Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 64.88 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации22.04.2014
Размер64.88 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Физика > Урок
ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Тема урока химии: Многоатомные спирты. 10 класс

Оборудование: глицерин, вода, раствор CuSO4, раствор NaOH, фенолфталеин, жевательная резинка «Дирол», штатив с пробирками, пипетки.
Ход урока.

I. Организационный момент. Актуализация знаний учащихся.

Учитель: Итак, ребята, мы начали изучать кислородсодержащие органические соединения. И первый класс, с которым вы познакомились – это класс спирты.

- Какие вещества относятся к спиртам?

- По каким признакам и как классифицируют спирты?

- Какие спирты вы уже изучили?

II. Изучение нового материала.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с многоатомными спиртами, с их представителями, с особенностями их химических свойств, узнаем, где применяют многоатомные спирты.

1. Классификация многоатомных спиртов.
Слайд:

«Многоатомные спирты»

• Многоатомными называются спирты, содержащие две или несколько гидроксильных групп.

Различают многоатомные спирты:

двухатомные трехатомные многоатомные

диолы триолы полиолы

(гликоли) (глицерины)

(слайд сопровождается комментарием учителя о классификации спиртов и названии групп спиртов)

Слайд:

CH 2 - CH 2; CH2 – CH – CH2

↓ ↓ ↓ ↓ ↓

OH OH OH OH OH

- К каким группам относятся эти спирты?

(ответы уч-ся )

2. Номенклатура многоатомных спиртов.

Учитель: В корень названия ставится «имя» предельного углеводорода –

алкана с таким же числом атомов углерода, что и в спирте.

Слайд:

Этан Пропан

Приставкой –ди, -три, и т.д. указывают число гидроксильных групп.

( по ходу рассказа учителя на слайде появляются соответствующие приставки, суффиксы, числа. )

Слайд:

Этанди Пропантри

Указывают суффикс – «визитную карточку» спиртов – ол.

Слайд:

Этандиол Пропантриол

Через черточку показывают положение гидроксильных групп.

Слайд:

Этандиол – 1,2 Пропантриол – 1,2,3

3. Гомологические ряды многоатомных спиртов.

- А как вы считаете, будут ли эти вещества являться гомологами?

- Почему?

(Обсуждение вопросов. Формулировка вывода о том, что каждый из них начинает свой гомологический ряд.)

- Давайте попробуем составить формулы гомологов этиленгликоля и глицерина и дать им названия.

( Работа учащихся по составлению формул и названию веществ. Результат – на доске. )

CH2 – CH – CH 3 ; CH2 - CH – CH – CH3

↓ ↓ ↓ ↓ ↓

OH OH OH OH OH
Пропандиол-1,2 Бутантриол-1,2,3

4. Физические свойства многоатомных спиртов.

Учитель: Мы уже многое сказали о многоатомных спиртах. И пришло время познакомиться с ними «лично».

У каждого на столе есть пузырек с глицерином. Рассмотрите это вещество и опишите его физические свойства по плану на слайде.

Слайд:

· агрегатное состояние

· подвижность

· прозрачность

· цвет

· наличие запаха

· растворимость

(Обсуждение физических свойств до растворимости)

Лабораторный опыт «Растворимость глицерина», вывод о его хорошей растворимости.
- В чем причина вязкости и хорошей растворимости многоатомных спиртов?
5. Химические свойства многоатомных спиртов.

Учитель: Итак, мы пришли к выводу, что основное отличие многоатомных спиртов от одноатомных в числе – ОН групп.
- Как высчитаете, отразится ли эта их особенность на химических свойствах?

- Каким образом?

- А как наличие большего числа –ОН групп повлияет на кислотные свойства?

Давайте подтвердим предположение, проделав опыт.

Лабораторный опыт «Взаимодействие раствора глицерина с гидроксидом натрия».

- Что наблюдаете?

- Какой характер свойств глицерина доказывает эта реакция?

- Запишите уравнение проведенной реакции, если были замещены все три атома водорода в гидроксильных группах.

(Ученик записывает уравнение реакции.)

