на темпы развития научно-технического прогресса. Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ. В задачи обучения физике входят: -развитие мышления учащихся, формирование у них самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления; -овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; -о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии; -усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов; -формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии. Изучение физики 7 класса направлено на достижение следующих целей: освоение знаний о механических явлениях; физических величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира; овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, а также для решения физических задач; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий; воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры; применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды. В ходе изучения курса физики в 7 классе приоритетами являются: Познавательная деятельность: - использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование; - формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории; - приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез. Информационно-коммуникативная деятельность: - владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение; - использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации. Рефлексивная деятельность: - владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий: - организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств. Настоящая рабочая программа курса «Физика» для 7 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и примерной программы (полного) общего образования по физике (базовый уровень) опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных учреждений («Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. 7-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005). Курс «Физика-- 7 класс» отражает основные идеи и содержит предметные темы образовательного стандарта по физике. С него начинается изучение физики в средней школе. Рабочая программа по физике составлена на основе обязательного минимума в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений по 2 часа в неделю (68 часов) в 7 классах, авторской программы Е.М. Гутник, А.В. Перышкина «Физика 7-9 классы», М: Дрофа, 2010 .г и в соответствии с учебником А.В.Перышкин Физика 7 класс И.Д. «Дрофа» 2010 г. Реализация программы обеспечивается учебно-методическим комплектом (учебник включён в Федеральный перечень):
Программа дает определенные рекомендации:
перечень элементов учебной информации, предъявляемый учащимся из обязательного минимума содержания основного общего образования и вышеназванной авторской программы и учебников соответственно по разделам. Рекомендации отражены в прилагаемом календарно-тематическом планировании.
в виде графика прохождения учебных элементов, включающего примерные сроки изучения разделов (тем), структурной последовательности прохождения учебных элементов, по четвертям; количество часов, отведенных на изучение определенного раздела. Эти рекомендации отражены в календарно-тематическом планировании в графах «Сроки»; «Раздел»; «№ урока».
Эти рекомендации по разделам и темам в соответствии с программой отражены в графе «Тип урока» и включают три направления: - тип урока; - оборудование; - повторение.
Особенностью данной программы является включение в содержание обучения элементов астрономии. Данное содержание определяется как региональным, так и школьным компонентом и отражается в программе с учетом подготовки учащихся к участию в олимпиадах. В качестве примера в календарно-тематическом планировании представлено включение в содержание физики элементов астрономии. В качестве альтернативного учебника взят учебник А.А. Пинский, В.Г. Разумовский «Физика и астрономия 7»-М.: Просвещение 2007г. Другой особенностью программы является включение системы оценивания по устным опросам теоретического материала, письменных контрольных работ, в виде тестов заданиям аналогичных КИМов для подготовки к ЕГЭ. Поэтому контрольные работы рекомендовано не ограничивать заданиями, проверяющими сформированность у учащихся только знаний и умений, но и проводить линейную уровневую дифференциацию внутри класса, выявляющую знания и умения, установленные программой. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения. Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 9 лабораторных работ, 4 контрольных работ. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса. рабочая программа (содержание образования) (68 часов, 2 часа в неделю).
Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин. Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента. Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов. Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в физике. Физика и техника. Фронтальная лабораторная работа. 1.Определение цены деления измерительного прибора. 2. АСТРОНОМИЯ (5ч.) Астрономия- наука о небесных телах. Суточное вращение небесных тел. Развитее учения о строении солнечной системы. Гео- и гелиоцентрические системы. Механическое движение. Тело отсчета. Относительность движения. Планеты Солнечной системы.
Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества. Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела. Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Три состояния вещества. Фронтальная лабораторная работа. 2.Измерение размеров малых тел (домашняя работа). 4. ВЗАИМОДЕИСТВИЕ ТЕЛ (23 часа.) Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость. Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение. Графическое представление движения. Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность. Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности. Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение. Упругая деформация. Фронтальная лабораторная работа. 3.Измерение массы тела на рычажных весах. 5.Измерение плотности твердого вещества. 6.Градуирование пружины и измерение сил динамометром. 5. ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ. (20 часов) Давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления. Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного давления. Манометры. Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающие сосуды. Архимедова сила. Гидравлический пресс. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание. Фронтальная лабораторная работа. 7.Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело. 8.Выяснение условий плавания тела в жидкости. 6. РАБОТА. МОЩНОСТЬ. ЭНЕРГИЯ. (12 часов.) Работа. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики. Фронтальная лабораторная работа. 9.Выяснение условия равновесия рычага. |