Скачать 477.06 Kb.
|
Рабочая программа учебного курса по физике основного общего образования для 9 класса учителя физики Косьминой Екатерины Дмитриевны с. Большие Ключи 2013г. Пояснительная записка. Рабочая программа учебного курса «Физика» составлена на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 – Ф.З. от 29.12.12г., государственного образовательного стандарта 2004г., примерной программы основного общего образования по физике, программа для 9 класса по физики разработана на основе авторской программы А.В. Перышкина «Физика» 7-9классы, федерального компонента стандарта образования на второй ступени обучения и базисного учебного плана №1312 от 09.03.04г., с использованием федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательной деятельности в образовательных организациях, реализующих программы общего образования. Используемое оборудование соответствует требованиям к оснащению образовательной деятельности в соответствии с содержательным наполнением учебного предмета федерального компонента государственного образовательного стандарта. Учебный предмет «Физика» входит в образовательную область «Физика». Физика, с позиций социализации обучающихся, занимает ключевое место в системе общего образования. Её изучение продолжается на ступени основного общего образования. Рабочая программа предназначена для обучения обучающихся 9 класса. В 9 классе обучаются 6 обучающихся, которые имеют низкий уровень мотивации. Поэтому для таких обучающихся на уроках больше используется практические работы, направленные на самостоятельную деятельность под руководством учителя, как при выполнении отдельных операций, так и при выполнении лабораторных работ. А также на уроках больше используются демонстраций, на дом задаются домашние лабораторные работы, для повышения уровня мотивации обучающихся. На изучение физики в 9 классе выделено 2 часа в неделю. Рабочая программа разработана на 68 часов, в том числе на лабораторные работы – 9 часов, в I-1часа, II-3 час, III-2 часов, VI-3 часов. Содержание программы направлено на основание обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Место и роль курса в обучении. Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов обучающихся в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление обучающихся с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и методы научного познания» Изучение физике в основной школе направлено на достижение следующих целей:
В задачи обучения физики входят:
Структура курса. Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни. Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает обучающегося научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ. Содержательные линии: «Законы взаимодействия и движения тел», «Механические колебания и волны. Звук», «Строение атома и ядра, использование энергии атомных ядер». Основные требования к уровню подготовки обучающегося 9 класса основной школы
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (проверочные, лабораторные и контрольные работы) и устный опрос. Качество учебно-воспитательного процесса отслеживается проводя: - тестирование, - самостоятельные и проверочные работы, - контрольные работы. проверяя: - лабораторные и практические отчёты, - домашние общие и индивидуальные работы; -творческие работы В рабочую программу заложены материалы с использованием ИКТ:
Критерии и нормы оценки ЗУНов обучающихся. Система оценки достижений обучающихся На уроках физики оцениваются, прежде всего: - предметную компетентность (способность решать проблемы средствами предмета); - ключевые компетентности (коммуникативные, учебно-познавательные); - общеучебные и интеллектуальные умения (умения работать с различными источниками информации, текстами, таблицами, схемами, интернет - страницами и т.д.); - умение работать в парах (в коллективе, в группе), а также самостоятельно. Отдается приоритет письменной формы оценки знаний над устной. Система оценивания. Оценка письменных работ по физике. Лабораторная работа: «5» - если лабораторная работа выполнена без ошибок. «4» - если лабораторная работа выполнена с 1 грубой ошибкой или с 1-2 негрубыми ошибками. «З» - если лабораторная работа выполнена с 2-3 грубыми или с 1-2 негрубыми ошибками или с 3-я более негрубыми ошибками. «2» - если лабораторная работа выполнена с 4-я и более грубыми ошибками. «1» - если лабораторная работа выполнена вся с ошибками. Практическая работа, состоящая из задач: «5» - без ошибок. «4» - 1-2 негрубых ошибки. «З» - 1 грубая и 3-4 негрубые ошибки. «2» - 2 и более грубых ошибки. «1» - задачи не решены. Контрольная работа: «5» - без ошибок. «4» -1-2 ошибки. «З» -3-4 ошибки. Грубые ошибки: 1. Вычислительные ошибки в задачах. 2. Неправильное решение задачи (выбор формул). 3. Не решенная до конца задача. 4. Невыполненное задание. 5. Не верное построение графика. Негрубые ошибки: 1. Нерациональный прием вычислений. 2. Неверно сформулированный ответ задачи. 3. Неправильное списывание данных (чисел). За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по физике не снижается. За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по физике снижается на 1 балл, но не ниже «3». Тест: Оценки: «5» - верно выполнено более 3/4 заданий; «4» - верно выполнено 3/4 заданий; «З» - верно выполнено 1/2 заданий; «2» - верно выполнено менее 1/2 заданий. Оценивание устных ответов. В основу оценивания устного ответа обучающихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота. Ошибки:
Недочеты:
Законы взаимодействия и движения тел (26 часов) Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механические колебания и волны. Звук (10 часов) Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Звуковой резонанс. Электромагнитное поле (17 часов) Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров. Строение атома и атомного ядра (11 часов) Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел.] Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд. СТРУКТУРА КУРСА (часы по темам)
КОМПЛЕКТ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ (в конце темы)
|