Скачать 64.88 Kb.
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Тема урока химии: Многоатомные спирты. 10 класс Оборудование: глицерин, вода, раствор CuSO4, раствор NaOH, фенолфталеин, жевательная резинка «Дирол», штатив с пробирками, пипетки. Ход урока. I. Организационный момент. Актуализация знаний учащихся. Учитель: Итак, ребята, мы начали изучать кислородсодержащие органические соединения. И первый класс, с которым вы познакомились – это класс спирты. - Какие вещества относятся к спиртам? - По каким признакам и как классифицируют спирты? - Какие спирты вы уже изучили? II. Изучение нового материала. Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с многоатомными спиртами, с их представителями, с особенностями их химических свойств, узнаем, где применяют многоатомные спирты. 1. Классификация многоатомных спиртов. Слайд: «Многоатомные спирты» • Многоатомными называются спирты, содержащие две или несколько гидроксильных групп. Различают многоатомные спирты: двухатомные трехатомные многоатомные диолы триолы полиолы (гликоли) (глицерины) (слайд сопровождается комментарием учителя о классификации спиртов и названии групп спиртов) Слайд: CH 2 - CH 2; CH2 – CH – CH2 ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ OH OH OH OH OH - К каким группам относятся эти спирты? (ответы уч-ся ) 2. Номенклатура многоатомных спиртов. Учитель: В корень названия ставится «имя» предельного углеводорода – алкана с таким же числом атомов углерода, что и в спирте. Слайд: Этан Пропан Приставкой –ди, -три, и т.д. указывают число гидроксильных групп. ( по ходу рассказа учителя на слайде появляются соответствующие приставки, суффиксы, числа. ) Слайд: Этанди Пропантри Указывают суффикс – «визитную карточку» спиртов – ол. Слайд: Этандиол Пропантриол Через черточку показывают положение гидроксильных групп. Слайд: Этандиол – 1,2 Пропантриол – 1,2,3 3. Гомологические ряды многоатомных спиртов. - А как вы считаете, будут ли эти вещества являться гомологами? - Почему? (Обсуждение вопросов. Формулировка вывода о том, что каждый из них начинает свой гомологический ряд.) - Давайте попробуем составить формулы гомологов этиленгликоля и глицерина и дать им названия. ( Работа учащихся по составлению формул и названию веществ. Результат – на доске. ) CH2 – CH – CH 3 ; CH2 - CH – CH – CH3 ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ OH OH OH OH OH Пропандиол-1,2 Бутантриол-1,2,3 4. Физические свойства многоатомных спиртов. Учитель: Мы уже многое сказали о многоатомных спиртах. И пришло время познакомиться с ними «лично». У каждого на столе есть пузырек с глицерином. Рассмотрите это вещество и опишите его физические свойства по плану на слайде. Слайд: · агрегатное состояние · подвижность · прозрачность · цвет · наличие запаха · растворимость (Обсуждение физических свойств до растворимости) Лабораторный опыт «Растворимость глицерина», вывод о его хорошей растворимости. - В чем причина вязкости и хорошей растворимости многоатомных спиртов? 5. Химические свойства многоатомных спиртов. Учитель: Итак, мы пришли к выводу, что основное отличие многоатомных спиртов от одноатомных в числе – ОН групп. - Как высчитаете, отразится ли эта их особенность на химических свойствах? - Каким образом? - А как наличие большего числа –ОН групп повлияет на кислотные свойства? Давайте подтвердим предположение, проделав опыт. Лабораторный опыт «Взаимодействие раствора глицерина с гидроксидом натрия». - Что наблюдаете? - Какой характер свойств глицерина доказывает эта реакция? - Запишите уравнение проведенной реакции, если были замещены все три атома водорода в гидроксильных группах. (Ученик записывает уравнение реакции.) H2C – OH H2C – ONa ↓ ↓ HC – OH + 3 OHNa → HC – Ona + 3H2O ↓ ↓ H2C – OH H2C – ONa глицерат натрия - А возможна ли реакция со щелочными металлами как у одноатомных спиртов? Запишите уравнение реакции. (Сильный ученик записывает уравнение) H2C – OH H2C - ONa ↓ ↓ 2 HC – OH + 6 Na → 2 HC – ONa + 3 H2 ↓ ↓ H2C – OH H2C – ONa глицират натрия Учитель: Теперь давайте вспомним, какие еще химические свойства одноатомных спиртов вам известны? (Ответы учащихся) С галогеноводородами. - Как эта реакция будет идти у многоатомных спиртов ( учащиеся записывают уравнения реакций в тетради, один ученик – на доске H2C – OH H2C - Cl ↓ ↓ HC – OH + HCl → HC – Cl +3 H2O ↓ ↓ H2C – OH H2C - Cl С кислотами органическими и неорганическими. - Как называется реакция взаимодействия спиртов с кислотами? (Этерификация) -Составьте уравнение реакции глицерина с органической и неорганической кислотой. (3HNO3) CH2 – OH HONO2 CH2 – ONO2 ↓ ↓ H2SO4 CH – OH + HO NO2 →CH – O – NO2 +3 H2O ↓ ↓ CH2 – OH HONO2 CH2 – O – NO2 Тринитроглицерин или нитроглицерин Учитель: Это вещество вам известно. Где оно применяется? (Ответы учащихся) Учитель: Производство нитроглицерина разработал русский ученый Николай Николаевич Зинин в 1853 году. Но предложения о строительстве промышленных предприятий по производству снарядов и мин не заинтересовали ни царское правительство, ни артиллерийское ведомство. Только в 1863 году нитроглицерин начали успешно применять для подземных и подводных взрывов. Ученик Зинина – Альфред Нобель – продолжил работы своего учителя и в 1867 году запатентовал способ производства динамита. Будучи членом семьи знаменитых и богатых промышленников он стал организатором и совладельцем многих предприятий по производству взрывчатых веществ в разных странах мира. Учитель: Итак, давайте сделаем вывод о сходстве химических свойств одно- и многоатомных спиртов. (учащиеся формулируют вывод) Учитель химии: Но есть и отличия. Не зря у них большее число – ОН групп. Дело в том, что большее число – ОН групп приводит к большей поляризации связи О – Н , что обуславливает большую подвижность и способность к замещению гидроксильных атомов водорода по сравнению с одноатомными спиртами. Поэтому, многоатомные спирты способны взаимодействовать с гидроксидами не только щелочных, но и тяжелых металлов, например с Cu(OH)2. Давайте убедимся в этом. Лабораторный опыт «Взаимодействие раствора глицерина с гидроксидом меди (II)». Качественная реакция на многоатомные спирты. (обсуждение результатов опыта, запись уравнения реакции в тетрадь со слайда) Слайд CH2 – O – H H – O CH2 – O – H O – CH2 ↓ Cu ↓ ↓ 2CH - O – H + H – O →CH – O – Cu = O – CH + 2H2O ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ H ↓ CH2 – O – H CH2 – OH HO - CH2 Учитель: По этой реакции глицерин и другие многоатомные спирты можно отличить от одноатомных спиртов, т.е. это качественная реакция на многоатомные спирты. В рекламе жевательной резинки на телевидении утверждают, что в «Дироле» содержится ксилит – пятиатомный спирт. Давайте убедимся в этом, проделав качественную реакцию на многоатомные спирты. Лабораторный опыт «Обнаружение многоатомного спирта в жевательной резинке». (обсуждение результатов опыта, формулировка вывода о наличии в жевательной резинке многоатомного спирта) III. Рефлексия и подведение итогов. Учитель: Итак, давайте подведем итоги нашего урока. - С какими веществами вы познакомились? - Что их отличает от алканолов? - Как количественные изменения – увеличение числа гидроксильных групп – отразились на качестве, т.е. на химических свойствах многоатомных спиртов? ( Оценивание ответов учеников и работы на уроке, выставление отметок. ) IV. Домашнее задание. § 18, упр. 1,4 Одному ученику подготовить сообщение о назначении ксилита в пищевой промышленности и о его действии на организм человека. |