ГС (К) ОУШ №15
Урок истории в 9 классе
ОСВОЕНИЕ КОСМОСА
Подготовила:
учитель истории,
Кравчук Ирина Николаевна Славянск на Кубани
2011 Тема: Освоение космоса. Цель Дать знания о результате большой научной и исследовательской работы советских ученных в освоении космоса, о первом в мире полете человека в космос, о целях изучения космоса.
Развивать познавательные способности, умение слушать рассказ, объяснение учителя и использовать изученный материал в работе, продолжать развивать зрительное восприятие, пополнять и обогащать словарный запас,
Воспитывать чувство любви к своему Отечеству, восхищение мужеством и смелостью первого в мире космонавта Ю.А.Гагарина. Оборудование и материалы Карта «СССР», запись песен: «А знаешь, каким он парнем был?…», «Земляне», видеофильм «Россия в космосе», портрет С.П.Королева, ЮА. Гагарина, В.В. Терешковой, иллюстрации с изображением первой ракеты, спутника, современных ракет, карточки с заданиями Тип урока
Комбинированный
Ход урока
|
| Оргмомент: Учитель проверяет готовность учащихся, отмечает отсутствующих. Какую тему изучали на прошлом уроке? (Достижения в науке и технике в 50 – 60 годы) Повторение пройденного материала
Какая новая техника была создана ученными в 50 – 60 годы?
(Развернутый ответ детей) Индивидуальная работа по карточкам: Карточка №1
1. Выберите правильный ответ: атомную бомбу изобрел
Хрущев Н.С.
Курчатов И.В.
Туполев А.Н.
2. Какую новую технику изобрели в 50 – 60 годы? Карточка №2 Убери неправильный ответ
В 50 – 60 годы изобрели:
атомную бомбу, сотовый телефон, атомный ледокол «Ленин», телевизор, электронно – вычислительную машину, атомную электростанцию, паровоз. Какие изобретения были сделаны в области атомной энергетики? (Развернутый ответ детей)
Кто создал атомную бомбу в СССР?
Докажите, что атомную энергетику можно использовать в мирных целях. Выставление оценок Изучение нового материала. Вводное слово учителя: В 50 60 годы советские ученные и инженеры вели большую исследовательскую и научную работу. Самым выдающимся событием стало открытие атомной энергетики, которую научились использовать в мирных целях. Это позволило начать строительство космических ракет.
Сообщение темы урока: «Освоение космоса». Запись темы в тетрадь.
Цель нашего урока узнать о том кто изобрел первую ракету, о первых космонавтах, о значении космоса в жизни людей.
Группу ученных, которые стали заниматься ракетостроением возглавил С.П. Королев. Слайд: портрет С.П. Королева Рассказ учителя: исследованием космоса велись давно многими учеными мира. Ракетостроением также занимались немецкие и американские ученые. Однако и здесь советские ученные оказались первыми. В октябре 1957 года впервые в мире был отправлен в космос искусственный спутник Земли. Слайд: фото первого спутника Земли. Что произошло в октябре 1957 года? Запись в тетрадь: в октябре 1957 года впервые в мире был отправлен в космос искусственный спутник Земли. Работа с учебником:
Учащийся читает описание первого спутника земли. Рассказ учителя: Королев вместе с другими ученными начал создавать ракеты, в которых могли бы летать в космос люди.
Но сначала в космос отправили животных, чтобы определить, как живой организм выдерживает космический полет. Кто первым из животных побывал в космосе? (2 маленькие собачки – Белка и Стрелка). Слайд: фотография Белки и Стрелки После удачного испытания с Белкой и Стрелкой началась подготовка космонавтов. В небольшом городе Чкаловске, недалеко от Москвы был создан Центр подготовки космонавтов. Был построен космодром. Словарь: космодром (дети записывают в тетрадь). Несколько самых лучших военных летчиков были отобраны в первый отряд космонавтов. С утра до позднего вечера будущие космонавты тренировались и учились управлять космическим кораблем. Только один – самый лучший должен был стать первым космонавтом. Кто стал первым космонавтом? (Ю.А. Гагарин) Слайд: портрет Ю.А.Гагарина Индивидуальное задание:
1 учащийся рассказывает заранее подготовленный материал о Ю.А.Гагарине Вопросы:
Где и как готовили космонавтов?