H2C – OH H2C – ONa

↓ ↓

HC – OH + 3 OHNa → HC – Ona + 3H2O

↓ ↓

H2C – OH H2C – ONa

глицерат натрия

- А возможна ли реакция со щелочными металлами как у одноатомных спиртов? Запишите уравнение реакции. (Сильный ученик записывает уравнение)

H2C – OH H2C - ONa

↓ ↓

2 HC – OH + 6 Na → 2 HC – ONa + 3 H2

↓ ↓

H2C – OH H2C – ONa

глицират натрия

Учитель: Теперь давайте вспомним, какие еще химические свойства одноатомных спиртов вам известны?

(Ответы учащихся)

С галогеноводородами.

- Как эта реакция будет идти у многоатомных спиртов

( учащиеся записывают уравнения реакций в тетради, один ученик – на доске

H2C – OH H2C - Cl

↓ ↓

HC – OH + HCl → HC – Cl +3 H2O

↓ ↓

H2C – OH H2C - Cl

С кислотами органическими и неорганическими.

- Как называется реакция взаимодействия спиртов с кислотами? (Этерификация)

-Составьте уравнение реакции глицерина с органической и неорганической кислотой.


(3HNO3)

CH2 – OH HONO2 CH2 – ONO2

↓ ↓

H2SO4

CH – OH + HO NO2 →CH – O – NO2 +3 H2O

↓ ↓

CH2 – OH HONO2 CH2 – O – NO2

Тринитроглицерин или нитроглицерин

Учитель: Это вещество вам известно. Где оно применяется?

(Ответы учащихся)

Учитель: Производство нитроглицерина разработал русский ученый Николай Николаевич Зинин в 1853 году. Но предложения о строительстве промышленных предприятий по производству снарядов и мин не заинтересовали ни царское правительство, ни артиллерийское ведомство. Только в 1863 году нитроглицерин начали успешно применять для подземных и подводных взрывов. Ученик Зинина – Альфред Нобель – продолжил работы своего учителя и в 1867 году запатентовал способ производства динамита. Будучи членом семьи знаменитых и богатых промышленников он стал организатором и совладельцем многих предприятий по производству взрывчатых веществ в разных странах мира.

Учитель: Итак, давайте сделаем вывод о сходстве химических свойств одно- и многоатомных спиртов.

(учащиеся формулируют вывод)

Учитель химии: Но есть и отличия. Не зря у них большее число – ОН групп.

Дело в том, что большее число – ОН групп приводит к большей поляризации связи О – Н , что обуславливает большую подвижность и способность к замещению гидроксильных атомов водорода по сравнению с одноатомными спиртами.

Поэтому, многоатомные спирты способны взаимодействовать с гидроксидами не только щелочных, но и тяжелых металлов, например с Cu(OH)2.

Давайте убедимся в этом.

Лабораторный опыт «Взаимодействие раствора глицерина с гидроксидом меди (II)». Качественная реакция на многоатомные спирты.

(обсуждение результатов опыта, запись уравнения реакции в тетрадь со слайда)

Слайд
CH2 – O – H H – O CH2 – O – H O – CH2

↓ Cu ↓ ↓

2CH - O – H + H – O →CH – O – Cu = O – CH + 2H2O

↓ ↓ ↓ ↓

↓ ↓ H ↓

CH2 – O – H CH2 – OH HO - CH2

Учитель: По этой реакции глицерин и другие многоатомные спирты можно отличить от одноатомных спиртов, т.е. это качественная реакция на многоатомные спирты.

В рекламе жевательной резинки на телевидении утверждают, что в «Дироле» содержится ксилит – пятиатомный спирт. Давайте убедимся в этом, проделав качественную реакцию на многоатомные спирты.

Лабораторный опыт «Обнаружение многоатомного спирта в жевательной резинке».

(обсуждение результатов опыта, формулировка вывода о наличии в жевательной резинке многоатомного спирта)

III. Рефлексия и подведение итогов.

Учитель: Итак, давайте подведем итоги нашего урока.

- С какими веществами вы познакомились?

- Что их отличает от алканолов?

- Как количественные изменения – увеличение числа гидроксильных групп – отразились на качестве, т.е. на химических свойствах многоатомных спиртов?

( Оценивание ответов учеников и работы на уроке, выставление отметок. )

IV. Домашнее задание.

§ 18, упр. 1,4

Одному ученику подготовить сообщение о назначении ксилита в пищевой промышленности и о его действии на организм человека.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск