Скачать 66.44 Kb.
|
Урок на тему: «Принцип действия тепловых двигателей и охрана окружающей среды» Предмет: Физика, экология Класс: 8 Учитель: Сальникова Нина Николаевна Школа: Стрелецко-Слободская основная общеобразовательная Цели: Обучающие: обобщение знаний о принципах действия двигателей внутреннего сгорания, о видах топлива и физико-химических процессах в природе. Развивающие: развитие навыков сравнения изучаемых процессов, способности анализировать ситуацию, формирование умения работать с таблицами, дополнительной литературой. Воспитательные: воспитание разумного и бережного отношения к природе, развитие умения работать самостоятельно. Ход урока: Первый двигатель внутреннего сгорания, изобретенный немецким механиком-самоучкой Николаем Отто в 1878 году, работал на газе. В 1885 году его коллега Даймлер построил карбюраторный двигатель, работающий на бензине. В карбюраторе смешиваются бензин и воздух, образуя горючую смесь. Цикл работы четырехтактного карбюраторного двигателя состоит из следующих тактов: (демонстрация на модели ДВС) 1-й такт: всасывание горючей смеси при постоянном давлении. 2-й такт: сжатие горючей смеси, воспламенение от электрической искры, взрыв и резкое увеличение давления. 3-й такт: рабочий ход. 4-й такт: выход отработанных газов. Затем цикл повторяется вновь. КПД карбюраторных двигателей составляет 25-30 % и они широко применяются в автомобилях, мотоциклах и т.д. Недостатком этих двигателей является то, что выхлопные газы очень сильно загрязняют атмосферу. 60 % всех вредных выбросов в атмосфере - это загрязнение от автомобильного транспорта. Более экономичен двигатель Дизеля (1892 год), в цилиндре которого сжимается воздух, а не горючая смесь. Он работает без карбюратора и свечи, расходует меньше топлива. КПД таких двигателей составляет около 40 %. А чем еще отличаются дизельный и карбюраторный двигатели? Ученик 1-й: Карбюраторные двигатели выбрасывают значительно больше несгоревших углеводородов и продуктов неполного окисления. Пройдя 15 тысяч километров, каждый автомобиль выбрасывает в атмосферу около 3 т диоксида углерода, 90 кг углеводородов, 500 кг оксида углерода, около 30 кг оксидов азота. Считается, что один автомобиль выделяет 1000-1200 вредных компонентов, многие из которых очень токсичны. Содержание основных веществ (в объёмных %) в выхлопных газах двигателей внутреннего сгорания
Бензопирен является сильным канцерогеном, вызывает врожденные уродства. Высокая заболеваемость злокачественными опухолями у людей, длительное время дышавших воздухом с бензопиреном, установлена статистически. Особенно много бензопирена выделяется на холостом ходу, во время разгона, торможения, а также при езде по плохим дорогам. Механизм его действия на организм связан с встраиванием в молекулы ДНК. Формальдегид оказывает раздражающее действие на организм человека, обладает общей токсичностью. Действует на центральную нервную систему, особенно на зрение. Диоксид азота и монооксид углерода приводят к нарушению системы дыхания и кровообращения. Коварным газом является оксид углерода или угарный газ. Выбросы выхлопных газов особенно опасны потому, что осуществляются в непосредственной близости от тротуаров в зоне активного пешеходного движения. Мы рассмотрели влияние загрязненного воздуха на организм человека, а как чувствуют себя в такой среде растения? 2-й ученик: Свидетелями загрязнения воздуха выхлопными газами придорожного пространства являются деревья, растущие вдоль дорог. В отличие от нас, не всегда обращающих внимание на степень загазованности воздуха и иногда не связывающих изменение нашего самочувствия с тем, чего мы надышались, придорожные деревья быстрее реагируют на это. На многих улицах Москвы липы и березы имеют явные отклонения от нормы. Ветви растут отдельными густыми пучками, наподобие "банных веников". У других пород деревьев изменяется цвет и форма листьев, отслаивается кора, проявляются другие изменения. Но все это - лишь отдельные стадии угнетения деревьев. В дальнейшем растения ждет неминуемая гибель. Свыше 100 лет тому назад английский химик А.Смит ввел понятие «кислотные дожди», но говорить о них стали только в последнее время. Как они образуются? Какое влияние оказывают на природу? 3-й ученик: Содержащиеся в выхлопах автомобилей газы, такие, как углекислый, сернистый, оксиды азота, растворяясь в дождевой воде, образуют кислоты- угольную, азотную, сернистую и другие. Кислотные дожди (туман, дождь, снег), оседают на почве и вступают с ней во взаимодействие, способствуют образованию ионов алюминия и других токсичных металлов, что приводит к загрязнению как поверхностных, так и грунтовых вод. Алюминий, например, способен вызвать болезнь Альцгеймера, заключающуюся в преждевременном старении и развитии умственной неполноценности.Кислотные дожди вызывают коррозию металлов, разрушают строительные материалы; дожди, содержащие карбонат кальция, приводят к образованию так называемого каменного рака памятников архитектуры. Как же уменьшить загрязнение окружающей среды? 4-й ученик: Увеличение концентрации углекислого газа способствует увеличению кислотности воды, нагреванию атмосферы. Необходимы меры по снижению темпа роста концентрации углекислого газа. Для этого необходимо следовать нескольким стратегиям: сосредоточиться на более эффективном использовании энергии и на замене ископаемого топлива (уголь, нефть и природный газ- главные источники «рукотворной» двуокиси углерода) возобновляемыми источниками энергии. Это – использование электродвигателя вместо ДВС. Источник его энергии- аккумулятор. Преимущества электромобиля несомненны. Во-первых, он экологически чист, во-вторых, исключается использование нефти, а сжигать нефть, как заметил еже Д.И.Менделеев, все равно, что топить печь ассигнациями. Электромобили преодолевают расстояния до 700 км и развивают скорость 100 км в час. Поддоны с аккумуляторными батареями легко меняются за 15 минут. Но если все автомобили перевести на электротягу, то не хватит электричества. Нужно будет строить новые электростанции, а они тоже загрязняют атмосферу. Поэтому на данный момент можно принять следующие меры: 1.Просвещение населения: каждый водитель должен знать, что причина дымления автомобиля- неисправность двигателя, неотлаженность систем питания или зажигания. Только за счет правильной регулировки двигателей выброс вредных веществ в атмосферу можно уменьшить в 3-5 раз. Плохо накачанные шины не только быстрее изнашиваются, но и увеличивают сопротивление движению, а значит сжигается больше горючего. Неправильный выбор скорости движения, резкое торможение и разгон, превышение скорости, увеличение частоты вращения двигателя на холостом ходу- все это приводит к загрязнению атмосферы. 2.Вынос за городскую черту грузовых транспортных потоков. 3.Соблюдение предельной скорости. 4.Обеспечение равномерного движения машин на улицах, предотвращение заторов, задержек на перекрестках, когда автомобили вхолостую расходуют горючее и загрязняют воздух. 5.Организация пешеходных зон, куда въезд автотранспорта предельно ограничен. 6.Своевременное диагностирование автомобилей на содержание выхлопов. Итак, каждый из нас в ответе за чистоту на нашей Земле! Конечно, совсем отказаться от использования автомобилей невозможно. Но для устранения вредных последствий необходимо проводить мероприятия по снижению токсичности выхлопов автотранспорта на региональном, государственном и международном уровнях. Наша страна обязалась выполнять по Женевскому соглашению 1986 г. Стандарты Единой экологической комиссии ООН. На рефлексивном этапе урока задаю такие вопросы: 1.Какие типы двигателей мы изучили на уроке? 2.Довольны ли вы результатом своей деятельности на уроке? 3.Как вы считаете, пригодятся ли вам в жизни знания, полученные на сегодняшнем занятии? Список литературы: Физика в школе, №6, 2006г. Перышкин А.В. Физика , 8 класс-Москва, «Дрофа», 2003 Я иду на урок физики- Москва, «Первое сентября», 2000 Новиков Ю.В. Природа и человек- Москва, «Просвещение», 1991 |