Кто стал первым космонавтом Просмотр видеоролика о первом полете Ю.А.Гагарина (3 мин.)
Когда Ю.А. Гагарин совершил первый полет? (12 апреля 1961 года)
Запись в тетрадь: 12 апреля 1961 года совершил первый полет в космос Ю.А. Гагарин
Физминутка
Через 2 года в космос была отправлена первая женщина – космонавт В.В.Терешкова Слайд: портрет В.В.Терешковой Индивидуальное задание:
1 учащийся рассказывает заранее подготовленный материал о В.В. Терешковой. Кто была первой женщиной космонавтом?
Запись в тетрадь: первая женщина – космонавт В.В.Терешкова На космические исследования тратятся огромные средства. Это связано с огромными трудностями и опасностями. Для чего необходимо осваивать космос? (ответы детей) Рассказ учителя: космонавты изучают из космоса звезды, планеты, следят за состоянием Солнца, проводят опыты с растениями. Есть спутники – разведчики. Они фотографируют Землю, а геологи по фотографиям определяют, в каком месте нашей планеты находятся богатые залежи нефти, газа, др. полезных ископаемых. Спутники также следят за погодой. Благодаря спутникам мы с вами имеем сотовую связь, спутниковое телевидение. Слайд: Изображение различных современных спутников. Закрепление знаний.
Прослушивание песни: «А знаешь, каким он парнем был?» Как вы думаете о ком эта песня? (О Ю.А.Гагарине) Карточка №1 Установите последовательность событий: Полет Ю.А.Гагарина в космос
Запуск искусственного спутника Земли
Полет первой женщины – космонавта
Полет Белки и стрелки
Открытие атомной энергетики Карточка №2 Вставьте пропущенные слова: 12 апреля 1961 года космонавт____________________ на космическом корабле «___________________» совершил первый в истории человечества полетел в космос. Первой женщиной космонавтом была ___________________________________. Дети зачитывают по 1-2 карточки.
Игра «Да - нетка»
1. Группу ученых, которые стали заниматься ракетостроением, возглавил И.В.Курчатов? (нет)
2. В октябре 1957 года впервые был отправлен искусственный спутник Земли? (да)
3. Первыми животными, которые оправились в космос были кошки? (нет)
4. Первым для полета в космос был избран космонавт Ю.А.Гагарин (да)
5. Первой женщиной - космонавтом была В.В.Терешкова? (да) А сейчас мы с вами отправимся в космический полет. И каждый из вас может стать космонавтом или космическим путешественником. Как называется защитный костюм космонавта? (скафандр) Слайд: изображение скафандра Для чего космонавту необходим скафандр? (Ответы детей)
В скафандре есть большой запас воздуха, он обогревается изнутри. А уж если космонавт выполняет работу в открытом космосе, то скафандр просто необходим. Ведь в открытом космосе может быть очень жарко или очень холодно. В скафандре также есть радиосвязь с космонавтами и с Землей
Что космонавту понадобиться в полете? (рацию для связи с Землей, продукты, питьевую воду)
Учитель комментирует полет. Звучит песня: «Земля в иллюминаторе…» Слайд: космическая ракета Запуск двигателей. Старт. Через несколько минут перед нами открывается космическое пространство. Слайды: космическое пространство, звездное небо Вот мы летим над Землей. Какая прекрасная наша планета! Слайд: планета Земля Наш полет длился недолго, я думаю, вам он понравился. И может кто – то из вас в далеком будущем побывает в космосе по - настоящему. 2011год в Российской Федерации объявлен годом космонавтики.
Когда Ю.А. Гагарин совершил первый полет? (12 апреля 1961 года)
Какой юбилей отмечается в этом году? (50 лет с момента полета человека в космос)
Сегодня уже десятки космонавтов побывали в космосе, но человечество никогда не забудет первого в мире космонавта, Ю.А.Гагарина. Домашнее задание:
1. Подготовить дополнительный материал о космонавтике.
2. Стр.241- 244, читать, отвечать на вопросы на стр.244 (1-2 вопрос);
3. Нарисовать рисунок о космосе. Рассказать о своем рисунке. Подведение итогов урока:
Какое значение для людей имеет освоение космоса?
|
1 – 2 группа
3 группа
Учащийся 1 группы
Учащийся 1 группы
Выполняют учащиеся 1-2 группы Выполняют учащиеся 3 группы
1 группа
2 группа
3 группа
| |